Украина

«очень больно слушать обвинения от тех, для кого мы старались»

0:00 — 26 февраля 2008 eye 235

В военном суде Центрального региона начался судебный процесс над четырьмя генералами, обвиняемыми в скниловской трагедии

Вчера в военном суде Центрального региона началось слушание уголовного дела «четырех летных генералов». Пять с половиной лет назад, 27 июля 2002 года, во время авиационного праздника на львовском аэродроме «Скнилов» истребитель Су-27 упал на толпу зрителей. Тогда погибли 77 человек, среди которых было 28 детей. Пилотировавшие «сушку» и чудом оставшиеся в живых летчики Владимир Топонарь и Юрий Егоров ранее получили солидные сроки — 14 и восемь лет лишения свободы соответственно, а непосредственные организаторы и руководители полетов — от пяти до семи лет заключения. Теперь же перед судом предстали военные с большими звездами — Виктор Стрельников, в то время занимавший должность главнокомандующего Военно-воздушными силами Украины, двое его заместителей — Александр Волошенко и Владимир Алексеев, а также Сергей Онищенко, тогдашний командующий 14-м авиакорпусом, на празднике которого и произошла трагедия. Сразу после катастрофы Стрельников и Онищенко отсидели по десять суток на гауптвахте, затем их отпустили. Сейчас все четверо генералов находятся на подписке о невыезде. В суд они пришли каждый со своим адвокатом, а то и с двумя. Лишь Онищенко появился в зале в военной форме: за прошедшее время он сделал неплохую карьеру, заняв должность первого заместителя командующего Воздушными силами Украины. Остальные — военные пенсионеры.

Статьи, по которым обвиняются генералы, серьезные. В обвинительном заключении зафиксировано, что первый пилот Владимир Топонарь обращался к руководству с просьбой разрешить ему провести генеральную репетицию полета экипажа Су-27 на Скниловском аэродроме, но ему отказали. Командующий 14-м авиакорпусом Онищенко доложил об этом заместителям главкома ВВС Александру Волошенко и Владимиру Алексееву. И те согласились с таким запретом. В результате генералам инкриминируется небрежное отношение к воинской службе (за это предусмотрено лишение свободы на срок от трех до семи лет), превышение служебных полномочий (от пяти до десяти лет) и нарушение правил полетов, повлекших тяжелые последствия (от пяти до 15 лет лишения свободы).

- Число пострадавших исчисляется несколькими сотнями! — говорит Иван Куц, у которого погибли сын и дочь.  — Осиротевшие родители и дети, люди, навсегда оставшиеся инвалидами… А сколько человек пропали без вести во время этого шоу? Согласно материалам дела, при чистке самолета из двигателя извлекли «330 килограммов биомассы». Это же тела людей, затянутых в турбину! Их даже опознать никто не смог!

«Очень больно слушать обвинения от тех, для кого мы старались. Мы же хотели устроить этим людям праздник! — воскликнул Владимир Стрельников.  — Увы, получился не праздник, а похороны. Мы очень сочувствуем всем потерпевшим». И тут же добавил: «И все-таки следствие велось неправильно. Нужно было определить причину трагедии, а уж потом искать виновных, а не обвинять вот так всех разом».

Приехавшие на суд родственники убитых и искалеченных во время злополучного авиашоу львовян потребовали, чтобы процесс был перенесен во Львов, где живет большинство пострадавших. Председательствующий, полковник юстиции Виталий Загоруйко, согласившись с резонностью требования, пообещал организовать несколько выездных заседаний.

А вот в просьбе потерпевших отстранить Онищенко от должности на то время, пока идет суд, отказал.