За ночь 19 декабря во время аномального снегопада столичные активисты на мощных джипах высвободили из снежных заносов больше пятидесяти автомобилей
Небывалый снегопад обрушился на Украину как раз накануне любимого детского праздника — Дня святого Николая. На въездах в столицу образовались многокилометровые пробки. Не лучшей была ситуация и в самом Киеве. Коммунальщики поначалу, как всегда, были не готовы к такому количеству выпавшего снега. Многие автомобилисты, рискнувшие выехать по своим делам в город на автомобилях, застревали в сугробах. Самостоятельно выбраться из снежного плена удавалось не всем. И тогда на помощь, подобно героям какого-нибудь фильма, приходили джиперы. За одну ночь на огромных мощных джипах они вытащили из сугробов более пятидесяти автомобилей. Абсолютно бесплатно.
— Если мы можем кому-то помочь, то просто обязаны это сделать, — говорит один из основателей клуба Offroadsmaniacs Виталий Гребенюк, более известный среди друзей как Спрут. — В нашем клубе только в Киеве состоит около трехсот человек. Каждый из них готов в любое время помочь тому, кто нуждается в помощи. О грядущем снегопаде мы знали и еще накануне вечером начали патрулировать Киев. Разбили город на условные квадраты.
На патрулирование выезжали по нескольку джипов вместе. Не так-то просто вытащить застрявшую в сугробе фуру. Поэтому мы составляем «паровозик» из трех-четырех внедорожников и вытаскиваем многотонные грузовики.
— Как реагируют на вас те, кого приходится спасать? У вас очень необычные джипы. Большие, мощные, на огромных колесах. Такие нечасто встретишь в обычное время на дороге.
— Некоторые нас боятся, — улыбается Виталий. — Предлагаешь помощь, говоришь, что это бесплатно, а они все какой-то подвох ищут. Вот и в этот снегопад на Подольском спуске обнаружили троллейбус, который никак не мог подняться вверх. А внутри при этом были пассажиры. Многие из них уже замерзли, но выходить на улицу не собирались. Причем они находились там уже пару часов, не меньше.
Я подъехал к водителю троллейбуса и говорю: «Сейчас мы тебя вытащим». Но он только руками замахал, не надо, мол. Как не надо, спрашиваю, у тебя же вон пассажиры уже синие от холода. «Сейчас приедет эвакуатор и вытащит», — отвечает водитель. — «Но ты ведь уже давно ждешь. Давай мы тебе поможем! Мы же деньги не берем». А тот уперся, окно в кабине закрыл, показывая тем самым, что разговор закончен. Так и остался троллейбус стоять. Не знаю, сколько они еще времени эвакуатор ждали. Насильно мы вытаскивать никого не можем. Хотя замерзших пассажиров, конечно, жалко.
Шарахались от нас, как от огня, и водители «ГАЗелей». Они тоже почему-то все время какой-то подвох ожидали. А вот что касается дальнобойщиков, то они о нашем существовании знают и поэтому лишних вопросов не задают. Хотя тоже пытаются отблагодарить, деньги суют. Но мы принципиально от них отказываемся. В смысле, от денег.
— Сколько джипов надо, чтобы вытащить троллейбус?
— Троллейбус весит 11 тонн. Чтобы вытащить его из сугроба, надо как минимум три джипа. Кстати, несколько троллейбусов с пассажирами мы тем вечером все-таки выручили.
— А если застряла фура?
— Тогда четыре джипа. Нам на этот раз еще помогал «Урал» спасателей. Одну 38-тонную фуру вытаскивали четырьмя джипами и грузовиком ГСЧС.
Со спасателями у нас хорошие отношения. Они частенько вызывают нас на подмогу. С полицией мы тоже не ругаемся. Иногда из-за пробок приходится выезжать на встречную. Включаем мигалку и едем. Полицейские с пониманием относятся. Не останавливают, не штрафуют.
Как правило, мы знаем все проблемные места в столице — это улица Елены Телиги, Сырец, Подол. У нас есть диспетчер, который получает просьбы о помощи. Всегда быстро можем переехать в другой район. Кстати, в этом году мы собирались вытаскивать застрявшие автомобили и на подъездах к столице. Но там работали ребята из других клубов, и нам дали отбой.
А вообще-то многие уже знают, что могут получить помощь, если застряли где-то на дороге. У нас есть специальная служба, которая называется «SOS 4 на 4 Украина». Автомобилист, застрявший в снегах, в любое время дня и ночи может позвонить диспетчеру с просьбой о помощи, и тот из ребят, кто будет рядом, обязательно приедет.
Спасением застрявших автомобилей на дорогах мы занимаемся уже не первый год, — продолжает Виталий. — Помните, как замело в марте 2013 года? Был такой же коллапс на дорогах. Наши ребята тогда спасли беременную женщину. Добирались с мужем в роддом и застряли на трассе, где редко ездят другие машины. Мы проезжали там совершенно случайно. Девушка в машине уже собиралась рожать. Муж в растерянности, не знает, что делать. Вытащили автомобиль на асфальт. Они нас так благодарили! Деньги давали и еще обижались, что не берем. Тогда девушка пообещала, что сына назовет именем одного из своих спасителей. Насколько мне известно, обещание она сдержала.
— Но скажите, почему вы все-таки этим занимаетесь? Я так понимаю, что люди вы далеко не бедные. Ваш джип немалых денег стоит.
— Мы готовы бесплатно вытаскивать из сугробов застрявшие машины, потому что… это весело. Ну и потому, что можем помочь. Денег за работу нам не надо. Достаточно сказать спасибо. К тому же это шанс испытать наши внедорожники.
Мой джип действительно стоит немалых денег. Причем, учтите, он полностью переделан. У моего Nissan Patrol от оригинала почти ничего не осталось. Во-первых, нужно ставить другие колеса. Для таких внедорожников, как у меня, сейчас подходят американские колеса с суперпрочной резиной по тысяче долларов каждое. При этом надо иметь минимум по три комплекта. Переделываем в автомобиле абсолютно все: двигатель, ходовую. И получается совсем другая машина. По себестоимости она обходится раза в три дороже обычной.
— А есть в вашем клубе внедорожники, которые собираются, что называется, с нуля?
— Да, конечно. На любой вкус у нас есть джипы. Кстати, полностью собранные своими руками машины у нас называют «котлетами».
— Поломки часто бывают?
— Не без этого. На моем джипе уже стоит третий мотор. Конечно, это дорогое удовольствие. Все мы где-то работаем. Чаще в бизнесе. Как вы заметили, люди мы небедные. Нам нравится спасать людей. Мы занимаемся тем, что нам нравится.
Кроме того, участвуем в разных международных соревнованиях для внедорожников, даже выигрываем.
— А как в ваших семьях относятся к такому увлечению?
— С пониманием, — улыбается Виталий.
— Неужели жены не пилят, что деньги не на то тратите?
— Наши жены — наши единомышленники. Многие из них и сами ездят за рулем внедорожников. Так что с этим у нас, как правило, настоящая идиллия.
— У вас есть место, где вы собираетесь на досуге?
— Какой-то конкретной площадки нет. Обычно выезжаем покататься за город куда-нибудь на бездорожье. В свободное от работы время можем и на несколько дней уехать.
— Сколько джипов может выехать на спасение в случае очередного снегопада?
— В нашем клубе около 150 машин. Все задействовать для спасения нет смысла. Например, за время этого снегопада в Киеве работало шесть внедорожников. Сначала считали, сколько и кого мы вытаскивали. Потом сбились со счета. Но не менее пятидесяти машин вытащили. Если ситуация была бы еще более серьезной, то другие могли мгновенно подключиться к работе по спасению. Сколько нужно автомобилей, столько и будет. Непогода и бездорожье для нас не страшны. Не зря же наш клуб называется «Маньяки».