Культура и искусство

Раиса недашковская: «два дня ролан быков бил меня по лицу. А потом на коленях вымаливал прощение… »

0:00 — 16 февраля 2008 eye 1322

Завтра народная артистка Украины празднует 65-летие

Раиса Недашковская говорит, что пока не сыграет Хануму в бенефисе, поставленном режиссером Виктором Шулаковым, праздновать день рождения с размахом не будет. Лишь с близкими посидит за обеденным столом и поднимет бокал за свое здоровье. Кстати, известная актриса давно уже придерживается здорового образа жизни. Обливается ледяной водой по утрам и вечерам, не ест жирного, частенько сидит на диетах. А недавно, побывав в Москве на дне рождения своей подруги Нонны Мордюковой, познакомилась с докторами, которые по анализу волос ставят диагноз. «Оказалось, мне нельзя соприкасаться ни с каким металлом, кроме серебра,  — говорит Раиса Степановна.  — Так что теперь готовлю только в стеклянной посуде, а ложки использую деревянные… »

«Всех своих близких отговариваю от актерства. Психологически можно не справиться»

- Вы неизменны в своих привязанностях к украшениям и шляпкам. Это подарки поклонников?

- Мужчин?! О чем вы говорите! По-моему, они только берут. Это, знаете ли, особый женский дар — заставить мужчину одарить тебя. У меня такого не было никогда. Все мои украшения — подарки подруг. Когда сняли запрет с фильма «Комиссар», я поехала с этой картиной в Америку. Там познакомилась с дизайнером ювелирных украшений Машей Арчер. Она подарила мне несколько наборов роскошных бус и огромную медную бабочку. Именно с ней я изображена на портрете, который через несколько лет написал украинский художник Витя Зарецкий. А мои трикотажные костюмы и шляпки шьются по заказу на столичной трикотажной фабрике. Так что ничего особенного. Правда, бывают потрясающие совпадения! Когда художник Люда Семикина сделала мне платье с золотой тесьмой, режиссер Коля Мерзликин, увидев его, воскликнул: «Все! Готовим «Лiсову пiсню». А ведь я всю жизнь мечтала вернуться к этому произведению.

- После того как сыграли роль Мавки в картине Виктора Ивченко?

- Конечно! Кстати, эта роль мне досталась нелегко. На нее претендовали много актрис. В том числе и Лариса Кадочникова. Я тогда заканчивала десятый класс. Придя на пробы, заявила, что не подхожу на роль Мавки. Представляете, какая-то девчонка вдруг говорит режиссеру: «Я — артистка другого плана. Драматическая актриса!» Виктор Ивченко послушал меня и сказал: «Ну, мы тебе устроим такую жизнь, чтобы ты соответствовала своему амплуа». И устроили… Профессия актера — штука очень жестокая. Попробуйте смеяться несколько дублей подряд!

- А плакать?!

- И плакать тоже. Берешь самую драматическую ситуацию и начинаешь в душе ее восстанавливать. Чудовищная профессия!

- Похоже, вы жалеете о том, что стали актрисой?

- Ни капли! Я сама выбрала свою судьбу, а может, это меня избрали. Не знаю. Но близких отговариваю от актерства. Психологически можно не справиться. Каждый раз ведь нужно вживаться в новый образ и входить в тонкий мир человека. Есть актеры, которые расплачиваются за свои роли, даже лежат в больницах. Актерство надо отмаливать. Недаром Федор Шаляпин, когда выходил на сцену в роли Мефистофеля, потом шел в церковь исповедоваться.

- Но вы не играли откровенно отрицательных героинь. Одна ваша мученица Мария из «Комиссара» чего стоит!

- Это выдающийся и трагический фильм! Благодаря режиссеру Александру Аскольдову я познакомилась с Роланом Быковым и Нонной Мордюковой. Ролан — уникальная личность, великий артист, хотя и… хулиганистый. Представьте, идет съемка, мы с Роланом лежим в постели, он — на моих ногах, рядом ребенок. Вдруг Быков говорит режиссеру: «Александр Яковлевич, а Рая ко мне пристает!» На всю площадку! Я ему: «Как тебе не стыдно! Я на самой железке лежу!» Естественно, съемка прервана.

- Говорят, у Нонны Мордюковой непростой характер.

- У нас поначалу были сложные отношения. Ведь в этой роли начинала сниматься другая актриса, но ее отстранили.

- Кто это был?

- Катя Райкина. Я впервые об этом говорю. Режиссеру она чем-то не понравилась и взяли Мордюкову — мощную, роскошную актрису. Ей непросто было войти в роль. Она могла все что угодно сказать режиссеру, резкая очень. Мне же по сюжету надо было бить ее по щекам. Говорю режиссеру: «Не могу!» Он кричит: «Бей что есть силы!»

- Вас ведь тоже били?

- Ролан Быков колотил меня два дня 18 дублей! А я Мордюкову один день — всего 5 дублей. Старалась как-то смазать удар, но не всегда получалось. Снимали крупным планом, и режиссер требовал от нас настоящего удара. Помню, Ролан ударит, а потом на коленях просит прощения. И снова бьет.

«У Володи Высоцкого после женитьбы на Марине Влади появился особый западный шарм»

- После «Комиссара» вы практически не снимались.

- Я выпала из поля зрения режиссеров. Стала ездить от общества «Знание» на встречи со зрителями. Рассказывала о «Комиссаре», хотя в то время он лежал на полке как антисоветский фильм. 20 лет его не показывали. Но, возможно, благодаря той паузе после съемок в «Комиссаре» я пошла в театр.

- В Москву не хотели уехать?

- Меня забирали во МХАТ в 1970 году. А в 1969-м я с режиссером картины «За двумя зайцами» Виктором Ивановым поехала в Москву на могилу Александра Довженко. Повезли венок из подсолнухов. На кладбище были режиссер Лев Кулиджанов, вдова Довженко Юлия Солнцева. Я ее спрашиваю: «Почему Довженко похоронен здесь, а не в Украине?» А она говорит: «Я пять раз просила, чтобы его тело перевезли, но Корнейчук и Бажан сделали все, чтобы не разрешить это… » Помню, тогда она устроила у себя дома роскошный прием. Заказала в ресторане обед, подавали индюшку с гранатами. Была дочка Шаляпина, Ирина Скобцева с Сергеем Бондарчуком, Борис Ливанов. На следующий день он пригласил меня во МХАТ на спектакль «Егор Булычев». Познакомил с директором театра и сказал: «Раиса Степановна, вам нужна в Москве двухкомнатная квартира. Будете переезжать». Я засмущалась: «Вообще-то я чуть-чуть беременна». Он: «Ну и прекрасно. Рожайте. Приедете к нам уже с нового сезона». Весной 1970 года МХАТ гастролировал в Киеве. У меня уже был сын.

- О вас снова вспомнили?

- Меня разыскали и устроили настоящий экзамен! Я читала Цветаеву, Блока, Пастернака, спела песню. Известная актриса Ангелина Степанова говорит: «Раечка, посмотрите все постановки «Чайки». Будете вводиться на роль Нины Заречной. А с Нового года начнем «Бесприданницу». Готовьтесь». Ничего себе, думаю! Но когда театр уехал, я с истощением нервной системы попала в больницу. Начались жуткие головные боли. Я лежала с закрытыми глазами, а муж каждый день привозил мне кормить сына. Из последних сил готовила монологи из «Чайки». И в это время во МХАТе случился переворот. Конечно, Ливанов подобного не ожидал. Пришел Олег Ефремов, и обо мне никто не вспомнил…

- Но ведь можно было самой о себе напомнить!

- Я решила не звонить. Не знаю, правильно ли поступила… Через год, снимаясь в Москве в оперетте «Алло, Варшава!» я вновь встретилась с Борисом Ливановым. Он очень похудел. «Вот, Раечка, сколько я гонялся за тобой, — сказал он тогда.  — Была бы актрисой МХАТа… » Я говорю: «Борис Николаевич, что бы я без вас там делала?.. » А в 1972 году ушли из жизни мои два учителя — Виктор Ивченко и Борис Ливанов. Их вера в меня и дала силы заняться театром.

- Вы стали одной из первых актрис, вышедших на сцену Киевского молодежного театра.

- Мне хотелось поступить в Театр имени Ивана Франко, но там не было малой сцены. В Театр имени Леси Украинки я даже не ходила. Решила начать карьеру во вновь организованном театре. Кстати, первый раз на сцену я вышла в день смерти Володи Высоцкого.

- Вы были с ним знакомы?

- Мы познакомились на съемках фильма «Тропы Алтая» в 1963 году. Днем работали, а вечером Володя пел. Внешне Высоцкий был не особо привлекательным, но от него шла ТАКАЯ энергетика! А после женитьбы на Марине Влади появился еще и западный шарм… Когда я приезжала в Москву, Высоцкий приглашал меня на спектакли Театра на Таганке. Потом мы как-то встретились на Московском кинофестивале. Высоцкий был неотразим! В нежно-голубом костюме, весь сияющий, под руку с Мариной Влади.

- Он любил выпить?

- Конечно! А наркотики?!

- Это правда?

- К сожалению. Он загубил свое сердце алкоголем. К тому же рядом все время были «друзья», которые его спаивали. Никто об этом тогда не думал. Выпить не считалось грехом. Увы, это трагедия не только его…

«Второй муж ничем не занимался. Жил на мою зарплату»

- Вы счастливая женщина?

- Что вы имеете в виду?

- Простое женское счастье.

- Я одна… Давно. В Библии сказано: «жена растворись в муже своем». Артистка не может раствориться, иначе она перестанет быть артисткой. Мне нужен муж, который бы растворился во мне. Понимаете?.. Первый супруг, отец моего сына, пил. Я ничего с этим сделать не могла и в конце концов бросила его. Был и мужчина, которого я любила больше всего на свете. Но он мне сказал: «Ты сильная, все выдержишь, а ОНА покончит с собой».

- Он был женат?

- Да. В результате я сильная осталась сама. Когда он умирал, вызвал меня прощаться и сказал: «Я тебе никогда не изменил. Мужчина — не человек, и женщина — не человек. Лишь вместе они люди. Я не мог радоваться жизни, потому что тебя не было рядом». Вот так я прожила 20 лет своей жизни.

- Это известный человек?

- Да, популярный актер. Но я не могу назвать его имя… Потом у меня возник роман в письмах, который перерос в мой второй брак. Свидетелем на нашей с Аликом свадьбе был Виктор Зарецкий. Помню, мужу было просто нечего одеть. Я купила ему брюки, белую рубашку. Сама тоже надела черные брюки и белую сорочку. У него волосы до плеч, у меня — до пояса. Алик был ярким человеком. Как-то приезжаю домой, а у нас половина цветущего абрикоса в квартире. Дерево где-то срубили, а муж подобрал.

- Чем он занимался?

- Ничем. Жили на мою зарплату. Потом начали вместе придумывать сценарии. Я за руку привела его в Театральный институт на режиссерский факультет. Но он даже первой сессии не сдал. Сказал: «Если буду учиться, стану таким же дебилом, как вы». Это была сложная жизнь. Он меня пока до истерики не доведет, не успокоится. Невропатолог сказал, что у него болезнь характера. Оказывается, есть такой диагноз.

Помню, набрала как-то в рассрочку в универмаге для него одежду: ботинки, брюки. Звоню: «Приди, помоги отнести». Он вопит: «ЭТА ДРЯНЬ МНЕ НЕ НУЖНА!»

- Как вы могли это все вынести?!

- Семь лет терпела. А однажды после его очередных обидных слов будто у меня в голове замыкание произошло. Схватила чугунную сковородку… Слава Богу, какая-то сила меня остановила, чтобы не опустила эту сковородку ему на голову… Треснула ею об пол!

- В общем, вы его бросили.

- Он сейчас живет в какой-то мазанке. Дудит в «рог», сообщая о начале нового дня. Он гуру. К нему ученики приезжают. Конечно, я благодарна ему за пьесу «Канте Хонде», которую мы писали вместе. Но уж слишком дорогая цена.

- Тогда вопрос о счастливой женщине снимаю.

- Нет. Я счастлива. Хотя порой было ТАК тяжело, что хотелось выть на Луну.