Известный знаток закулисной жизни презентовал в Киеве свою новую книгу «Хедлайнеры»
Шоумен, пиарщик и продюсер Александр Кушнир знает о звездах если не все, то очень многое. В свое время предприимчивый киевлянин отправился покорять Москву и сегодня он — заметная фигура на российском музыкальном Олимпе. Саша сотрудничал с Земфирой и Глюкозой, Катей Лель и Линдой, Борисом Гребенщиковым и Тамарой Гвердцители. Он не только владеет крупнейшим в России пиар-агентством и занимается раскруткой звезд в средствах массовой информации, но и пишет об артистах книги. Зачастую не совсем лестные и весьма откровенные. Чтобы презентовать свое седьмое по счету произведение под названием «Хедлайнеры», недавно вышедшее в свет, Кушнир приехал в украинскую столицу. «Очень хотелось, чтобы в этой книге была и Жанна Агузарова, но мы живем на разных планетах», — говорит Кушнир.
- Саша, вы часто повторяете фразу «цена успеха». Нашим звездам приходится дорого платить за этот самый успех?
- Ну, судите сами. Во-первых, это искалеченное здоровье — у каждого второго исполнителя серьезные проблемы. Все артисты — сильные люди и, как правило, не жалуются. Но у кого-то сердце барахлит, у другого со связками проблемы, третий видит очень плохо. Был я недавно дома у одной звезды. Этот человек попытался налить заварку из чайника, находившегося сантиметрах в 20 от стакана. Причем артист этот не балуется наркотиками, да и с алкоголем все нормально. Просто у него настолько слабое зрение, что практически ничего не видит. Многие знаменитости возят с собой в гастрольные туры чемоданчики для косметики, полностью забитые таблетками. Это я еще не учитываю проблемы, которые возникают у звезд после пластических операций. Сравните недавние фотографии Земфиры и снимки певицы, сделанные во время ее первого тура. Это же два совершенно разных человека!
- Говорят, Земфира высохла из-за отвращения к пище?
- В отношении Земфиры не могу ничего утверждать. Мы последние пару лет не так активно общаемся, как раньше. С моей стороны будет нечестно комментировать ситуацию, в которой я не уверен. Вернемся к «цене успеха». Второе, чем приходится жертвовать нашим артистам, — личная жизнь. Семьи у этих людей по сути нет. И не потому, что гастроли — это сплошной, непрерывный секс. Дети звезд не видят своих родителей месяцами. Третья проблема — поклонники. Это очень серьезно. Могу показаться нескромным, но скажу о себе. Когда я работал одновременно с Ильей Лагутенко, Земфирой и Максом Фадеевым, постоянно мелькал на телеэкране. У меня начался настоящий кошмар: беспрерывные телефонные звонки, дежурства у подъезда, подожженные почтовые ящики, странные подарки, преследователи на автомобилях.
Все это приводит к страшной усталости. Признайтесь, вы видели звезду первой величины, которая давала бы интервью с легкой улыбкой, не искусственной, как у Валерии или Кати Лель, а настоящей?! Есть, конечно, и обратная сторона медали — это финансы. Но, как говорится, здоровье не купишь ни за какие деньги.
- Сказать, что большинство из них чудовищно капризны, — ничего не сказать. Хотя есть люди более-менее адекватные, дисциплинированные. Например, с 2004 года я работаю с популярным украинским коллективом «Вопли Видоплясова». С Олегом Скрипкой никаких проблем не возникает. А сотрудничество со Славой Вакарчуком, лидером «Океана Эльзы», не такое плодотворное.
Каждый раз работа с Вакарчуком начинается с глубоких бесед в одном из киевских ресторанов. Мы строим грандиозные планы, но все заканчивается ссорами и разочарованиями, связанными с чудовищной капризностью не столько музыканта, сколько его менеджмента.
- Что, слишком «замороченные» требования?
- К примеру, участвует «Океан Эльзы» в рок-фестивале «Максидром». В списке выступлений коллектив поставили предпоследним. Чего еще желать? К гримерке артистов подходят репортеры, которые минут за 40 до выступления хотят взять интервью у Славы. Небольшое, поскольку это не специальная программа об «Океане Эльзы». Выходит подруга Славика Ляля Фонарева и говорит: «Мы даже в Украине никому до концерта не даем интервью». Отлично. Никто не ругается, все разворачиваются и уходят: у них и других артистов много. Естественно, после концерта к гримерке «Океана Эльзы» не пришел ни один оператор с камерой.
Подобным образом ведут себя и российские артисты. Земфира очень капризный человек. Помню, был настоящий кошмар, когда одна журналистка на пресс-конференции спросила: «Земфира, скажите, пожалуйста, кто вам пишет песни?» Артисты просто звереют от этого вопроса. Они почему-то уверены, что журналисты должны быть в курсе их творчества.
- Звезды между собой дружат или это невозможно?
- Как ни странно, миф о тотальной зависти не всегда оправдан. Агутин и Пресняков действительно друзья. Земфира — большая поклонница творчества Лагутенко. И когда они встречаются, то с большим уважением относятся друг к другу. У артистов, которые понимают, что находятся на одинаковой энергетической волне, на одном уровне стоят, дружба присутствует. Элемент зависти, конечно, есть. Яркий пример — история, случившаяся с «Мумий-троллем» на одном сборном концерте. Приезжают ребята после концерта грустные. Спрашиваю: «Что случилось?» — «Урод, который был перед нами, звукорежиссер Лаймы Вайкуле, взял и все ручки на пульте убрал на ноль». Музыкантам пришлось заново все настраивать, а на это ведь уходит масса времени.
- После ваших откровенных книг обиженных много? Угрозы были?..
- Пока нет (смеется).
- Может, те, о ком вы рассказываете, читать не умеют?
- По слогам, но умеют. Когда у какого-то артиста выходит в свет новый альбом, я иду в магазин и покупаю диск. И если моим героям интересно что-то о себе узнать, пусть приобретают книгу и читают. Я специально не дарю им свои книги. Кстати, в моем агентстве мы учим артистов красиво говорить. В России в настоящее время умеют давать интервью только три человека!
- Кто же? Могу предположить, что Моисеев, Басков
- Вы ответили на свой вопрос. На третьем месте Слава Петкун — солист группы «Танцы минус», на четвертом — Борис Гребенщиков, на пятом — Илья Лагутенко. К сожалению, сейчас у Петкуна не лучшее время. На гребне он был, когда снялся в клипе с Пугачевой.
- Ему тогда даже роман приписывали с Аллой Борисовной.
- Мы должны были устраивать пресс-конференцию с Петкуном по случаю выхода очередного альбома «Танцев минус». Думаем, что бы такое интересное придумать? Спрашиваю: «А какие у вас с Пугачевой взаиморасчеты?» — «Да никакие. Просто по дружбе снялся с ней». «А если ты, — спрашиваю его с дрожью и надеждой в голосе, — хорошо попросишь, она может на пресс-конференцию прийти?» — «Черт его знает! Человек нормальный, может, и придет».
КДелаем такой ход: идет пресс-конференция, встает журналистка и задает вопрос (мы знали, что рано или поздно он должен прозвучать): «Слава, почему вы с Пугачевой в одном клипе снялись?» «А чего вы меня спрашиваете? — отвечает по сценарию Слава. — У Аллы Борисовны узнайте, она же меня в клип пригласила». «Я бы спросила, — говорит девушка. — Да где ж ее взять?» И тут медленно, со скрипом, открывается дверь и заходит Пугачева. Конечно, журналисты уходили офигевшие. После мы еще часа два сидели, слушали Пугачеву. «Вы думаете, газеты всегда писали обо мне с восторгом? — сказала Алла Борисовна. — Когда я спела «Арлекино», вышло пару небольших заметочек. После альбома «Пришла и говорю» напечатали какие-то две рецензии в журнале «Мелодия», который никто не читал. А фильм «Женщина, которая поет» раскритиковали все. Мне, чтобы стать популярной, понадобилось четверть века!»
- Говорят, Пугачева — великая пиарщица и все слухи о себе сама же и придумала?
- Любое ее слово подхватывается на лету. Такая же история и с Киркоровым. Об этой парочке очень много говорят и пишут. Но, поскольку ни у Аллы, ни у Филиппа нет пиарщиков, получается, они сами все о себе придумывают, работая напрямую с изданиями.
- По-вашему, какой самый лучший пиар-ход в истории отечественного шоу-бизнеса?
- Мне приходит в голову история о Витасе с его жабрами. Все это придумал продюсер певца Сергей Пудовкин. А еще вспомнилась первая встреча с Иваном Шаповаловым — продюсером «Татушек». Позвонил мне какой-то мужик: «Чувак, у меня офигенные девки. Давай встретимся». Очень развязный. Я пришел со своим референтом — красивой девочкой. Вместо приветствия Иван спросил, посмотрев на нее сально: «Че, трахаетесь?» Такое начало беседы. Но уже через час мы сидели в кабинете и продумывали образ «Тату». Это был 1998 год. У «Тату» не было еще ни одного клипа.
- Значит, это вы приложили руку к их скандальной лесбийской репутации?
- Нет, о чем очень жалею. У них была песня «Мальчик гей» и еще пару каких-то. В общем, это все меня не грело. «Татушки» были какие-то перепуганные. Сидели в углу. Одна молчала все время, а вторая повторяла: «Я не буду». На что Шаповалов кричал ей: «Молча-а-ать!»
- Они что, целоваться не хотели?
- Ваня попросил меня научить будущих артисток давать интервью. Мы сидели в кафе. Я схватил стакан и со словами: «Телеканал MTV. Мы в прямом эфире. Как вы добились такого успеха?» сунул его, словно микрофон, перепуганным «татушкам». Знаете, какая у них была реакция? Они начали плакать. Передо мной сидели две затравленные пятиклассницы. Я очень удивился, когда узнал, что девочки пели в «Непоседах». Это было только формирование образа. Вся эта лесбийская любовь появилась позже.
- Скажите, а это правда, что ваша клиентка Глюкоза под чужую фонограмму поет?
- О Глюкозе откровенно рассказывается в новой книге. Первый альбом, в котором певица поет тоненьким голоском, записывала на кухне жена Макса Фадеева, продюсера Глюкозы.
- Говорят, у отечественного шоу-бизнеса есть еще две беды: алкоголь и наркотики?..
- Алкоголь — святое.
- А кто самый пьющий и может дать фору остальным?
- Тренированные абсолютно все. Ведь концерт — это огромный стресс. Вот и напиваются потом.
- Ладно, потом. Аллегрова и перед концертом может хорошо накатить.
- Бывает. Вообще нормальная доза — не более 100 граммов коньяка, чтобы связки разогреть. Но когда люди поют под фанеру, многое себе могут позволить. Наркотики, конечно, не докатились до России и Украины в том количестве, в котором они царствуют в Амстердаме и Лондоне. У нас наркотики — скорее исключение. Если и встречаются, то чаще среди рокеров, нежели в поп-музыке.