Культура и искусство

Режиссер первого украинского фильма-сказки роман ширман: «когда в кадре появился военный министр георгий делиев, хохотал даже мой эстонский помощник»

0:00 — 4 марта 2008 eye 703

Состоялась премьера «Прикольной сказки», в которой снялись популярные комедийные актеры

«Каждый вечер я кормил лебедей. А потом оказалось, что это муляжи»

- Известных комедийных актеров сразу решили снимать в сказке?

- Изначально я хотел предложить роль только Делиеву. Лишь его увидел в роли Военного Министра. Георгий сразу согласился, и я был счастлив. Делиев — замечательный актер и режиссер. Столько всего придумал, привнес в сказку! Он так виртуозно играл в солдатики — с дикими криками, воплями, необыкновенной мимикой, а потом хватал перо и записывал все свои ходы. Когда снимали эту сцену, даже мой эстонский помощник с каменным лицом, не выражавшим никаких эмоций, вдруг начал хохотать.

- Что от себя придумывал Делиев?

- На роль Прапорщика он предложил взять своего друга Бориса Барского. Во время съемок, основная часть которых проходила в Эстонии, мы жили на берегу Балтийского моря. Работали очень много. Вставали в пять утра и заканчивали работу только к двенадцати ночи. После съемок я возвращался в свой коттедж, садился в мягкое кресло, стоявшее на лужайке, и смотрел на море. Открывался настолько прекрасный вид, что я не мог не полюбоваться им, хотя глаза у меня слипались от усталости. Каждый вечер к берегу приплывали два лебедя, я брал булки и кормил их. Как-то за этим занятием меня застал Делиев. Удивленно спросил: «Что это вы делаете?» — «Как что? Лебедей кормлю». Он так удивленно на меня посмотрел. «Каких лебедей? Это же муляжи! Они там цепями привязаны и болтаются на воде. Может, вам надо отдохнуть?» — сочувственно спросил он.

- Музыку к фильму написал участник группы «Океан Эльзы» Милош Елич. В сказке мы услышим мелодию, похожую на ту, что группа исполняет на концертах?

- В картине совершенно другая музыка — симфоническая. Очень красивая. Музыка «Океана Эльзы» тоже звучит, правда, в несколько измененном виде. Ее очень любит король. Он поет песни рок-группы, играет на гитаре. А королева тайно влюблена в солиста группы Святослава Вакарчука.

- А сам он в фильме снимался?

- Нет. Есть только некоторые его клипы. Мы не ставили перед собой задачу снимать звезд. Это же не новогодняя солянка.

- Раньше вы снимали документальное кино. Недавно вышел ваш фильм о знаменитом режиссере Сергее Параджанове, за который вы получили Гран-при на кинофестивале «Россия».

- У меня много картин. Тем не менее, когда брался за эту работу, долго думал. О Параджанове столько снято! Как найти неожиданный поворот? Что нового о нем можно рассказать?

«Параджанов гонялся за нами по двору, пытаясь угостить то финиками, то дынями»

- Вы были лично знакомы?

- В Киеве мы жили с ним в одном доме, только в соседних подъездах. Я, тогда восьмилетний мальчик, часто видел его. Мы с ребятами во дворе знали, что он режиссер, но нам лохматый Параджанов казался каким-то странным дядькой. На вид — настоящий сумасшедший. Иногда он гонялся за нами по двору, пытаясь угостить то финиками, то дынями… Но тогда не принято было брать что-либо у чужих людей. А настоящий наш кумир — Йожеф Сабо. Вот это авторитет! У него под подъездом «Волга» стояла.

Однажды я все-таки познакомился с Параджановым. Я часто бегал к друзьям в соседний подъезд. Там была дверь, состоящая из двух половинок, одна из которых — стеклянная. Она была разбита, и все, не открывая дверь, входили в парадное. И я так вошел. Пока был в квартире, вдруг (впервые за десять лет!) вставили стекло. Оно было новое, очень чистое. Я совершенно не заметил, что оно там есть. И, как всегда, с разгону пытался выйти. Конечно же, разнес его вдребезги. А тут, как на зло, возле дома проходил милиционер. Услышав грохот, зашел: «Ну-ка, мальчик, иди сюда!» Я так испугался. И вдруг чувствую: сзади кто-то положил мне руку на затылок. Смотрю — Параджанов. «Что случилось?» — абсолютно спокойно спросил он. «Это ваш сын?» — «Да, мой».  — «Что же вы его так плохо воспитываете?» — сказал милиционер. «Как раз очень хорошо. Если бы я воспитывал плохо, вы бы его только и видели. Сколько стоит это окно?» — спросил Сергей Параджанов, доставая из кармана 10 рублей.

На этой встрече мое личное знакомство с Параджановым и заканчивается. Для меня он остался в памяти как человек-оркестр, смешной, веселый, как фейерверк: с потрясающей фантазией. Именно об этом я и сделал свой фильм. А помогла мне собрать информацию его жена Светлана Ивановна. Из ее рассказов я понял, что свой веселый характер Параджанов унаследовал от матери. И вот почему. Женившись на 16-летней Светлане, Сергей повез ее в Грузию показать своим родственникам. Сначала молодые гостили в Тбилиси у его мамы, а потом поехали навестить родственников в другой город, где жила состоятельная тетка. Когда вернулись, свекровь спросила, что им подарили. Светлана показала маленькую серебряную рюмочку с очень красивой резьбой. «И это все?» — удивилась свекровь. На следующее утро молодая жена Сергея проснулась от громких женских голосов. Приоткрыв дверь комнаты, увидела в коридоре мать Параджанова, которую обступили соседки. Свекровь держала в руках подаренную теткой рюмочку и говорила: «Вот таких двадцать четыре штуки. И еще большой кувшин. Все из чистого серебра».

- Говорят, сейчас вы приступили к работе над экранизацией своего романа?

- Я написал продолжение романа «Теперь я буду любить тебя», сделал сценарий. Хочу запускаться с «Двумя сестрами». Это художественный фильм. Но говорить о нем пока рано.