Угроза тюремного заключения из-за нового польского закона об Институте национальной памяти нависла над миллионом украинцев, которые находятся на заработках в этой стране, а также представителями украинского меньшинства в Польше. Об этом заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
В статье для львовского издания «Збруч» чиновник цитирует нормы польского закона, согласно которым преступлениями являются «действия, совершенные украинскими националистами в 1925—1950 годах, которые заключаются в применении силы, террора или иных форм нарушения прав человека в отношении индивидуальных лиц или общественных групп». Климкин указывает, что именно в этот период украинские патриоты вели освободительную борьбу против иностранной оккупации Западной Украины.
«Из этого следует, что сегодня любой украинец за любую положительную оценку наших освободительных движений может быть заключен в Польше на три года, поскольку Польша думает об этом иначе. Под реальной угрозой оказывается и коренное украинское меньшинство, и почти миллион наших заробитчан, которые работают в Польше. Более того, наказание настигнет украинца, даже если свою оценку он высказал в Украине. Если последовательно придерживаться буквы нового закона, то польская полиция в Варшаве должна ссаживать таких украинцев с поезда, скажем, Киев — Берлин и отправлять их в каталажку. Или я что-то не так понимаю?» — отметил министр.
Он отметил, что сейчас польские политики пытаются навязать Украине собственное видение истории, «силой надеть свои собственные исторические очки на нос соседу», что является как минимум неприличным.
«Бандера, ОУН и УПА боролись за независимое украинское государство не только против польского, но и немецкого и советско-российского господства. Именно борьба за независимую Украину является главным фактором, по которому мы, современные украинцы, оцениваем деятельность ОУН/УПА, и никто не может нам запретить считать их героями», — заявил Климкин.
Напомним, закон об Институте национальной памяти Польши, который также называют законом о запрете «бандеризма», вступил в силу 1 марта.
В тот же день Европейский парламент большинством голосов поддержал санкции в отношении Польши, мотивировав их свертыванием в стране демократии и норм правого государства, что выразилось, в частности, в реформе правосудия.