С 1 февраля нынешнего года в Украине вступают в силу новые требования к качеству продаваемого на отечественных заправках автомобильного газа
Не секрет, что все больше украинских водителей предпочитают использовать в качестве топлива сжиженный газ. Более того, в прошлом году отечественный рынок автогаза вырос на 8,4 процента и по объемам потребления автогаз на 10 процентов превзошел бензин. Однако в последнее время в некоторых СМИ появилась информация, что вскоре на отечественном рынке сжиженного газа возникнет дефицит. А в среде водителей начали распространяться слухи о грядущем резком подорожании этого вида горючего. Как выяснилось, данная информация лишена основания.
Дело в том, что с 1 февраля нынешнего года в Украине вступают в силу новые требования к качеству продаваемого на отечественных заправках автомобильного газа. Как сообщили в правительстве, новый стандарт ДСТУ EN 589:2017 вводят в рамках гармонизации украинского законодательства с нормативами Европейского союза. Причем проверкой качества автогаза на АЗС теперь обязаны заниматься Государственная экологическая инспекция и Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей. Эти организации получили право остановить работу объекта или изъять товар из оборота в случае, если он несет серьезную опасность общественным интересам.
Напомним, что до недавнего времени в Украине качество автогаза определялось советским ГОСТом, разработанным под газ для коммунально-бытовых нужд. А новый стандарт устанавливает четыре принципиальных критерия, которым должен соответствовать газ, продаваемый на автозаправках. Это октановое число, отсутствие свободной воды, содержание серы и давление насыщенных паров.
Стоит отметить, что около 75 процентов сжиженного газа Украина импортирует. По мнению экспертов топливного рынка, сейчас только белорусский газ полностью отвечает требованиям нового стандарта, так как в Беларуси уже давно действуют европейские нормы. Казахский сжиженный газ имеет высокое качество, но имеет отличия по октановому числу и давлению насыщенных паров. Поэтому нуждается в доводке. Как ни парадоксально, автогаз, производимый на украинских заводах, не соответствует новому стандарту. Однако производители уже ведут работы по модернизации технологии и обещают в ближайшее время поставлять на рынок продукцию, полностью отвечающую новым требованиям. Но больше всего проблем с российским газом, закупаемым у «Роснефти». Он не соответствует даже базовым требованиям нового стандарта. У россиян проблемы с содержанием серы и свободной воды, а это ключевые показатели.
Именно на основании информации о структуре наполнения отечественного топливного рынка сжиженного газа и возникли необоснованные слухи о грядущих перебоях на заправках и росте цен после введения новых стандартов. Подробнее рассказать о сути нововведений и их последствиях для миллионов украинских автомобилистов «ФАКТЫ» попросили эксперта «Консалтинговой группы А-95» Артема Куюна.
— Я считаю, что какого-то сильного влияния на рынок сжиженного газа введение новых стандартов не не окажет, -- отметил Артем Куюн. -- Да, принятый регуляторный акт стал очередным шагом к повышению качества топлива. Однако он не решает все проблемы.
На сегодняшний день более 70 процентов всего газа, находящегося на рынке, или уже соответствует новым параметрам качества, или его можно легко к этим стандартам привести. Поэтому проблема даже не в насыщении рынка. Есть два аспекта, на которые нужно обратить внимание.
Первый, это запрет торговли на АЗС бытовым газом. То есть газом, который по своим качественным параметрам относится не к автомобильному, а к бытовому. Формально этот запрет действовал и раньше, но все заправки его обходили и огромное количество автомобилей прекрасно на таком топливе ездило. Хочу отметить, что до принятия новых стандартов существовали старые, еще советские ГОСТы, на автогаз, которые полностью не соответствовали современным реалиям. При этом так называемый бытовой газ гораздо качественнее автогаза по старым стандартам. Потому зачастую поставщики привозили автогаз европейского качества и уже на месте доводили его до стандарта бытового газ. Просто из ранее существующих в Украине стандартов только он нормально работал в автомобилях.
А теперь у нас, наконец-то, введены европейские стандарты качества газа, фактически ЕВРО-5. И это решает массу нормативно-бюрократических казусов, существовавших долгие годы.
Но есть второй аспект: по-прежнему никто не будет контролировать, что именно наливается в баки автомобилей. Государство давно устранилось от контроля качества нефтепродуктов, в том числе и автогаза. Эти функции взяли на себя сами поставщики топлива, заботящиеся о своей репутации. В результате сейчас вопрос качества на рынке бензина и дизтоплива практически закрыт. Ни один уважающий себя трейдер не будет продавать «бодягу», понимая, что завтра он останется без покупателей. Ведь конкуренция на рынке очень жесткая, а цены на горючее довольно высокие, по сравнению с уровнем доходов украинцев. Уверен, что вскоре и на рынке автогаза здоровая конкуренция устранит недобросовестных продавцов.
Тем более, что на рынке автогаза есть одна важная особенность. Автовладельцы, вложившие деньги в газовое оборудование для своей машины, заинтересованы чтобы эти инвестиции окупились и приносили выгоду как можно дальше. Поэтому они очень внимательно следят за качеством используемого топлива. Ведь именно от топлива, в первую очередь, зависит, как долго проработает оборудование. Не говоря уже о том, что при использовании качественного газа на одной дозаправке автомобиль проезжает гораздо большее расстояние.
— Но ведь функция контроля за качеством сжиженного газа возложена на Госэкоинспекцию и Госпотребинспекцию.
— У них нечем контролировать. Самый простой анализатор для проверки качества сжиженного газа стоит 80 тысяч долларов. Максимум, что они смогут проверять, это документы. Например паспорта качества. А соответствует ли реализуемый на заправке автогаз этому предоставленному паспорту или нет, проверить будет крайне сложно.
— То есть теперь в Украину и, соответственно, на заправки, будет поступать только газ европейского качества?
-- Конечно, теперь поставщики будут стремиться завозить автогаз, соответствующий европейским нормам качества. Хотя они делали это и ранее. Повторюсь, более 70 процентов газа на нашем рынке соответствуют новым стандартам. Но есть некоторые технологические нюансы. Мало купить и завезти такой газ, важно сохранить это качество до заправки. И именно этап хранения может оказаться проблемным для некоторых сетей. Дело в том, что наши хранилища в основном не предназначены для газа разных стандартов. Разумеется, есть современные комплексы, где эта проблема решена. Но их не так много. Поэтому когда через хранилище проходит сначала газ одного стандарта, а потом другого, гарантировать, что до заправки дойдет топливо, четко отвечающее конкретному стандарту, невозможно.
-- Как отразится нововведение на розничной цене сжиженного газа?
-- Абсолютно никак не отразится. Изменения касаются технологических и бюрократических вопросов, но совсем не влияют на формирование цены.
-- В последние годы количество автомобилей на газу существенно увеличилось. Украинцы и дальше будут переводить свои автомобили на газ?
-- Действительно, в Украине объемы потребления бензинов сокращаются, а сжиженного газа — растут. Уверен, что ближайшие годы рынок сжиженного газа будет ежегодно увеличиваться на 5−7 процентов. Это будет продолжаться до тех пор, пока использование газа выгоднее, чем бензина. Пока такая тенденция сохраняется как в Украине, так и в других странах. А вместе с ростом потребления увеличивается и конкуренция на рынке, что положительно влияет на качество топлива и предоставляемых услуг.
Кстати, недавно цена на дизтопливо преодолела отметку в 30 гривен за литр. По мнению специалистов остановить рост стоимости горючего может, в первую очередь, укрепление курса национальной валюты.