Украина

Масленица: когда идти на блины и вареники к теще, зятю и кумовьям

8:05 — 12 февраля 2018 eye 6412

С понедельника, 12 февраля, началась Масленица. Последние семь дней (по 18 февраля включительно) перед Великим постом в Украине называют по-разному: Масниця, Сиропусний тиждень, Пущення, Загальниця, Колодiй… Это время, когда, согласно церковным традициям, можно есть молочные продукты, яйца и рыбу. А вот мясо у верующих уже под запретом до самой Пасхи. К слову, в нынешнем году православные и грекокатолики будут отмечать Светлое Христово Воскресение 8 апреля. То есть Пасха у нас ранняя, что по народным приметам говорит о ранней и дружной весне.

В дохристианские времена Масленица отмечалась в честь весеннего равноденствия, считавшегося также началом нового года. А обряды, которые люди проводили в этот период, должны были помочь увеличить плодородность земли. С приходом христианства Масленица стала временем подготовки, физической и духовной, к самому суровому в году посту. И даты ее начали ежегодно меняться.

Итак, чем же занимались наши предки перед Великим постом? Прежде всего старались сами наесться «впрок» и щедро угостить близких людей варениками, блинами, сырниками и пирогами. Ну, а к такому столу как не подать горилки или вкусной наливочки?

Знаменитый украинский этнограф Алексей Воропай, рассказывая о традициях Масленицы, приводил слова жителя села на Черновщине:

«Що ж то за Масляна без питва?! Всі люди п’ють, і ми, було, вдома п’ємо… Ще як був живий мій батько, царство йому небесне, було, прийдемо з церкви, посідаємо обідати, а він і каже: «Давай, сину, чарки та вип’ємо, щоб усе було гоже, а що не гоже — не дай, Боже!» Поналиває, бувало, і ми вип’ємо по першій. Пили всі: і мати моя, і сестра, і брат, і гості, коли траплялися… А як закусимо по першій, то тато покладуть ложку на стіл і кажуть: «Ну, сину, піднось ще по склянці, бо після однієї не обідають — гріх! Я піднесу… а тоді ще й по третій, четвертій… А коли вже вип’ємо по останній до вареників, то тато заспівають, бувало:

Ой, вип’ємо, родино,
Щоб нам жито родило,
І житечко, і овес —
І зібрався рід увесь".

Каждый день Масленицы имеет свои название, традиции и обряды. Так, понедельник именуется «зустрiчний понедiлок», или «гості». В этот день полагалось пригласить в дом родню и кумовьев и щедро угостить их варениками с творогом, сырниками, пирогами и блинчиками-оладушками. Кстати, первый блин наши предки считали поминальным. Его клали на подоконник или отдавали беднякам, чтобы помолились об умерших.

Нужно отметить, что в Украине на Масленой неделе главными блюдами были вареники, галушки и молочные каши. Так, в центральной Украине обязательно готовили гречаники и вареники с творогом и сметаной, на Слобожанщине варили кашу и жарили оладьи, а на Волыни и Галичине делали еще и банош (кукурузная каша на сливках или сметане), а также галушки с брынзой.

Считается, что вареники как обрядовое блюдо дошли до нас со времен трипольской культуры. Их форма в виде молодого месяца символизирует женское начало, а начинка — беременную женщину, продолжательницу рода. В древности, чтобы в доме всегда был достаток, хозяйки на Масленицу лепили вареники, кладя побольше начинки. Наиболее популярная — творожная, поскольку молочные продукты считались символом богатства. И выражение «Щоб ти жив, як вареник у сметанi!» было магическим пожеланием семье благополучия.

Вторник на Масленой неделе назывался «залицяння». Этого дня особенно ждала молодежь. Ведь парни присматривали себе невест, а девчата выбирали женихов. Для этого устраивались вечорниці, катания на санях и другие забавы.

В среду, которая именовалась «частування», или «ласуня», полагалось съесть столько блинов и вареников, сколько душа пожелает. Поэтому в каждом доме накрывали богатый стол. Особенно старались тещи, ведь они ждали в гости любимых зятьев. Последние, кстати, с пустыми руками к своей второй маме не являлись. А обязательно приносил подарочек — яркий платок, красивую посуду, сладости…

Четверг — главный день Масленицы. Назывался он «гуляння». Вот когда начиналось настоящее веселье. На главной площади устраивались разнообразные соревнования, катание на лошадях, шуточные бои. В этот день народ дома не сидел. Тем более что домашними делами с четверга по воскресенье заниматься не полагалось. Так что в развлечениях принимали участие и молодежь, и люди женатые, и старики, и дети.

Кстати, в нынешнем году на четверг Масленицы приходится большой церковный праздник — Сретение Господне. Кто же с кем встретился в этот день? Церковь вспоминает событие, описанное в Евангелии: Богоматерь, принесшую в иерусалимский храм Младенца Христа, встретили на пороге с благословением старец Симеон и Анна Пророчица. Поэтому праздник считается еще и встречей Ветхого и Нового заветов. Ну, а в языческие времена люди верили, что на Сретение Зима с Летом борются и решают, кому дальше на земле господствовать. Потому праздник имел еще одно название — Зимобор. По легенде, Лето — красивая веселая девушка, увидев Бабу Зиму, горячо спорит с ней, кому нужно идти дальше по дороге, а кому вернуться. Если в этот день к вечеру потеплеет, значит, Лето победило, если станет холоднее — взяла верх Зима.

Вообще, по погоде на Сретение наши предки определяли, каким будет урожай. Ясный и тихий морозный день сулил хороший урожай пшеницы и обилие меда. Иней на деревьях -- уродят картофель и гречиха. Оттепель предвещала позднюю весну. «Бережи пашу та хліб, бо в поле виїдеш нескоро», — говорили в этом случае люди.

На Сретение в храмах освящают воду и свечи. Считалось, что эта вода может исцелить от любого недуга, поднять с постели даже смертельно больного человека. Свечи же назывались «громничними» и, согласно поверью, защищали во время грозы дом и посевы. Когда весной небо пронизывали молнии, люди зажигали сретенскую свечу «від усякого лиха».

Пятница — «тещин день», поскольку уже зять обязан был пригласить свою вторую маму на блины-пироги-вареники. Накануне вечером он заходил к теще, кланялся ей в пояс и звал в гости. А в пятницу после застолья катал довольную и сытую тещу по улицам на санях.

Суббота называлась «прощання з зимою». В этот день начинались проводы Масленицы. По селу в санях возили «старого дiда» — соломенное чучело, символизировавшее наступающий пост. Сани пускали с горы и следили за тем, как далеко они уедут: чем длиннее будет след от полозьев, тем лучше и выше весной поднимется лен. Вечером опять ходили в гости, на этот раз к сестре мужа.

В Прощеное воскресенье нужно было навестить родных и соседей, чтобы повиниться за все обиды и, если близкие враждовали, обязательно помириться. Зайдя в дом, трижды кланялись каждому и просили: «Прости мені!» На что полагалось отвечать: «Бог простить!».

Состоятельные люди перед постом навещали бедных. Старикам, вдовам и сиротам приносили постные продукты: крупы, сухие и соленые грибы, овощи и растительное масло.

Особая миссия в этот день была у замужних женщин: им надо было «повоспитывать» молодых людей, не вступивших в брак в прошедший мясоед. В качестве назидания проводился особый обряд: женщины ходили по домам и привязывали парням и девушкам к ноге колодку. Чтобы снять ее, молодежь должна была откупиться. Обряд этот назывался «волочити колодку».

Ну, а вечером сжигали чучело Месленицы или «старого діда» (которого накануне в санях возили), приговаривая: «Масляна, Масляна, яка ж ти мала! Якби ж тебе сiм недiль, а посту — одна».

О том, где в Киеве пройдут гулянья на Масленицу, читайте здесь.