Происшествия

«почему я должен из своей пенсии уплатить 420 гривен налога за несуществующие деньги на сберкнижках, которые получил в наследство? »

0:00 — 4 марта 2008 eye 581

Чтобы пенсионер отдал государству 5 процентов от унаследованной суммы, находящейся на счетах Ощадбанка, налоговая инспекция подала на него в суд Пятидесятидвухлетний военный пенсионер, «чернобылец» первой категории Анатолий Семенов, проживающий в Миргороде Полтавской области, шутки ради предлагал руководству местной налоговой инспекции присвоить ему звание лучшего налогоплательщика года. Поскольку, получив денежное наследство, он вместо положенных в этих случаях 5 процентов от суммы уплатил почти 10 процентов. На унаследованной им от матери сберкнижке была 1 гривня 79 копеек. Пять процентов от этой суммы, проходящей по документам налоговой инспекции, составляют 9 копеек. Анатолий же Владимирович внес в казну государства почти в два раза больше — 17 копеек, так как на руки получил 3 гривни 24 копейки. Но в конце прошлого года из городского районного суда пенсионеру пришла повестка, в которой сообщалось, что он задолжал госбюджету… 420(!) гривен и 1 копейку.

С замороженного счета деньги снять невозможно

Важно не только вовремя родиться, но и вовремя умереть. Вот повременила бы кременчужанка Ольга Васильевна Семенова с отходом в мир иной, и, возможно, не было бы у ее сына проблем с оформлением наследства. Ведь уже с 1 января прошлого года действует нулевая ставка налогообложения денежных вкладов и ценных бумаг, унаследованных родственниками первой степени родства. Но Ольга Васильевна умерла 23 ноября 2005 года. И оставила сыну не злато и серебро, а три сберегательные книжки. Одну основную, на которую складывала советские рубли, и две компенсационные, на которые были зачислены проиндексированные вклады. На основной «болталось» меньше двух гривен, а на компенсационных с учетом индексации значилось 8 тысяч 400 гривен и 20 копеек.

Спустя полгода Анатолий Семенов вступил в законные права на наследство. О «приваливших» виртуальных деньгах известил Миргородскую объединенную налоговую инспекцию, подав туда соответствующую декларацию. Вскоре после этого перевел вклады из Кременчуга в Миргород на свое имя и забыл о них, как забыл о собственных накоплениях, чтобы, говорит, не волноваться лишний раз и ни на что не надеяться.

Однако об этом «богатстве» не забыли в налоговой инспекции. Государственные служащие, задачей которых является пополнение национального бюджета, спустя какое-то время напомнили Анатолию Семенову о его долге. Дескать, согласно статье 13 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц», вам нужно вернуть государству 5 процентов от унаследованной суммы денег, которые хранятся на ваших счетах, а точнее, 420 гривен и 1 копейку. «Пожалуйста! — ответил им Анатолий Семенов.  — Только для того, чтобы я мог это сделать, прежде должен получить наследство в реальном денежном выражении. Сначала пусть возвратит мне долг государство, тогда я верну ему свой. Иначе из чего платить? Из собственной пенсии? Но увольте! Это совсем другая статья доходов. А у меня два сына-студента учатся в Киеве, один из них снимает квартиру. У меня нет лишней копейки». «Тогда мы подаем на вас в суд», — ответили работники инспекции после нескольких безуспешных для них встреч с гражданином Семеновым.

Двадцатого февраля суд состоялся. И он удовлетворил исковое заявление Миргородской объединенной налоговой инспекции! Впрочем, ответчик тоже остался доволен решением, поскольку суд постановил перевести требуемую сумму со счета Анатолия Семенова в Ощадбанке на счет местного бюджета. Но получится ли провести такую операцию, неизвестно, ведь, по словам юрисконсульта Миргородского филиала Ощадбанка Павла Петренко, участвовавшего в суде в качестве третьей стороны, с замороженного счета деньги снять невозможно.

«Ответчик имеет право обратиться в Европейский суд»

Абсурдность ситуации очевидна. На судебном заседании Павел Петренко на вопрос, поддерживает ли он иск налоговой инспекции, ответил так:

- Компенсационные счета не облагаются налогом, поскольку деньги, которые на них находятся, относятся к внебалансовым счетам и реальной стоимости не имеют, то есть являются недействующими. Это внутренний долг государства перед своими гражданами, поэтому вкладчики не могут свободно получать данные деньги и распоряжаться ими. Государство и так поиздевалось над людьми, а теперь из «ничего» хочет получить «что-то».

- Сотрудникам налоговой лишь бы деньги содрать, моральность их не интересует! — сетует Анатолий Семенов.  — Я ведь ни от кого не скрываюсь, не отказываюсь от уплаты налога, а со мной поступают, как со злостным неплательщиком. И ведь не я один попал в такие «жернова». Да, я согласен, у них есть право требовать от меня насчитанную сумму. Но это же чистой воды демагогия!

- У ответчика есть полное право обратиться в Европейский суд, — отстаивает свою точку зрения юрист Миргородской объединенной налоговой инспекции, не пожелавшая назваться.  — Пусть подает иск против государства, которое отобрало у него деньги. Там за нанесение морального ущерба выплачивают довольно большие суммы. Но в Украине существует закон, обязывающий граждан платить налоги, и есть органы, которые должны следить за выполнением законов и пополнением государственной казны.

- Вы лично, окажись в подобной ситуации, заплатили бы из собственной зарплаты налог на несуществующее богатство? — спрашиваю специалиста, отстаивающего интересы налоговой инспекции.

- Да, потому что есть закон и его нужно выполнять. А вы что, призываете к анархии?

Менее категоричной была начальник отдела администрирования налогов с физических лиц Миргородской объединенной налоговой инспекции Татьяна Удоденко:

- Иногда законы у нас принимаются необдуманно. Мы сталкиваемся с этим на практике и отправляем в вышестоящие организации свои предложения по поводу того, какую норму документа нужно изменить. И уже с первого января 2007 года действует Закон Украины «О налогах с доходов физических лиц» (он был принят 22 мая 2003 года) в новой редакции, в соответствии с которым за унаследованные от близких родственников денежные вклады ничего платить не надо. Однако законы и постановления обратной силы не имеют, поэтому и возникают подобные ситуации.

Судья Светлана Андрущенко-Луценко говорит, что дело, которое она рассматривала, было первым подобным в ее практике.

- Вы уверены, что судебное решение будет исполнено? — интересуюсь у судьи.

- Все может быть, — уклончиво отвечает Светлана Андрущенко-Луценко.  — Думал ли кто-нибудь еще год назад, что по замороженным вкладам можно будет получить тысячу гривен? А теперь получаем…

За комментарием «ФАКТЫ» обратились в Полтавское областное управление Ощадбанка. Исполняющий обязанности начальника юридического отдела Владислав Малофеев и заместитель управляющего банком Григорий Микитенко заявили, что согласно Постановлению Кабинета министров Украины Ь 1 от 9 января нынешнего года вкладчикам выдается тысяча гривен, а также на похороны — 500 гривен. Каких-либо других выплат не предусмотрено. Поэтому для перевода денег с компенсационного вклада на любой другой нет юридического основания. И никакими нормативными документами не предполагается получение денег с определенной книжки, если вкладчик имеет их несколько. То есть налицо правовая коллизия.

Случаев, когда налоговая инспекция доводила бы дело до суда за неуплату налогов с компенсационных счетов, полученных в наследство, в областном управлении Ощадбанка не помнят. Так что «миргородское дело» можно назвать прецедентом.