Так считает 12-летний Жора, который, увлекшись книгами Джоан Роулинг, пытался найти волшебную страну и вместе с младшим братом ушел из дому. Спустя несколько недель маленьких путешественников вернули родным
«Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел» Судя по всему, семиклассник Жора сказку про Колобка любит еще больше, чем приключенческие романы о Гарри Поттере. Сказав бабушке с дедушкой, что идет в школу, он подговорил маленького брата и вместе с ним рано утром сбежал в поисках приключений
Через 12 дней детей нельзя было узнать. Братья, доставленные в Черкасское управление МВД, были похожи скорее на попрошаек, вокзальных бомжей или воришек, но никак не на мальчиков из приличных семей.
Врачи скорой помощи, вызванные в милицию, только качали головами: еще немного, и один из беглецов, Жора, мог лишиться ног. Шутка ли, мальчишка бродил босиком, полуголый, голодный да в такой мороз! Именно поэтому взволнованные правоохранители искали братьев день и ночь. Было создано несколько оперативных групп, подключились участковые районов, объявления с описанием двух пропавших мальчиков из Шполы были расклеены чуть ли не по всей Черкасской области. Наконец горе-путешественников нашли и вернули домой.
В Шполянский райотдел милиции поступило заявление о пропаже двух мальчиков — Георгия и его двоюродного брата Игоря. Дети отправились в школу, взяли с собой ранцы, но на уроках так и не появились. Обеспокоенные родственники сначала сами попытались выяснить, куда подевались дети, но потом все же обратились в милицию.
Правоохранители сразу обеспокоились: двое нормальных подростков, которые неплохо учатся в школе, с дурными компаниями не связаны и раньше не убегали из дому! На ноги подняли всю районную милицию, местные СМИ трубили о пропаже детей, в каждом людном месте были расклеены их фотографии и описания Целую неделю о мальчиках не было никаких вестей, и обезумевшие родные начали готовиться к худшему. Шполянская прокуратура возбудила уголовное дело по признакам тяжкого преступления: умышленного убийства двух подростков.
- К счастью, все оказалось не так страшно, — рассказал «ФАКТАМ» начальник отдела криминальной милиции по делам детей Черкасского УМВС Игорь Шибко. — Дежурная железнодорожной станции возле села Чапаевка опознала по фотографиям мальчиков, которые накануне обращались к ней за помощью. К тому времени наши двое путешественников уже прошли по дамбе до железнодорожного моста, но оттуда их прогнали, потому что проход закрыт и находиться там небезопасно. Тогда мальчишки спустились на лед и пошли пешком через Днепр. Оказавшись в Золотоношском районе, Игорь с Жорой рассказали «доброй тете дежурной» на вокзале, что они шли к своему дяде в Черкассы, но заблудились и сбились с пути. В десять вечера дежурная остановила проезжающий мимо автомобиль «Дэу» и попросила водителя подбросить ребят до города. Мужчина согласился.
В Черкассах Игорь с Жорой гуляли по центру, а когда стемнело, стали соображать, куда идти. После недолгих колебаний решили искать место для ночлега в дачном поселке неподалеку от города. Выбив стекло, братья пробрались внутрь одного из дачных домиков и уснули. На следующее утро они отправились за продуктами в сельский магазин, но на обратной дороге провалились в неглубокую канаву, затянутую тонким льдом.
- Мы, когда по Днепру шли, сначала боялись, — объяснил Жора, смышленый голубоглазый мальчишка с очень светлыми бровями и ресницами. — А потом поняли, что лед крепкий, сломаться не может. Провалились мы уже потом, когда по бревну шли. Поскользнулись — и по пояс в воду Еле выбрались оттуда.
У продрогших до костей, оставшихся в промокшей одежде и без обуви подростков не оставалось выбора: они вернулись в облюбованный ими накануне дачный домик. Но в этот раз им не повезло: наутро сюда наведался хозяин.
- Это не я их нашла, это моя собака, — впоследствии объяснила жительница села Чапаевка Татьяна Степановна правоохранителям, прибывшим на поиски детей. — Где-то в половине одиннадцатого ночи она стала так лаять и метаться, что мне пришлось выйти из дому. Походила по огороду, обошла хату — ничего не заметила. А наутро приехал сосед и обнаружил, что у них в доме выбито окно. Зашел внутрь — а там два пацана. Только покачал головой: а что с них взять? Ну не лупить же! Отдал им даже картошку, которую они стащили и сварили, и за уши вывел во двор. Где-то день они покрутились, а ночью вернулись. Только уже в соседнюю хату
По иронии судьбы, на следующее утро во второй дом, где остановились беглецы, тоже наведался хозяин. На этот раз мальчики решили защищаться. Вооружившись ножом и молотком, они предупредили: «Дядя, ты нас не трогай и к нам не подходи. А то мы тебя побьем и порежем». Тот в ответ только замахнулся на хулиганов: мол, я вам дам «порежем»!
- У нас там вообще так хорошо было — шик, блеск, все прибрано, — говорит хозяин дома Петр Горюк. — Эти двое мерзавцев наворотили делов! Все попереворачивали. Нагадили на пол, испачкали белоснежную постель, одежду повыносили, библиотеку сожгли — костер разводили. Из пятисот книжек уцелел всего десяток! Нехорошие они, таких нужно наказывать. А ведь мы о них слышали: переживали, что мальчишки пропали. Только вот они какими оказались!
Увидев, что мужчина не шутит, Жора бросил нож и, как был, в рубашке, брюках и босиком, выскочил в окно на мороз. Игорь не последовал за братом: к тому времени он так устал от бесцельного шатания, безденежья, голода и холода, что послушно сдался приехавшим правоохранителям. В тот же вечер мальчик попал домой. Оперативная группа пошла по следам второго беглеца.
- Жора несся без остановки, — продолжает Игорь Шибко. — Он пробежал босиком половину немаленького дачного кооператива, перелез через забор и вышел в соседнее село. Там он постучался в хату к какой-то бабушке и попросил поесть. Старушку насторожил вид подростка, и она стала заманивать его в дом, якобы чтобы покормить. Но мальчик оказался не так прост. Он твердо сказал: «Тетя, хочешь мне помочь — вынеси еду во двор. Если нет — я пойду дальше, но заходить к тебе не стану». Получив от радушной хозяйки кусок хлеба, сало и лук, маленький путешественник продолжил свой путь. На прощание все же сообщил, что сбежал из Шполянской школы-интерната, где его обижали, и теперь прячется, чтобы никто не нашел. Женщина пожалела «страдальца» и отпустила.
К слову, входить в доверие к людям у Георгия получается мастерски. Изъясняется он, провинциальный мальчик, чересчур литературно, разумно и логично для своих 12 лет. Даже женщину, из хаты которой его забирала милиция, смышленому подростку удалось провести.
- Этого хлопчика ко мне вечером привел односельчанин Леонид, — рассказывает Валентина Петровна, просившая не указывать ее фамилию. — Холодный, голодный Накормила его, потрогала ножки, сухие ли. А они — Господи! — израненные в кровь, порезанные, опухшие. Он мне все рассказал. Что собирался в Черкассы к дяде, который там живет. Его подвозил на КамАЗе какой-то шофер, узнал, что мальчик путешествует сам и без денег, да и выбросил посреди дороги! Бедный ребенок ночевал в заброшенных домах, просил у людей хлебушка. Он не хочет попасть в участок, даже не заходил в хаты, когда его звали покушать: боялся, что хозяева позвонят в 02. Может, милиция его чем обидела? Мне он так понравился, умненький такой, воспитанный. Сказал, что ему со мной хорошо, что он никогда ни с кем так по душам не разговаривал
Все это время правоохранители не находили себе места. Поиски детей не прекращались. Даже жены сотрудников МВД, на протяжении двух недель видевшие своих мужей глубоко за полночь, первым делом спрашивали: «Ну что, нашли?» После того как милиция вернула домой Игоря и стало ясно, что дети живы, прокуратура закрыла уголовное дело об умышленном убийстве. В следующую ночь начальнику отдела криминальной милиции по делам детей Игорю Шибко приснился Жора. Наутро Игорь Васильевич отрапортовал руководству: «Сегодня ребенок будет найден». Так и случилось: охрана дачного кооператива «Сирена», расположенного возле поселка Хвыливка, заприметила незваного гостя и вызвала милицию. Мальчик был изможденным, уставшим, грязным, в оборванной одежде, с жуткими ранами, кровоподтеками и порезами на ногах. В карманах у него лежало немного денег, в руках мальчишка держал целлофановый пакет с любовно уложенными тремя томами «Гарри Поттера».
- Мальчики начитались фантастики и ушли искать волшебную страну, где детям хорошо живется, — рассказала «ФАКТАМ» начальник отдела по связям с общественностью Черкасского УМВД Наталья Таран. — В Шполе им рассказали, что такая страна — это Каневская школа-интернат! Мол, туда приезжают американцы, бесплатно раздают ребятам мобильные телефоны, мячи, спортивные костюмы, кроссовки, сладости Братья решили, что им там будет хорошо, и попытались самостоятельно добраться в свой «рай».
- Все дело в том, что дома я никому не нужен, — объяснил Жора. Подросток изъясняется необычайно взрослыми, «книжными» словами. — Мама давно ушла, отец от меня отказался, у него теперь новая жена, и они живут в Москве. От родителей давно ни слуху ни духу. Бабушка Лида, которой меня оставили на попечение, уехала в Италию на заработки. Я живу с другими бабушкой и дедушкой, люблю их. Но произошло недоразумение: дело в том, что вообще-то я учусь хорошо, табель у меня нормальный. Только с физикой не складывается, появились плохие отметки. Когда баба Лида об этом узнала, она пригрозила, что отправит меня в детдом. Я воспринял угрозу буквально, обиделся и ушел. Потом мы с Игорем уже жалели, что убежали, хотели домой. У меня теперь очень болят ноги, я устал. Все это мне будет хорошим уроком. И самое главное: «Гарри Поттера» детям лучше вообще не читать. Я говорю искренне: эти книги не приносят ничего доброго, они плохо влияют на неокрепшую детскую психику.
Сейчас у обоих путешественников все хорошо. Их родные признались правоохранителям, что, очевидно, упустили момент, когда детям требовались особые забота, любовь и поддержка. Единственное, кто в этой ситуации остался в прямом смысле у разбитого корыта, так это жители дачных домиков, в которых «погостили» подростки. Уголовное дело по факту незаконного проникновения в жилище не было возбуждено и, судя по всему, не будет. Компенсировать хозяевам испорченное имущество родители Жоры и Игоря не собираются. Радует только то, что братья клятвенно пообещали милиции и родным: больше они из дому ни ногой.