Вместо долгожданной весны с первых дней марта Украину накрыли холода и снегопады. Во многих городах страны это привело к транспортному коллапсу и перебоям с отоплением из-за аварий на теплотрассах. Впрочем, Киеву глобальных проблем удалось избежать, возвращение зимы город пережил без катаклизмов.
— Виталий Владимирович, за последнюю неделю Украину и всю Европу накрыли рекордные снегопады. Как Киев справился со стихией?
— Стихия действительно обрушилась на всю Европу. Наделала много беды и в Украине. Такие снегопады и холода — это всегда испытание для городских властей. Тем не менее в Киеве коммунальные службы делали все возможное для того, чтобы город не оказался парализованным. Поэтому часть ночи с пятницы на субботу, в разгар снегопадов, я провел поочередно на Оболони, Подоле и Печерске. В такой нештатной ситуации необходим максимальный контроль. Даже заседание Киеврады в четверг пришлось отменить, чтобы депутаты помогали главам районов у себя на округах координировать работу по ликвидации последствий стихии. Городская власть работала в режиме чрезвычайной ситуации, чтобы обеспечить жизнедеятельность города в нормальном режиме. И все эти дни во время сильнейших снегопадов дороги и проезды в столице чистили круглосуточно, на маршруты выходило 100 процентов коммунального транспорта.
* «Ночь с пятницы на субботу, в разгар снегопадов, я провел поочередно на Оболони, Подоле и Печерске», — рассказал Виталий Кличко
— Отмена занятий в школах в конце прошлой недели — это тоже режим чрезвычайной ситуации?
— В те дни требовались экстренные меры. Я не только отдал распоряжение об отмене занятий, но и рекомендовал сократить рабочий день тем предприятиям, которые могут это сделать. На улицы города вышло почти 700 единиц снегоуборочной техники — это и вся техника «Киевавтодора», и техника районов, и 160 единиц техники подрядчиков, с которыми заранее были подписаны договоры. Ведь основная проблема заключалась в том, что технике приходилось работать во время снегопада — мы не могли ждать, пока он закончится. В этой ситуации нужны были максимально свободные дороги, чтобы увеличить скорость и эффективность их расчистки. Отсюда и обращение к предприятиям сократить рабочий день, и решение отменить занятия в школах.
— Какие главные проблемы выявили во время рекордных снегопадов?
— Пожалуй, несознательность некоторых водителей. Как я уже сказал, вся снегоуборочная техника была задействована и вышла на дороги столицы. Но на многих улицах коммунальщики не могли как следует убирать снег из-за припаркованных у обочин автомобилей. Ориентируясь на прогноз погоды, перед снегопадами мы неоднократно обращались к столичным водителям автомобилей с просьбой по возможности во время непогоды не выезжать в город на личном транспорте, а воспользоваться общественным, не парковать машины у обочин дорог. Но не все, к сожалению, прислушались. Поэтому на некоторых улицах пришлось эвакуировать авто, которые блокировали уборку снега. И еще хочу отметить для тех, кто видел якобы мало спецтехники на улицах: есть специальный сайт, на котором в онлайн-режиме можно отслеживать, где в данный момент работает снегоуборочная техника.
*Дороги и проезды в столице чистили круглосуточно, благодаря чему сто процентов коммунального транспорта выходило на маршруты
— С уборкой автодорог вы действительно справились. Но вот с тротуарами местами есть проблемы…
— Да, согласен. Отмечу, что наша первая задача — расчистить магистральные дороги, мосты, улицы для проезда по городу, чтобы город не остановился. Потом коммунальные службы переходят к уборке тротуаров и межквартальных проездов. Коммунальщики, хотел бы их поблагодарить, работали круглосуточно и в выходные. И в условиях той стихии, которая обрушилась на город, делали все возможное. Тут есть еще один момент: ответственность балансодержателей зданий за уборку прилегающей территории. Не все, увы, отнеслись к этому вопросу серьезно. И мы предупреждали, что будем проверять и штрафовать за неубранную территорию. К примеру, только за два дня снегопадов наши инспекторы по благоустройству вручили 1667 предписаний и составили 194 протокола. Штрафы за неубранный снег составляют до 1700 гривен — это все-таки стимул убирать, и он действует. Поэтому, если вы видите неубранные участки, сообщайте в КГГА по телефонам: 15−51 и 15−57. Это касается не только снега, но и сосулек на крышах, которые несут угрозу пешеходам. Люди не должны подвергаться опасности на улицах из-за нерадивых домовладельцев.
— Еще одной темой последних дней стал газовый кризис, когда всю страну призывали снизить температуру в квартирах и хотели закрыть школы на неделю.
— Я не могу говорить обо всей стране, но мы сделали все для того, чтобы в Киеве температура в школах, детсадах и больницах не снижалась. И она не будет снижаться! При подготовке к зимнему периоду мы учли все риски. Городская власть запасла достаточно мазута, которым мы перекрыли на ТЭЦ нехватку газа. На сегодняшний день, хотя «Нафтогаз» еще не принял решение о возврате к стопроцентному использованию газа, запасов мазута столице хватит минимум на две недели. Так что можно рассчитывать, что отопительный сезон пройдет без сбоев, и температура в квартирах киевлян не снизится ниже нормы.
— После Нового года в ряде районов города активизировалась «зачистка» МАФов. С чем это связано?
— Ничего нового не происходит. Десятилетиями по всему Киеву ставились незаконные киоски, и когда-то с этим нужно было навести порядок. Мы делали это в позапрошлом году, в прошлом, продолжаем наведение порядка и в нынешнем. Такие незаконные МАФы — это атавизм конца прошлого века. Ни качественных услуг, ни надлежащих условий хранения продуктов, ни пользы для городского бюджета. А ведь еще три года назад таких конструкций в городе было около 20 тысяч! Сейчас их количество уменьшается. В прошлом году мы демонтировали 1,5 тысячи незаконных МАФов, в этом году запланировали демонтировать еще 1600. Хватит незаконно подключаться к электросетям, не платить городу налоги и не оплачивать коммунальные услуги! При этом еще создавая неудобство пешеходам и уродуя облик города.
* Виталий Кличко: «В нештатной ситуации необходим максимальный контроль»
— Но что вы предлагаете взамен?
— В Киеве немало свободных площадей под аренду на первых этажах зданий, жилых домов. Те, кто хочет работать в рамках закона, уже пользуются такими помещениями. Вообще, цивилизованные методы работы этого рынка понемногу берут верх. Недавно состоялся первый открытый аукцион на электронной площадке E-тендер, который прошел при помощи ProZorro.Sale. Это были торги за право аренды торгового места на Бессарабском рынке. Начались они с 1615 гривен за три месяца работы, а завершились на отметке девять тысяч. Разница между стартовой ценой и итоговой — это тот потенциал, который городской бюджет может использовать, умножив его в тысячи раз, если весь рынок станет цивилизованным. Во всех сферах жизни города.
— Даже в социальной?
— Даже в социальной. Неделю назад, к примеру, был определен победитель конкурса по привлечению инвестора для строительства дошкольного учебного учреждения в восьмом микрорайоне на Позняках. Благодаря конкурсу и сумма строительства выгодная для города, и договорные обязательства исключают возможность того, что объект будет построен некачественно. Исходя из этого опыта, мы планируем провести еще один подобный конкурс для обустройства спортивно-оздоровительного лагеря в Голосеевском районе.
Вообще, я убежден, что государственно-частное партнерство — наиболее успешная форма работы и для города, и для бизнеса. Поэтому неделю назад я от имени киевской власти подписал меморандум с Министерством экономического развития о реализации проектов государственно-частного партнерства. Уверен, что в рамках этой программы мы сможем реализовать много нужных для киевлян проектов. И показать всей стране, что с помощью частной инициативы можно даже небольшими бюджетными вложениями реализовывать масштабные проекты — и в обновлении инфраструктуры, и в образовании, и в здравоохранении.