Между тем крупнейший автомобильный холдинг России уже начал производить в Ярославской области современные дизели для грузовиков по лицензии французской компании Renault
Еще два года назад процентное соотношение продаваемых в Украине иномарок и автомобилей, сделанных в СНГ, составляло пятьдесят на пятьдесят. С тех пор доля иномарок выросла. Но вытеснить автомобили российского производства, к примеру ГАЗы, пока не под силу даже «китайцам». Автомобили ГАЗ остаются единственным выбором для тех, у кого нет возможности выложить пару десятков тысяч долларов за солидную иномарку и кому нужна представительская машина или, скажем, развозной грузовичок типа «Газели».
Представители автомобильного холдинга «Группа ГАЗ», куда наряду с еще двумя десятками предприятий входит и Горьковский автозавод, заявляют, что скоро к уже хорошо известным моделям ГАЗов прибавятся и новые бестселлеры. Если говорить о коммерческой технике, то такими должны стать фургоны Maxus (»Максус»). Эти автомобили выпускаются на заводе LDV в Британии, вошедшем в «Группу ГАЗ» в 2006 году. Со временем производство Maxus наладят и на самом ГАЗе.
Что касается легковых автомобилей, то здесь надежды автомобильного холдинга возложены на модель GAZ Siber (ГАЗ «Сайбер») — результат сотрудничества «Группы ГАЗ» с американским концерном Chrysler (»Крайслер»). Цена автомобиля в хорошей комплектации — от 18 тысяч долларов, что, как считают на предприятии, позволит ему успешно конкурировать с иномарками среднего класса.
Успех новых моделей, а также обновленных прежних моделей во многом обеспечит и запуск собственного производства дизельных двигателей для автомобилей «Валдай», «Газель». В Европе уже давно три четверти всех продаж новых авто приходится на экономичные турбодизели. С дальнейшим подорожанием топлива, считают в «Группе ГАЗ», подобная участь ждет и страны СНГ. А значит, успех останется с тем, кто первым предложит рынку бюджетные автомобили с надежными и неприхотливыми дизельными моторами, отвечающими экологической норме «Евро3», а в перспективе и «Евро4».
Так, по словам нового руководителя, в Нижнем Новгороде, куда перебрался главный офис компании, построят корпоративный обучающий центр для персонала. Повышение квалификации будут проходить все, начиная с рядовых сотрудников и заканчивая топ-менеджерами. Философия «Группы ГАЗ» отныне станет созвучна той, что традиционно исповедуют ведущие японские автопроизводители. «Первое правило — это уважение к людям, то есть к сотрудникам, поставщикам и покупателям, — пояснил Сергей Занозин, — и второе — это постоянные усовершенствования, так называемые кайдзены».
К слову, знаменитая система кайдзен, изобретенная в Японии, уже несколько лет как внедрена на флагмане холдинга — Горьковском автомобильном заводе. Ее суть в том, что обычный рабочий может вносить свои предложения по решению каких-то, пускай даже самых незначительных, проблем. Во время экскурсии по заводу нам даже продемонстрировали стенд, где подробно описано, какие недостатки при сборке устранены рядовыми работникам ГАЗа.
Одна из наиболее острых тем для предприятия, по словам Сергея Занозина, — создание собственного производства дизельных двигателей, без которых невозможна современная коммерческая техника. В конце прошлого года в Ярославской области «Группа ГАЗ» уже запустила производство тяжелых дизельных 11-литровых двигателей мощностью 412 лошадиных сил по лицензии французской компании Renault Trucks (»Грузовики Рено»). Дизельные моторы ЯМЗ для МАЗов, КрАЗов и «Уралов» предполагается довести до самых высоких мировых стандартов, вплоть до «Евро4». Подобное производство семейства легких дизельных двигателей, скорее всего, будет налажено и на Горьковском автомобильном заводе. Речь идет о моторах объемом от 1,4 до 2 литров, предназначенных для целого ряда моделей, одной из которых будет являться «Газель» (напомним, что ГАЗ достаточно давно выпускает дизельные моторы австрийской фирмы Steyr — ГАЗ 560, которые устанавливаются на «Газели». Эти моторы легко проходят по полмиллиона километров, потребляя 11,6 литра дизтоплива в городском режиме эксплуатации).
Впрочем, пока альтернативы «Газели» с газобаллонным оборудованием (ГБО), позволяющим заправлять машину природным газом — метаном, нет. Даже если сравнивать «россиянку» с подержанным пятилетним дизельным фургончиком импортного производства.
Специалисты корпорации «АИС», которая является официальным импортером продукции «Группы ГАЗ» в Украине, провели подсчет стоимости эксплуатации «Газели» с ГБО, учитывая ее цену при покупке, расход топлива, ремонт, стоимость техобслуживания и дальнейшей перепродажи. Оказалось, что у российского автомобиля стоимость одного километра пробега составляет всего около 40 копеек, тогда как у «бэушного» импортного грузовика — более 50 копеек.