Происшествия

На черниговщине работники ощадбанка умудрились открыть кредитную линию на 150 тысяч гривен без ведома клиента

0:00 — 9 февраля 2008 eye 480

В фальшивый кредитный договор за 2004 год были внесены его паспортные данные за… 2006 год

Прокуратура Менского района Черниговской области возбудила уголовное дело по факту растраты и злоупотребления служебным положением должностными лицами Менского филиала Ощадбанка. Заместитель районного прокурора Любовь Лиходед сообщила «ФАКТАМ» о том, что в прокуратуру обратилась группа местных бизнесменов, недосчитавшихся на своих счетах в этом отделении кругленьких сумм.

- Я и члены моей семьи обслуживались в Менском филиале Ощадбанка более десяти лет, — рассказал бизнесмен Владимир Назаренко.  — Брали кредиты, оформляли счета как члены семейного бизнеса. Мена — городок маленький, все друг друга знают, поэтому свои денежные дела я вел непосредственно с управляющей банком. Однако года полтора назад заметил, что с кредитными текущими счетами не все ладно. Например, кредит гашу вовремя, а он не уменьшается. По моей бухгалтерии — то 13 тысяч гривен недосчитаюсь, то 28… Сначала думал, что просчитался где-то. Обратился в банк с просьбой предоставить для проверки распечатки по всем моим счетам, но получил отказ. Надо сказать, что мы доверяли этому банку и не придавали значения тому, что на распечатках частенько обнаруживали приписки от руки без печатей или подписей.

Добившись через областное управление Ощадбанка получения распечаток за все годы обслуживания, мы смогли наконец-то сверить их с теми, что были у нас на руках, и с нашей бухгалтерией. И, к большому удивлению, обнаружили, что, оказывается, мы «совершали» через банк сделки с 12 менскими предпринимателями, с которыми у нас никогда не было общего бизнеса. Например, среди реальных расходов с кредитной линии сына почему-то было истрачено 13 тысяч гривен на закупку муки. Это при том, что мы занимаемся обработкой древесины. И таких сделок было множество: закупка селитры, ремонт несуществующего трактора, оплата чужих кредитов, снятие наличных денег… С погашением кредитной линии тоже интересно получилось. По одной распечатке нам оставалось погасить 56,82 гривни, а по другой за тот же период — 141 тысячу 448 гривен. Дошло до того, что на меня задним числом была открыта кредитная линия на 150 тысяч гривен, о которой я даже не догадывался! В фальшивый кредитный договор за 2004 год были внесены мои паспортные данные… за 2006 год. То есть когда я сменил адрес проживания.

После вмешательства прокуратуры в городское отделение Ощадбанка приехал областной ревизор.

Проверка длилась месяц, но о ее результатах нам ничего не сообщили, сославшись на банковскую тайну. При этом банк предъявляет претензии членам моей семьи за… непогашение кредита. Но я подсчитал, что Ощадбанк должен нам больше, чем мы по этой кредитной линии! И тяжба тянется уже полгода.

- А наш бизнес из-за махинаций Менского отделения Ощадбанка поставлен под угрозу, — говорит Тамара Никутина, бухгалтер фермерского хозяйства «Дорошенко», которое якобы закупало муку и аммиачную селитру за счет бизнесмена Назаренко.  — У нас в Ощадбанке также открыта кредитная линия на сельское хозяйство на 320 тысяч гривен. И мы расходовали деньги, думая, что снимаем их со своей кредитной линии, а по банковским бумагам получилось, что это деньги со счетов бизнесмена Назаренко. В итоге получилось, что мы должны банку по кредиту те же 320 тысяч гривен, Назаренко и еще нескольким предпринимателям — 162 тысячи гривен. А когда я прошу в банке распечатку, чтобы отследить движение денег по каким-то транзитным счетам, в ответ слышу отказ из-за того, что это почему-то банковская тайна. То есть получается банк в банке  — по бумагам все сходится, а в реальности… Например, когда мы подсчитали только проценты по кредиту, то выяснили, что заплатили больше, чем реально отражено в банковских бумагах. Всего и не перечислишь.

Руководитель Менского отделения Ощадбанка Юрий Паничевский об уголовном деле знает, но за комментарием переадресовал «ФАКТЫ» к своему областному начальству. Начальник отдела банковской безопасности Черниговского облуправления Ощадбанка Виталий Вершняк сказал, что раз уж есть уголовное дело, то все комментарии теперь — за правоохранителями. «Проверка в Менском отделении проводилась, и все материалы после этого были переданы в прокуратуру, — заявил г-н Вершняк.  — А там нам ничего не говорят, ссылаясь на тайну следствия. Видать, о результатах расследования мы узнаем уже в суде. Но подобных махинаций на столь крупные суммы в нашем областном управлении еще не было».