После долгих раздумий отец и мать благословили влюбленных, удивляясь, как непредсказуема жизнь. Ведь незадолго до этого их старшую дочь, инвалида первой группы, взял в жены здоровый мужчина
Говорят, для влюбленных и солнце светит ярче, и планета вертится быстрее Ощутили это и винничане Лена Шпиганевич и Вячеслав Решетняк, избранниками которых стали люди с ограниченными физическими возможностями. «Для настоящей любви ни время, ни расстояния, ни другие преграды не существуют, а инвалидная коляска не может помешать и подавно!» — утверждают обе супружеские пары. Кстати, связывают их не только отношение к жизни и любви, но и родственные узы
Много лет назад Лена, сестра которой с детства оказалась прикованной к инвалидной коляске, даже подумать не могла, что ее супругом станет тоже инвалид.
- До встречи с Людой у меня были девушки, но ни к одной из них я не испытывал столь нежных чувств! — улыбается Вячеслав Решетняк. — Меня сразили ее обаяние, жизнерадостность, умение преодолевать трудности. Да и моя жизнь была небезоблачной: после дорожно-транспортного происшествия перенес несколько операций. И только Людочка вселила в меня надежду, что все проблемы разрешимы!
Интересно, что в Винницкой городской общественной организации инвалидов «Паросток», членом которой была Люда, мы с ней стали первой семейной парой. Часть свадебных хлопот взяли на себя друзья Люды — большое спасибо им за это. А я узнал, что моя любимая помогла найти друг друга многим людям, жизнь которых осложнена инвалидностью: в журнале «Паросток» (печатный орган вышеупомянутой организации. — Авт. ) она вела рубрику друзей по переписке
Люда заболела, когда ей исполнилось шесть лет. Сначала девочка лишь немного прихрамывала, а вскоре из-за жуткой боли в ногах и вовсе перестала ходить. Обследовавшие юную пациентку врачи, затрудняясь диагностировать ее болезнь, советовали родителям стараться, чтобы дочь больше ходила, бегала и прыгала. После исполнения этих рекомендаций Люда вообще не смогла стать на ноги: головки костей тазобедренных суставов раскрошились, и каждый шаг сопровождался неимоверной болью. Врачи же наконец определились с диагнозом — дисплазия тазобедренных суставов. Лишь санаторное лечение со специальными физкультурными упражнениями, ваннами, массажами, грязями облегчало состояние Люды, потому санаториев она повидала немало. В одном из них и нашла свое счастье
После свадьбы молодые супруги жили сначала в доме Людочкиных родителей. Дружно, все вместе достраивали доставшийся по наследству от бабушки дом, делали там ремонт Перебрались же в новое жилище, когда родился Олежка.
Появление на свет сынишки супруги без преувеличения выстрадали. Забеременела Люда вскоре после поездки в Краков, где она с мужем и другие винничане, прихожане римо-католического храма Девы Марии Ангельской, вместе с десятками тысяч верующих увидели Папу Римского Иоанна Павла II.
Врачи, узнав о беременности, настоятельно порекомендовали от ребенка избавиться: мол, беременность может усугубить ее состояние здоровья, да и у самого малыша нет никаких шансов родиться здоровым, ведь болезнь мамы может передаться ему по наследству. Но Люда и Слава верили, что их первенец родится здоровым. Поддержали их в столичном Институте педиатрии, акушерства и гинекологии. Тщательно обследовав будущую маму, медики пришли к выводу, что вероятность унаследования ребенком ее болезни хоть и существует, но совершенно незначительная.
- Почти всю вторую половину беременности я лежала на сохранении в больнице, — продолжает Люда. — Слава Богу, врачи перестали с нами воевать и даже несколько раз выдавали дорогостоящие медикаменты бесплатно, ведь денег катастрофически не хватало. Муж всегда был рядом. Мне запрещали подниматься с кровати, да что там подниматься — я даже самостоятельно перевернуться с боку на бок не могла! А когда пришло время рожать, Славик отнес меня в родильный зал на руках. Некоторые знакомые шутили, что мы со Славиком вместе вынашиваем малыша. По сути, так оно и было. Олеженька родился настоящим крепышом — 4 килограмма 200 граммов!
Медики предостерегали, что сынишка может отставать в своем развитии от сверстников. К счастью, этого не произошло: и держать головку, и сидеть, и ходить сынуля начал строго «по графику». Сейчас ему уже четыре годика. Мои мучения стоили того, чтобы иметь такого малыша! Как и большинство детей его возраста, он непоседа. А еще с удовольствием строит домики из кубиков и замысловатые пирамидки из конструктора, лепит из пластилина фигурки животных, быстро заучивает и декламирует понравившиеся стишки. Уже знает почти все буквы алфавита и пытается слагать слова. Слава Богу, у меня много времени для общения с ребенком. Вот вместе и играем, и учимся, пока папа Славик справляется по хозяйству — готовит, убирает, стирает
Вячеслав пока временно не работает, вот и освободил жену от стряпни. Борщи, каши, котлеты, тефтели и другие полюбившиеся в семье блюда готовит сам. Кулинарный опыт осваивал во время срочной службы в армии. Его наставником в кухонном деле был армейский старшина. А совершенствовал Слава кухонные премудрости не менее ответственно, чем воинскую специальность связиста. Словно предчувствовал: кулинарные навыки ему пригодятся.
Родители Люды, Галина Адольфовна и Александр Яковлевич, помогли супругам приобрели телевизор, стиральную машину, холодильник и пылесос. А недавно Люда со Славой купили компьютер. Домашняя техника в хозяйстве очень помогает: появляется свободное время.
Решетняки не замыкаются дома, очень любят гулять. Когда Олежке было всего несколько месяцев, папа укладывал его в рюкзачок, после чего отдавал маме. А чтобы Люда сама не выпала из коляски вместе с драгоценным грузом, ее приходилось привязывать к коляске. Вот так втроем и путешествовали. По Виннице, и не только. Побывали в Умани — в дендропарке «Софиевка» и в Каменец-Подольском — в старинной крепости. Если же Люда едет в санаторий, Слава с Олежкой непременно ее сопровождают. Теперь, когда сын уже подрос, он вместе с папой катает маму. А вскоре, по секрету сообщает мне мальчик, если он будет кушать много каши и котлет, он станет настоящим богатырем — и повезет маму сам!
- Меня родители едва ли не с пеленок готовили к тому, что я должна буду всегда заботиться о своей старшей сестре, — рассказывает Елена Шпиганевич, социальный педагог одной из винницких школ. — Вот я с самого детства от Люды и не отходила. Ей надо было постоянно помогать, ведь она с трудом передвигалась на костылях. В школу она не ходила — учителя приходили к нам домой. Люда охотно делилась со мной всем, что узнавала из учебников, научила меня писать, читать, рисовать Кстати, и со своим мужем я познакомилась тоже благодаря Люде.
Однажды я поехала навестить ее в винницкий дом отдыха, в христианском лагере «Источник любви», где она оздоравливалась. Именно там и обратила я внимание на симпатичного парня в инвалидной коляске. Вечером угостила его бутербродами, мы разговорились. Стали встречаться. Саша читал мне стихи, мы много беседовали Эти встречи очень нас сблизили! А вскоре я поняла: он — моя судьба!
Александр рассказал Лене, что заболел несколько лет назад — после того, как в одной из винницких больниц ему сделали инъекцию нестерильным шприцом и занесли в организм инфекцию энцефалита. Парня парализовало. Лечение, увы, не дало желаемого результата — и Александру пришлось смириться со своей инвалидностью.
Жил Саша в одной квартире со своей мачехой, терпя от нее оскорбления и унижения. Его родители умерли, а родственники не особо им интересовались. Когда Лена впервые пришла к нему в гости, очень удивилась, что на кухне нет холодильника. Оказалось, Сашина мачеха переставила его в свою комнату, телевизор, который для инвалида, по сути, «окно в мир», уронила — и он перестал работать, а телефонный шнур обрезала. Еще больше поразило девушку, что единственной едой Саши оказалась запаренная кипятком вермишель «мивина», приправленная дешевеньким майонезом, и кусок черствого хлеба. Когда же парень рассказал, что часто пытается утолить голод, представляя тарелку вкусного маминого борща, девушка и вовсе расплакалась.
Чтобы подкормить своего нового друга, Лена начала привозить ему баночки с супчиками и тушеной картошкой. Парень искренне благодарил ее и боялся. Боялся признаться, что полюбил красивую молодую учительницу. Боялся, что, как только она об этом узнает, он потеряет ее навсегда
- Обычно дни тянулись для меня так долго, — признается Александр Шпиганевич, инвалид первой группы, — а вот когда Лена забегала, время пролетало незаметно. Рядом с ней было так спокойно! А еще постоянно хотелось говорить ей комплименты. Вот только признаться, что люблю, было очень трудно. Однажды как-то невзначай заметил, что она, здоровая, красивая, заслуживает и мужа такого же — крепкого, сильного. Но Лена вдруг ответила, что никто, кроме меня, ей не нужен. Поначалу я даже не знал, что сказать. Не надеялся, что вслед за состраданием придет любовь
Как-то старшая сестра расспросила Лену, почему она так редко к ним заходит. Девушка и рассказала ей о Саше. «Только не играй с ним, с его чувствами! Ему будет очень больно, когда ты его бросишь!» — взмолилась Люда. Но Лена заверила, что с Сашей у нее все серьезно. «Ну и что, что он в инвалидной коляске? — размышляла она. — С детства я к инвалидной коляске в доме привыкла!» А вскоре и родителей, которые умоляли ее оставить Сашу, попросила не мешать им любить друг друга.
Родителям трудно далось это решение. Лишь накануне свадьбы отец и мать Лены обняли дочь и ее жениха. «Да благословит вас Бог, дети!» — сказали сквозь слезы.
Влюбленные расписались, а затем и обвенчались. Вместо инвалидной коляски в тот торжественный день Сашу возила свадебная колесница — украшенный белыми цветами автомобиль. И свадебный вальс они с Леной станцевали, и поучаствовали в народных обрядах. Кстати, следуя одному из них, гости собирали деньги на ползунки для их будущего ребенка. Больше собрали для мальчика. А родилась доченька, Иванка!
Иванке сейчас полгодика. Саша жалуется, что с трудом удерживает малышку на руках — такая она верткая! Поэтому, когда Лене надо отлучиться на кухню или же по другим делам, она оставляет Иванку рядом с мужем на диване. И девочка тут же перестает капризничать, будто понимает, что управиться с ней папе сложнее, чем маме. Да и если вдруг просыпается среди ночи, то успокоить ее может только папа. Словом, папина дочка!
Александр сознается, что если бы имел возможность, то каждое утро дарил бы жене свежие, с капельками росы, цветы. Он убежден, что именно любовь движет человеком, его помыслами и делами. В последнее время Саша вместе с братьями пытается отсудить родительскую квартиру у проживающей там мачехи, поэтому сидеть дома ему некогда. Вникнув в юридические тонкости гражданского дела, он направляется в своей инвалидной коляске то к адвокатам, то на судебные заседания. Благо, в Виннице по инициативе городского центра реабилитации «Гармония» и при поддержке городских властей и спонсоров уже работает служба перевозки инвалидов-колясочников
Неплохо было бы иметь и собственный автомобиль, которым инвалидов обязалось обеспечить государство, делятся со мной Лена и Саша, но очередь на него такая длинная! Зато они оба учатся на компьютерных курсах, также организованных под руководством «Гармонии». Надеются, что по окончании учебы найдут работу, и все у них будет хорошо.
- Уверена, для настоящей любви не существует никаких преград, не помеха для нее и инвалидная коляска! — говорит директор Центра реабилитации «Гармония», председатель правления одноименной Винницкой областной общественной организации, инвалид первой группы Раиса Панасюк. — Инвалиды умеют любить преданно, верно и принимают любовь как величайший дар Божий — со смирением и благодарностью. Увы, в нашем обществе принято считать, что к инвалиду нельзя испытывать страстную любовь — лишь глубочайшее сострадание. Конечно же, это не так.
Наша «Гармония» объединяет семьи с разной судьбой. Но в каждой из них кто-то из супругов является инвалидом. В таких семьях, как правило, и по два, и по три ребенка, причем и дети, и родители относятся друг к другу с любовью и трепетом. Ведь все они в прямом смысле слова выстрадали и отстояли свое право на счастье