Уже со следующего месяца стоимость электроэнергии может снова вырасти. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) собирается начать с 1 апреля внедрение так называемых RAB-тарифов. Попробуем разобраться, что это значит и как новшества отразятся на содержимом кошельков десятков миллионов украинцев.
Стоит отметить, что стимулирующие тарифы, или RAB-тарифы (Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала), используются многими европейскими странами и предусматривают рост дохода энергетических компаний в зависимости от того, сколько они инвестируют в развитие энергосистемы. Кстати, внедрение RAB-регулирования предусмотрено Соглашением об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Любопытно, что владельцам энергокомпаний новость о внедрении для них RAB-регулирования явно понравилась. Компания «Киевоблэнерго» уже обратилась в НКРЭКУ с просьбой повысить им тарифы на электроэнергию для потребителей до 31 марта — в связи с переходом компании на стимулирующие тарифы.
Что такое RAB-тарифы и как их внедрение может отразиться на стоимости энергоносителей, продуктов питания и промышленных товаров, «ФАКТАМ» рассказали специалисты.
— Сейчас в Украине действует система «затраты+», когда НКРЭКУ устанавливает нормы прибыли для облэнерго. Чем выше затраты, тем больше средств получит облэнерго. Поэтому в последнее время выгодно искусственно увеличивать свои текущие расходы, а также потери, для того чтобы получить больше денег. При этом в нынешней системе нет стимула к экономии и модернизации, ведь это никак не повлияет на прибыльность. Зато стимулирующее тарифообразование, или RAB-тариф, предусматривает установление определенного фиксированного дохода в зависимости от стоимости активов. Эти активы — это вся инфраструктура, которая используется для распределения электроэнергии. Отсюда, собственно, и происходит название — регуляторная база активов, — сообщил «ФАКТАМ» аналитик Центра исследований энергетики Александр Ярощук.
По его словам, в Европе эту систему используют с двумя целями.
— Во-первых, владельцы распределительных компаний и потенциальные инвесторы знают, какую прибыль получат, и им выгодно вкладывать средства в модернизацию. Для страны это означает повышение энергоэффективности и уменьшение энергоемкости. Это особенно актуально для Украины, ведь изношенность сетей — свыше 60%, а потери электроэнергии — более 20%, а иногда и больше. Во-вторых, потребители получают лучшие услуги.
Но все зависит от методики. Украинский регулятор установил одинаковую доходность на старые и новые активы — 12,5%. Это означает, что владелец старых сетей получит такую же прибыль, как собственник новых. И именно здесь кроется проблема, потому что стимул к инвестированию исчезает. Инвестируешь или нет — прибыль одинаковая.
Поэтому в украинском контексте это будет выглядеть так. Олигархи — владельцы облэнерго получат больше прибыли, чем сейчас. Это десятки миллиардов гривен в год. Система распределения электроэнергии по-прежнему останется изношенной. Потери будут огромными и в дальнейшем. А потребители просто станут платить больше. Поэтому правильно было бы сделать тариф низким для старой базы и высоким — для новой. Хотя по этому вопросу ведутся дискуссии.
Однако здесь стоит еще напомнить, что большинство облэнерго продавались «по схемам», а потому нынешние владельцы не внесли за них полную стоимость. С нынешними доходами они могли бы сами более активно проводить модернизацию, но этого не происходит. Потому что, по большому счету, стимул к модернизации отсутствует, единственная цель владельцев облэнерго — заработать побольше.
В итоге, конечно же, за все заплатят потребители. Во-первых, вырастет тариф на электроэнергию — на те же 12,5%. Хотя, учитывая другие инициативы НКРЭКУ и планы по тотальному повышению тарифов, можно ожидать и большего прироста. Во-вторых, возрастут расходы украинских предприятий, а потому повысятся цены на продукты питания и промышленные товары. При этом я не ожидаю, что качество работы энергосистемы улучшится. Пока в Украине не будет рынка электроэнергии, когда потребители смогут выбирать поставщика, инвестируй или инвестируй, улучшай услуги или нет, а поставщиком будет монополист, одна-единственная компания. И поэтому в данном случае причин для реальных инвестиций не будет, потому что нет спроса как такового. К тому же есть группа потребителей, которые не имеют другого выбора, — отметил Александр Ярощук.
Система RAB-тарифов приведет к росту цен на продукцию и услуги с высокой долей энергетической составляющей, сказал «ФАКТАМ» исполнительный директор Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Андрей Чубик.
— Система RAB-тарифов нужна, но должна быть пересмотрена ставка доходности на так называемые старые активы с учетом фактической стоимости их приватизации, а она была преимущественно очень низкой. На новые инвестиции должна быть ставка, которая сделала бы их соразмерными с банковскими ставками доходности. Украине надо начинать масштабную реконструкцию энергетической инфраструктуры, поэтому отказ от введения систем стимулирования инвестиций является неоправданным, — уверен Андрей Чубик.
Стоит отметить, что предлагаемой методикой недовольны и в правительстве. Напомним, что 8 февраля премьер-министр Украины Владимир Гройсман призвал НКРЭКУ пересмотреть методику формирования RAB-тарифов, в частности, ввести разные ставки на старую и новую базы активов облэнерго.