В городе Снежное Донецкой области четырехлетняя Катюша Елисеева, прислонившись к незаблокированным дверцам неработающего лифта, сорвалась вниз. Пролетев более 20 метров, девочка приземлилась на груду мусора и чудом осталась жива
Четырехлетняя жительница города Снежное Донецкой области пострадала из-за неработающего(!) лифта, доступ в шахту которого не был надежно блокирован. Упав с высоты седьмого этажа, ребенок чудом остался жив.
За последние два года жертвами неисправных лифтов были дети из Кировограда и Харькова. Десять взрослых, находившихся в кабине сорвавшегося лифта в здании Министерства транспорта и связи Украины получили травмы. Но, оказывается, даже лифт, который «никуда не едет», тоже смертельно опасен.
Когда с дрожью в сердце смотришь на разбитое, опухшее личико несчастной крошки, кажется, что она «провалилась» в крепкий сон, девочка даже похрапывает — из-за разбитых челюстей. Но стоит маме только чуть-чуть от нее отодвинуться, ребенок начинает кричать и плакать навзрыд. Еще бы! Ведь Катюша пережила такую боль и шок, что теперь боится остаться без мамы даже на минутку. Из больницы города Снежное девочку в тот же день санавиацией доставили в Донецк, где она почти полсуток находилась в реанимации — куда мам, увы, не пускают. И все это время, с момента падения с почти 23-метровой высоты, Катя была в сознании
Как рассказала мама малышки, несчастье случилось в минувшую пятницу. Катенька и ее ровесник — четырехлетний Кирилл (племянник Лилиного мужа) находились под присмотром бабушки, поскольку родители обоих детей были на работе. Бабушка живет на верхнем этаже девятиэтажки в микрорайоне Черемушки. В этом доме по улице Советской, 91, только в одном подъезде работает лифт. В подъезде же, где проживает Лилина свекровь, лифт не действует уже лет десять. Поэтому, как обычно, бабушка с внучатами и сумками, груженными покупками,
Двери лифта были, на первый взгляд, блокированы — «скруткой» (палка, закрепленная поперек створок двери проволокой). Эта, пусть даже и временная, блокировка может защищать людей от падения, если бы не одно «но». Добытчики металла недавно сняли нижний алюминиевый «порожек», в пазах которого двигались двери. Когда ребенок оперся о створки, они не только легко, как шторки на окне, раздвинулись, но еще и «отворились» внутрь. Пролетев семь этажей, Катюша приземлилась на кучу мусора, которая за годы простоя лифта выросла почти до уровня первого этажа. Некоторые считают, что именно мусор смягчил удар при приземлении
- Мой сын Виктор живет со своей семьей отдельно, но вчера он забежал ко мне пообедать, — рассказывает «ФАКТАМ» Ольга Пелехатая, жительница квартиры на седьмом этаже. — Когда раздался пронзительный звонок в дверь, мы сначала подумали, что попрошайки трезвонят: они обычно так настойчивы. Но все же дверь открыли.
- Помогите! Вызовите «скорую», у меня внучка в лифт провалилась, — тяжело дыша, прокричала нежданная гостья, державшая за руку маленького мальчика.
В течение минуты 26-летний Виктор Пелехатый вызвал все службы: и «неотложку», и спасателей, и милицию. И тут же сам ринулся на первый этаж. Там он сбил «закрутку» на дверцах лифта, влез в шахту и достал оттуда Катюшу. Прокричав «наверх»: «Жива!» — мужчина передал ребенка на руки соседке с первого этажа, а сам помчался обратно на седьмой. Виктор торопился за ключами от своей машины — на случай, если задержится «скорая». Но не успел он спуститься с бабушкой Катюши вниз, как подъехали медики. Кирилла до возвращения его родителей оставили в квартире Пелехатых. А Виктор, проводив «неотложку» с пострадавшими, помчался на работу, даже не сразу заметив, что у него вся одежда в крови.
Можно понять бабушку Кати, которая только после заверений врачей местной больницы о том, что внучка будет жить, решилась позвонить родным и попросила сообщить о случившемся невестке. Как оказалось, сосед, спасший девочку из шахты лифта, тоже не был уверен в том, что ребенок выживет.
- Сын позвонил ко мне утром и сразу спросил: «Мама, что с той девочкой? Узнай, жива она или нет. Я всю ночь не спал, в больницу ездил, но там сказали, что малышку увезли в Донецк», — говорит Ольга Пелехатая. — Ведь Виктор потом рассказал мне, что, извлекая ребенка, он глянул наверх — в проем шахты лифта — и ужаснулся. Боковые стены были утыканы арматурой, а снизу торчали штыри (на которых крепятся амортизационные пружины на случай падения кабины), валялся строительный мусор и другие острые предметы. И на все это малышка упала лицом вниз! К счастью, девочка не угодила ни на один из этих «кольев». И благо, что она была в зимней курточке с капюшоном. Виктор сказал мне, что врачи подозревали у ребенка перелом основания черепа.
- Это удивительно, что при падении с такой высоты ребенок получил только три перелома, — рассказал Вартан Гюльмерьянц, заведующий нейрохирургическим отделением Ь 2 Донецкого клинического территориального объединения имени Калинина, куда девочку доставили из Снежного. — Предварительный диагноз — ушиб головного мозга — после исследования на томографе пока не подтвердился. У Кати тяжелый перелом верхней трети правого плеча, открытые переломы верхней и нижней челюсти. Возможно, эти травмы потребуют оперативного вмешательства, и нужна не одна неделя, чтобы косточки срослись. Ребенок пережил сильный испуг, но при этом ни разу не терял сознания, ни одна из его жизненно важных функций не нарушена Бывают, конечно, еще такие счастливые случаи, когда после падения с высоты 20-ти и более метров люди выживают, но очень редко.
В тот же день, когда случилось несчастье с Катенькой Елисеевой, по факту падения ребенка в лифт прокуратура города Снежное возбудила уголовное дело по статье «Служебная халатность, повлекшая за собой тяжкие последствия». По сведениям заместителя прокурора Снежного Анатолия Айдинова, только в подъезде, где произошло ЧП, не были по всем правилам законсервированы и представляли опасность для людей двери в шахту лифта на первом, втором и седьмом этажах. После того как воры за металлом сняли с них алюминиевые детали, временные «скрутки» на палках уже никого не могли оградить от падения в «пропасть». Зампрокурора сообщил, что с первого ноября минувшего года забота о безопасности жилья была возложена на председателя правления совладельцев многоквартирного дома (кондоминиума), его избрали жильцы, а затем кандидатуру утвердили на сессии горсовета.
Председатель кондоминиума и житель злополучного дома Анатолий Акимов, зная о приезде журналиста, ожидал меня на месте ЧП. Он честно признался, что, решившись взвалить на свои плечи за минимальную зарплату (500 гривен) заботу о коммунальном благополучии 260 квартир, прежде всего занялся восстановлением бесперебойного теплоснабжения, которого в доме нет уже почти три сезона! Дела с остальными коммунальными благами обстоят не лучше. Поэтому проверить надежную консервацию лифта он просто не успел. Да ему, собственно, еще и не передали на баланс техническую документацию из жэка, который раньше обслуживал дом. А теперь председатель кондоминиума попал под статью, которая предусматривает от двух до пяти лет лишения свободы и лишение права занимать определенные должности на срок до пяти лет
Правда, в прокуратуре заверили, что круг виновников несчастья может расшириться: следствие выяснит, как заботились о безопасности жилья те чиновники, у которых оно было на балансе раньше.
Заместитель председателя горисполкома Снежного Владимир Ченский, ведающий работой коммунхоза, заверил, что консервацию всех неработающих лифтов проверили накануне отопительного сезона. Правда, в Снежном, где из 83 лифтов действуют только 13, действительно, уместнее говорить не о качестве работы лифтов, а лишь об их надежной консервации. По словам собеседника, проверка в подъезде, где произошло ЧП, нарушений не обнаружила.
- Но, бывает, только мы проверили или заблокировали по всем правилам двери неработающего лифта, как тем же вечером воры демонтируют детали, и нужно все делать снова, — признал Владимир Ченский. — Для блокирования применяем ручки от лопат (металлических предметов стараемся избегать, чтобы не украли). Писать заявление в милицию бесполезно: прямой материальный ущерб от хищения менее 625 гривен. При этом для восстановления лифта нужно 60-80 тысяч гривен, а на все ремонтные работы жилого фонда города в этом году выделено 165 тысяч гривен.
Судя по всему, на возобновление работы лифтов в горисполкоме Снежного не надеются. Но жильцам мечтать не запретишь.
- Когда мой сын с женой и своей трехлетней дочкой идут ко мне в гости, внучку Алинку несут на руках: не выдерживает еще ребенок такой нагрузки, как подъем на седьмой этаж, — пожаловалась мама Виктора Пелехатого. — Пожилой соседке-»сердечнице» с восьмого этажа каждый раз, когда она добирается домой, мы «скорую» вызываем. Мамы с малыми детьми, в колясочках, выйти погулять не могут. Квартиру выше пятого этажа в нашем подъезде уже ни продать, ни поменять
- В нашем доме лифт навсегда «замер» восемь лет назад, когда я вынашивала своего старшего сына, — рассказывает мама пострадавшей Кати Елисеевой. — Мы живем на седьмом этаже и, возвращаясь после работы, каждый день чувствуем себя альпинистами. А как я намучилась, вынося в свое время на прогулки Данилку, а потом Катю! Я так считаю: раз есть в доме лифт, то коммунальные службы должны думать о том, чтобы он работал, а не о том, как навсегда заварить в него вход — такой вариант нам теперь предлагают.
Мой сын-второклассник однажды остановился у входа в лифт и спросил: «Мама, а зачем эти двери на каждом этаже и эта кнопочка?» Я ему объяснила: «Когда-то люди нажимали на эту кнопочку, двери открывались, люди садились в кабинку и ехали к себе на этаж». Сын слушал меня так, как будто я ему сказку рассказываю, кажется, он не поверил, что такое на самом деле было. Скажите, разве это нормально, что городской ребенок, который живет в квартире на седьмом этаже и умеет пользоваться компьютером, не представляет себе, что такое лифт?! Я уже не говорю о том, что из-за неработающего лифта чуть не потеряла дочь