Происшествия

«в советские времена пианино нередко покупали из-за дерева — его пускали на реставрацию старинной мебели или делали из него табуретки», -

0:00 — 31 января 2008 eye 2208

рассказывает полтавчанин Сергей Юшко, в частной коллекции которого собрано более 40 действующих музыкальных инструментов, причем половина из них — это пианино и рояли

- Могу одной рукой одеваться, а другой играть на рояле, — говорит 47-летний Сергей Юшко.  — Пока спущусь со второго этажа на первый, подойду к нескольким инструментам. Приеду на обед — снова хоть на несколько минут сажусь за инструмент. А могу играть лирику два-три часа подряд и строить в это время бизнес-планы.

В двухэтажном особняке семьи Юшко музыка звучит постоянно. Дом буквально пронизан ею. Во-первых, в нем живут потомственные музыканты. Во-вторых, здесь собрано свыше 40 действующих музыкальных инструментов — баянов, гармошек, гитар, есть даже маленький орган. Но основное пространство в доме заполняют рояли и пианино. Их больше двадцати. Старинные и сравнительно новые, большие и маленькие, но каждый с неповторимым звучанием, со своей душой. Если хозяин желает насладиться лирикой Шопена — садится за «Ronich», если же хочет сыграть какую-нибудь композицию группы «АВВА» — выбирает «Mulbach»…

«Наш любимый с сыном рояль — тот, на котором, возможно, играла Надежда Крупская»

Мне еще не приходилось видеть таких домов. В спальне супругов Юшко стоят три пианино и рояль! А все шкафы детской снизу доверху забиты… нотами и литературой о композиторах и музыке. Кажется, мебели здесь совсем не существует. Лишь по минимуму — диван, рабочий стол…

Единственный беззвучный инструмент в уникальной коллекции Сергея Юшко — механическое пианино.

- Это своеобразный музыкальный компьютер, придуманный немецкими мастерами в конце XIX столетия, — объясняет хозяин дома Сергей Юшко.  — У инструмента очень сложная конструкция, поэтому сам боюсь им заниматься, а найти реставраторов сложно. Еще мальчишкой мечтал приобрести такое пианино, но стоимость тогда была баснословной. Ведь это раритет — в начале XX века начался выпуск граммофонов, пластинок, и сборку этих инструментов прекратили. Мне долго пришлось уговаривать его хозяина, пока мы не сторговались  — я отдал ему немецкое пианино в прекрасном состоянии, а он мне это, молчащее.

Чтобы самоиграющий инструмент зазвучал, в него нужно вставить перфокарту. Музыканту достаточно нажимать на педали — и клавиши сами подводят тоненькие трубочки, которых множество, к карточным отверстиям. Раздается настоящая живая музыка.

Услышать механическое пианино можно будет уже скоро. Сколько расстроенных музыкальных инструментов прошло через руки Сергея Юшко — не сосчитать!

- Реставрировать инструмент гораздо дороже, чем его купить, — рассказывает он.  — Многие ошибаются, полагая, что ценность фортепиано тем выше, чем больше ему лет. К сожалению, процентов девяносто инструментов, что мне предлагают, не пригодны к использованию.

В конце шестидесятых годов в коллекции Сергея Юшко, равной которой в Украине, скорее всего, нет, появилось первое фортепиано. Сейчас самым старым экспонатом является пианино ХVIII века, изготовленное в Париже. Сам Наполеон отметил медалью заслуги французской фирмы, выпустившей этот инструмент. Теперешний хозяин особенно этим гордится, но никак не находит времени, чтобы отреставрировать уже снятые струны. Просто знает, что инструмент вряд ли хорошо зазвучит и будет стоять, скорее, «для мебели».

- Раньше мне часто предлагали: «Заберите пианино, оно мне мешает», и я покупал его за 100-200 рублей, — улыбается мой собеседник.  — Иные брали их вместо дерева. Там же дерево очень ценное! Разбивали и реставрировали старинную мебель либо мастерили табуретки. Меня же всегда интересовала история инструмента. Однажды меня пригласили посмотреть на разбитый рояль «Beсker». Во время беседы с хозяином выяснилось, что на нем, возможно, играла Надежда Крупская. Оказалось, что она приезжала в Полтаву к знакомым, жившим по соседству с семьей, у которой был этот рояль. И вот Надежду Константиновну приглашали в тот дом поиграть, а соседи собирались послушать музыку. Этот рояль наш с сыном любимый…

«80-летняя немка была так тронута игрой маленького пианиста, что опустилась перед ним на колени»

Шестнадцатилетний Максим учится в Полтавском музыкальном училище. Сергей с Натальей в шутку говорят, что сын — их педагогический эксперимент. Отец решил его судьбу еще до рождения, сказав, что будущий ребенок непременно станет музыкантом. Классическую музыку малыш постоянно слушал, находясь в утробе матери. А в четыре года знал наизусть весь репертуар Одесского оперного театра. Сергей тогда специально построил свой бизнес так, чтобы перевезти семью в Одессу. Молодая мама с ребенком каждый день подолгу гуляла вдоль морского побережья и посещала все спектакли в знаменитом театре. В том же возрасте Максим увлекся шахматами, а в восемь лет стал чемпионом области в своей возрастной группе. Еще до школы осваивал японское искусство оригами. Но все же музыка победила.

Сейчас Максим уже сам сочиняет музыку. Он — победитель всеукраинских детских конкурсов по классу фортепиано «Першоцвчт» и «Весняна рапсодчя», обладатель Гран-при Первого международного конкурса инструментальной музыки «Золотая осень».

И все же мальчишка есть мальчишка — ему хочется сходить на каток, покататься на роликах, встретиться с друзьями… Времени на все не хватает.

- Играть всегда хочется, а вот учиться не люблю, — сознается юное дарование.  — Но, чувствую, от этого никуда не деться…

Тем не менее для поддержания формы ему каждый день приходится садиться за рояль. Даже тогда, когда уезжает из дому на отдых. Отец берет путевки в такие отели, в которых есть пиано-залы. Однажды в Египте, в Хургаде (Максиму тогда было десять лет), они устроили для отдыхающих концерт. В благодарность персонал отеля преподнес им большой шоколадный торт в виде рояля с надписью: «Семье Юшко». А 80-летняя немка была так тронута игрой маленького пианиста, игравшего классику, что опустилась перед ним на колени и поцеловала мальчику руки…

- Как-то мы с Максимом чуть не спровоцировали международный скандал, — смеется Сергей.  — В том же Египте, в Табе, когда начинали музицировать, вокруг нас собиралась публика — просили сыграть то одно, то другое. Немцам, французам, англичанам нравилось, когда мы играли Баха, Листа, Шопена, а русские без конца просили «Мурку» и другие блатные песни. При этом забирались на столы и начинали плясать. Иностранцы тут же выходили из зала, выражая таким образом свое недовольство. И вот как-то мы с сыном заходим в пиано-зал, а возле рояля… выставлена охрана. Нам объяснили, что во избежание конфликта между туристами разных стран в отеле временно запрещено использовать инструмент. Атмосфера разрядилась лишь тогда, когда мы согласились дать два отделения концерта. Сын играл классику, я — популярные мелодии.

«В Таиланде я ездил с комсомольским билетом вместо водительских прав»

Одно время Сергей с Натальей пытались воспитывать и чужих детей. Собрали талантливую молодежь и первыми в Полтаве открыли частную музыкальную школу, а при всех общеобразовательных ввели курсы благородных девиц, на которых учили сервировать стол, правильно пользоваться столовыми приборами, со вкусом одеваться, составлять цветочные композиции… «Благодаря вам я удачно вышла замуж в Москве, — сообщила как-то Наталье ее бывшая ученица.  — Когда мой шеф увидел, как я встречаю его деловых партнеров, он сказал, что достойна быть не секретарем, а женой бизнесмена».

- У нас школьниц пичкают химией, физикой, геометрией и еще Бог знает чем, — говорит Сергей Юшко, — а вот до революции в институтах благородных девиц обучали танцам, иностранным языкам и игре на фортепиано.

Сейчас на четверть ставки Сергей работает преподавателем музыки в полтавской средней школе Ь 23, а с некоторыми учениками, которые намерены поступать в музыкальное училище, занимается дома. Совершенно бесплатно, ибо деньги, по его мнению, сковывают.

… Двери красивого дома семьи Юшко всегда открыты для друзей. Практически нет такого дня, чтобы сюда кто-то не заглянул. Здесь так уютно среди музыки… Здесь любят спорить, философствовать о науке и воспитании детей, о житейских ценностях и об образе жизни современных людей. Сергей с Натальей, которые придерживаются принципов христианской морали, для многих являются примером.

Глава семьи признается, что на многих вещах старается экономить. Он не дарит жене драгоценности — вместо этого покупает туристические путевки, и всей семьей они отправляются в странствия. На собственном автомобиле ездили не только за Урал, но даже на Тянь-Шань. Спали в машине, ели что придется, а деньги расходовали в основном на бензин. Зато получили море впечатлений! Но особенно поразил всех экзотический Таиланд — на арендованном автомобиле, они проехали с севера страны на юг более двух тысяч километров, побывав на берегах сразу двух океанов — Тихого и Индийского.

- В наших водительских правах полиция азиатских государств не слишком разбирается, — делится Сергей.  — В Таиланде я ездил по… комсомольскому билету.

Из каждой поездки семья Юшко обязательно привозит сувениры. Вот на это денег они не жалеют. С острова Бали привезли деревянную статую женщины, из Египта — дорогой профессиональный кальян, а с Урала — картину, выложенную знаменитыми уральскими самоцветами.

- В доме, как видите, нет подлинников полотен знаменитых художников, — обращает мое внимание хозяин.  — Некоторые ради престижа покупают их за миллионы. Мне же важна память, эмоции, которые вызывает картина. У нас есть семейная икона, которую я купил и затем отреставрировал. Не знаю, кто ее писал, но по технике исполнения чувствуется хорошая школа. Недописанная икона (на ней не хватает двух апостолов) была спасена перед разрушением церкви, стоявшей на месте Центрального рынка в Полтаве. Это и является для нас самым ценным. Мне не нравится, что шедевры живописи могут купить только богатые люди. Поэтому музыку я ставлю выше художественного искусства. Ведь «Лунную сонату» Бетховена не купишь ни за какие деньги…