Спорт

«все вылеты запрещены. Возвращаемся завтра», — сообщил в телеграмме своей домохозяйке 21-летний футболист «манчестер юнайтед» дункан эдвардс всего за несколько минут до страшной авиакатастрофы в мюнхенском аэро

0:00 — 6 февраля 2008 eye 374

Ровно 50 лет назад разбился самолет, на котором летела легендарная команда Матта Басби. Погибли 23 человека из 43 находившихся на борту

На «Манчестер Юнайтед» шотландца Матта Басби молилась вся Англия. Ребята были молоды, счастливы и безумно талантливы. И, конечно же, мечтали привезти на родной стадион «Олд Траффорд» Кубок европейских чемпионов. «Мальчики Басби» — так любя называли игроков «МЮ»

50-х годов. Но для семерых из них день 6 февраля 1958 года стал последним в жизни, а еще один футболист скончался в больнице спустя две недели после той страшной авиакатастрофы в аэропорту Мюнхена…

«Передняя часть «Амбассадора» вместе с левым крыломи превратилась в груду металла»

Из Белграда делегация «Манчестер Юнайтед» возвращалась в приподнятом настроении. Еще бы! Проигрывая по ходу ответной встречи «Црвене Звезде» — 0:3, англичане нашли в себе силы сравнять счет и с учетом домашней победы — 2:1 — вырвали у югославов путевку в полуфинал Кубка европейских чемпионов. На борту предоставленного команде «Британскими европейскими авиалиниями» 47-местного двухмоторного самолета «Амбассадор» (за шикарную отделку салона его еще называли «Элизабет» — по имени английской королевы) кто-то играл в карты, кто-то болтал о последних новостях, кто-то читал газеты и журналы. Понятное дело, живо обсуждали и дальнейшие шансы «МЮ» в еврокубковом турнире. Каждая новая порция виски укрепляла уверенность в победе англичан.

Надо сказать, что вместе с футболистами, тренерами, сотрудниками клуба и девятью журналистами летели еще и пятеро случайных пассажиров, которым надо было срочно попасть в Лондон. Среди них жена и маленькая дочка югославского военного атташе в Англии. Всего же на борту «Амбассадора» было 38 пассажиров и пять членов экипажа. В Мюнхене самолет без проблем совершил промежуточную посадку для дозаправки. Хотя буквально за несколько минут до прибытия чартера из Белграда здесь пронесся снежный вихрь. Все летное поле было покрыто снегом.

Предполетная подготовка и дозаправка заняли не более часа. Лайнер готовился взять курс на туманный Альбион. Шел мокрый снег, температура воздуха держалась около нуля, и с задних кромок крыльев стекали струйки воды. Опытные пилоты Джеймс Тэйн и Кен Рэймент решили, что выруливание и взлет не отнимут слишком много времени и лед на крыльях не успеет образоваться. Поэтому они отказались от обработки самолета противообледенительной жидкостью, запросив разрешение на запуск двигателей.

В 14. 15 «Амбассадор» начал выруливать на взлетно-посадочную полосу. Место командира корабля занимал Рэймент. Его коллега Тэйн сидел в кресле второго пилота. К слову, капитаны дружили не первый год. Их дружбу скрепляло еще и хобби — оба увлекались птицеводством. Командиром «Амбассадора» в этом рейсе был Тэйн: он вел машину на первом отрезке маршрута — от Белграда до Мюнхена. Из Мюнхена в Лондон самолет предстояло пилотировать Рэйменту.

Первая попытка взлететь оказалась неудачной. Самолет снова начал разгон, но как только лайнер набирал скорость, двигатели глохли. Экипаж направил «Амбассадор» к пассажирскому терминалу, чтобы техники осмотрели двигатель. Пока пилоты обсуждали с техническим персоналом возникшие проблемы, пассажиры пили кофе, а восходящая звезда британского футбола 21-летний полузащитник Дункан Эдвардс даже успел отправить телеграмму своей домохозяйке: «Все вылеты запрещены. Возвращаемся завтра». Позже выяснилось, что эта хранящаяся до сих пор в музее «МЮ» телеграмма была доставлена адресату уже после трагедии…

А пока в 15. 03, после устранения неисправностей в двигателях, «Элизабет» начал свой последний разбег. От покрытой слоем снега полосы самолет, развив скорость до 185 километров в час, чуть-чуть оторвался, однако выше так подняться и не смог. Сбив забор, огораживающий аэродром, уже неуправляемый «Амбассадор» устремился в сторону городской окраины. На пути самолета находилась маленькая ферма, окруженная высокими деревьями. Рэймент, до упора вывернув штурвал, попытался проскочить между домом и ближайшим к нему деревом. Машина стала крениться вправо. В то же мгновение от страшного удара о кирпичную стену коттеджа от самолета оторвалось левое крыло вместе с двигателем. Раскаленный мотор влетел прямо в дом. Начался пожар. Фюзеляж с уцелевшей правой плоскостью закрутило вокруг собственной оси. Врезавшись в сарай, он разломился пополам: носовая часть, пропахав в мерзлой земле колею длиной в 60 метров, замерла посреди поля, а части хвоста отбросило к разрушенному амбару…

Перед прибывшими к месту трагедии пожарными предстала страшная картина. Передняя часть фюзеляжа вместе с левым крылом превратилась в груду металла. Под уцелевшей плоскостью, в которой еще оставалось почти две тонны топлива, разгоралось пламя (благо, пожар удалось быстро погасить). Из разрушенного салона раздавались стоны. 20 из 43 пассажиров, находившихся на борту, уже были мертвы (позже умерли еще трое)…

В следующее воскресенье игроки «МЮ» выйдут на матч чемпионата Англии в футболках образца 50-х годов — в память о «мальчиках Басби»…

В списке погибших значились фамилии семи футболистов (еще один — тот самый Дункан Эдвардс, который отправил телеграмму, — позже скончался в больнице, а получившие тяжелые травмы Джонни Бэрри и Джеки Бланчфлауэр уже больше никогда не выходили на футбольное поле). Из девяти журналистов в живых остался только один. Не пощадила судьба также двух помощников старшего тренера, секретаря клуба, второго пилота, туристического агента и еще двух пассажиров. Лишь по счастливой случайности смерть миновала наставника команды Матта Басби и будущую звезду английского футбола Бобби Чарльтона.

На следующий день после трагедии Манчестер оплакивал своих погибших героев. Их тела были доставлены ночью. Гробы разместили в гимназии, чтобы родные и друзья смогли проститься с погибшими. Родственники просили, чтобы на похоронах не было посторонних людей, но тысячи болельщиков «МЮ» стояли неподалеку и сопровождали траурную церемонию в полной тишине. Более того, все таксисты бесплатно работали для тех, кто ехал проститься с погибшими. По телевидению постоянно показывали хронику катастрофы. На всех играх очередного тура чемпионата Англии прошли минуты молчания…

Чтобы дать шанс выжить «МЮ», национальная ассоциация отменила правило, согласно которому футболисты, игравшие в Кубке Англии за одну команду, не имели право в текущем сезоне выступать в этом турнире за другой клуб. И к состоявшемуся спустя 13 дней после катастрофы кубковому матчу с «Шеффилд Юнайтед» манкунианцы смогли пополниться новыми игроками. В этот холодный февральский день на трибунах «Олд Траффорд» собрались 60 тысяч болельщиков. Они не стеснялись своих слез. Великой команды шотландца Матта Басби уже не существовало. Многие из фанатов пришли на стадион в красно-бело-черной одежде. С тех пор эти три цвета и стали цветами «МЮ». В предматчевой программке была помещена статья об авиакатастрофе, а место, где обычно указывается состав команды, пустовало…

«Не думаю, что те, кто выходил в этот вечер на поле или наблюдал за борьбой с трибун, когда-либо забудут ту игру, — вспоминал футболист «Шеффилда», а позже «МЮ» Альберт Куикссол.  — Парни в футболках «Манчестер Юнайтед» играли всем сердцем, и не важно, насколько хорошо они были сыграны. Мы просто вынуждены были смириться с их победой — 3:0, ведь нам противостояли не 11 соперников, а весь 60-тысячный стадион».

Ровно десять лет понадобилось Матту Басби (он умер в 1994 году в возрасте 83 лет), чтобы вместе с новой командой «МЮ» таки завоевать Кубок европейских чемпионов. В 1968 году в решающем матче на стадионе «Уэмбли» манкунианцы обыграли португальскую «Бенфику». А сразу после финального свистка выжившие в мюнхенской катастрофе и участвовавшие в том поединке тренер Басби и футболисты Чарльтон и Фоулкс, взявшись за руки, плакали. Вместе с ними плакал весь «Уэмбли»…

Англичане свято чтят память погибших в тот роковой февральский день 1958-го. В клубном музее «МЮ» этому событию посвящена специальная экспозиция, а перед входом на стадион «Олд Траффорд» открыта мемориальная доска и висят памятные «мюнхенские» часы, которые за все время останавливались лишь раз — в 15. 04 6 февраля 1988 года — в день 30-летия гибели великой команды.

В следующее воскресенье на матч чемпионата Англии против земляков из «Манчестер Сити» футболисты «МЮ» выйдут на поле в форме образца 50-х годов. На ней не будет ни логотипа премьер-лиги, ни наклеек официальных спонсоров клуба. В память о «мальчиках Басби»…

Футбольные авиакатастрофы

4 мая 1949 года. «Торино». Итальянский клуб возвращался из Лиссабона после товарищеского матча с «Бенфикой». На борту самолета было 28 человек, в том числе 18 игроков. Десять из них во главе с Валентино Маццолой входили в сборную Италии. На подлете к Турину самолет в тумане задел купол базилики на холме Суперджа, потерял управление и рухнул вниз.

16 июля 1960 года. Сборная Дании. При приземлении в аэропорту города Каструп на острове Амагер (Дания) вблизи Копенгагена потерпел катастрофу самолет со второй сборной Дании на борту. Погибли восемь футболистов.

3 апреля 1961 года. «Грин Кросс». Самолет, на котором летели 24 чилийских футболиста из Сантьяго в Осорно на матч Кубка страны, врезался в гору Лос-Ластимас. В живых не осталось никого.

26 сентября 1969 года. «Стронгест». 19 игроков и руководителей самой популярной команды в Боливии погибли в результате авиакатастрофы в Андах. Футболисты летели в Ла-Пас.

31 декабря 1970 года. «Эйр-Ликвид». Самолет, на котором летели алжирские футболисты на товарищеский матч в Испанию, разбился. Погибла вся команда.

13 августа 1979 года. «Пахтакор». Из-за ошибки авиадиспетчеров в небе под Днепродзержинском самолет с ташкентской командой на борту, летевший из Минска, столкнулся с другим лайнером. Спастись не удалось никому. В числе погибших были игроки сборной СССР Михаил Ан и Владимир Федоров.

8 декабря 1987 года. «Альянса». Лидер перуанского чемпионата возвращался в родную Лиму из города Пукальпо, где одержал очередную победу. При посадке самолет потерял управление и упал в океан. Погибли известный тренер Маркос Кальдерон и 16 футболистов.

7 июня 1992 года. Голландские футболисты. При посадке в аэропорту столицы Суринама Парамарибо разбился самолет рейсом из Амстердама. Среди погибших — 23 голландских футболиста суринамского происхождения. По счастливой случайности среди пассажиров не было футбольных звезд Руда Гуллита и Франка Рейкарда.

28 апреля 1993 года. Сборная Замбии. Замбийцы летели с острова Маврикий, где проводили отборочный матч Кубка Африки с местной сборной (3:0), в столицу Сенегала Дакар на следующую игру. По пути их военный самолет совершал многочисленные дозаправки. После одной из них в аэропорту Либревиля (столица Габона) самолет, едва взлетев, упал в океан. Погибли все 18 игроков.