Происшествия

«да у вас теперь даже конюшни в коврах! «- говорили украинским наездникам после того, как они впервые выступили в великобритании

0:00 — 5 марта 2008 eye 1359

Экстремальные трюки и мастерская джигитовка в исполнении артистов конного театра «Украинские казаки», участвовавших в юбилейном, 100-м, Международном конном шоу в Лондоне, были с восторгом встречены английской публикой

«Мамцю, мы приехали», — и казаки сняли шапки перед королевским дворцом. Вот так, почти по Гоголю, как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», казаки пришли поприветствовать ни много ни мало… английскую королеву! Да, они действительно благодарны Букингемскому дворцу, который в свое время благословил группу киевских артистов-наездников «Украинские казаки» на участие в самом престижном в Великобритании конном шоу.

А началась британская история наших героев еще в 1998 году, когда они впервые участвовали в праздновании 80-летия королевских ВВС. Тогда и произошла первая встреча казаков с королевской семьей. Муж королевы — принц Филипп, герцог Эдинбургский, подошел поприветствовать украинских артистов и, внимательно рассматривая казацкие костюмы, с удивлением спросил: «А где же ваши патроны?» (по его мнению, они должны находиться в верхних карманах сорочек). Узнав от ребят немножко из истории костюма, он был немало удивлен…

Шоу в зале «Олимпия» проводится под эгидой английской королевы

Главный атаман, руководитель группы «Украинские казаки» Олег Юрчишин вспоминает, как, возвращаясь домой после турнира, артисты театра заводили лошадей в самолет, в багажный отсек. Перед этим прошел дождь, что так естественно для Лондона, и кони никак не могли взобраться по скользкому трапу. Тогда англичане сообразили: отыскали здесь же, в аэропорту, красную ковровую дорожку, и по ней кони вошли в самолет! Уже в Украине ковер раскатали по проходу конюшни. И все, кто к ним заходил, недоумевали: «Да у вас теперь конюшни в коврах!»

Ловкостью и задором «Казаки» тогда расположили к себе королевскую семью и организаторов празднества.

В нынешнем году огромный зал «Олимпия» принимал Международное конное шоу в 100-й раз. Шоу в «Олимпии» — мероприятие престижное, проводится под эгидой Виндзорского дворца, то есть самой королевы.

Для англичан лошади — не просто домашние животные, это часть их жизни, как аккуратно подстриженный газон, крокет и средневековые замки. Поэтому они всегда тут как тут, если речь заходит о красивой породе лошадей. Ведь истинный англичанин мечтает не столько о красивой машине, сколько о породистой лошади.

Вторым номером программы этого престижнейшего шоу стало выступление конного театра «Украинские казаки». От организаторов шоу я узнала, что этот номер чрезвычайно популярен у зрителей и его всегда с нетерпением ждут. (К слову, зрители «Олимпии» — это не только семьи с детишками, но и миллионеры, закупившие целые ложи, а также дипломатический корпус Лондона. )

«Украинские казаки» показывают различные трюки на лошадях, летящих на большой скорости, перевороты через шею коня, стремительные «обрывы», стойки — трюки довольно сложные и рискованные. Казаки и лошади работают, кажется, на пределе. Но в этом-то и заключается мастерство. Публика сначала замирает от волнения, а потом зал взрывается от восторга. А лорд Вести, президент шоу, даже поспешил мне заговорщически раскрыть изюминку нашей программы: «У них есть одна девушка… »

Наталья Скорина потрясла британских зрителей своим очень смелым номером. Фотографию Наталки на коне с развевающимися атласными лентами увидела на следующий день вся Британия — газета «Таймс» опубликовала это фото на целую страницу. Наташа — акробатка, бывшая спортсменка по прыжкам в воду — буквально растворилась в лошадях и считает себя с ними единым целым. Выступала Наташа даже тогда, когда вынашивала под сердцем ребенка.

… И вот звучит «Казацкий марш», а на арену выезжают украинские всадники. В самом центре Лондона на глазах у королевской семьи и английской аристократии украинские хлопцы в казацких костюмах и с «оселедцями» демонстрируют спортивные и акробатические чудеса, в основе которых лежат традиционные методы ведения боя. (Ведь, чтобы остаться в живых, казаки должны были уметь уклониться от удара саблей, отстреливаться от преследователей, сидя на коне задом наперед. ) Самый сложный номер «Пирамида» — гордость наших наездников.

«Как называется эта их стрижка?» — глядя на казаков, заинтересовались мои соседи, любители коней, в чьих семьях традиционно десятки, а то и сотни лет разводят лошадей. Пришлось объяснять название казацкой стрижки сначала в чисто кулинарном аспекте (так доступнее), а потом уже и в историческом. Непривычно было слышать, как аристократия пытается правильно произнести наше родное «оселедець». Вот уж чего не переведешь на английский…

«А чем отличаются украинские казаки от российских?» — спросил меня поставщик французского шампанского на шоу Джастин Ллевелин. Опять пришлось на ходу преподавать урок украинской истории, рассказывать о Запорожской Сечи, вольнолюбивых традициях казаков, царице Екатерине, переселении и уничтожении казачества…

«Послушайте, я был в Киеве лет десять тому назад, — присоединился к нашему разговору бывший высокопоставленный представитель компании «Шелл» Джон Стивенс.  — И теперь уже не задаю таких вопросов… »

Еще одни мои собеседники Лиз и Марк Асталл тоже большие любители лошадей. Посещение шоу в «Олимпии» для них бальзам на душу. (В прошлом году супруги переехали в Дарбишир из Лондона, потому что в столице стало жить дороговато. )

- У нас две лошади, и мы получаем истинное наслаждение от общения с ними, — лучатся теплом глаза Лиз.  — В сезон выезжаем на охоту в Четсуорт (леса, поля и дворец еще со времен королевы Елизаветы I.  — Авт. ). Охотимся, в основном, на фазанов, их тут много.

- А на что-то более серьезное, например, на диких кабанов? — вспоминаю наши украинские реалии.

- Ну, что вы, — подключается Марк, — здесь даже на лис охота запрещена. Да и сама охота — это скорее для общения с друзьями. После охоты устраиваем торжественный ужин при свечах во дворце — запекаем фазанов по старинному английскому рецепту.

«Наши артисты сами и за лошадьми ухаживают, и седла шьют»

Конный театр «Украинские казаки» работает в Украине уже больше 15 лет. Начинали ребята в Запорожье — колыбели украинского казачества, а сейчас живут и работают в Киеве. Их как профессиональных наездников периодически приглашают на съемки художественных фильмов. Помните всадников в фильме «Огнем и мечом» Ежи Гофмана и в «Черной раде»? Это все они. Да и в новом фильме «Тарас Бульба» с Богданом Ступкой тоже можно будет их увидеть.

«Казаки» не раз выступали с показательной программой в Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Объединенных Арабских Эмиратах, странах Скандинавии. А однажды в Малайзии им пришлось выступать на местных лошадях — таковы были условия контракта. Всего лишь за пять дней тренировок им удалось найти общий язык с «иностранцами». Язык дрессировки — универсальный. Зрители даже не заметили, что казаки выступали на чужих лошадях.

Артисты конного театра Виктор Кирка, Сергей Колиух, Илья Юрчишин не мыслят своей жизни без лошадей — чувствуют настроение животных, а перед выступлением настраиваются на одну волну с ними. Ребята абсолютно уверены в необходимости гармонии лошади и ее наездника. И только когда удается достичь взаимопонимания с лошадью, можно брать любые барьеры.

- Поневоле станешь философом, — соглашается наездник-акробат Вячеслав Рябоконь.  — Прислушиваешься-присматриваешься к лошадкам, пытаешься понять, что их беспокоит, а что радует.

- Они так же переживают за программу, как и мы, — подключается к разговору Сергей Юрчишин, брат руководителя театра Олега.  — Но мы доверяем своим лошадям и знаем, что они доверяют нам. Как они всегда стараются!

- А наш номер «Пирамида» не сделаешь красиво, не чувствуя настроение лошади, ее готовность работать на одном дыхании вместе с тобой, — продолжает разговор Леонид Ярмусь, артист и тренер скакунов.  — Конь обязательно станет тебе верным другом, только будь с ним искренним…

- Ребята сами ухаживают за лошадьми, закупают овес (который им нынче предлагают по 250 долларов за тонну), — рассказывает менеджер программы Наталья Юрчишина, на которой держится вся организационная часть, — и шьют им седла — особенно неплохо получается у Евгения Крутова. Он еще и художник — вот и шьет не седла, а настоящие произведения искусства. Сами перевозят лошадей на специальном коневозе.

На мой вопрос о поддержке со стороны государственных структур Наташа лишь разводит руками: мол, не сложилось.

Поэтому не удивительно, что «Казаки» очень ценят искреннюю поддержку британцев. Гордости и радости наших артистов не было предела, когда за кулисы после представления к ним спустилась их поприветствовать принцесса Анна — известная почитательница лошадей. Кстати, в начале 90-х принцесса посещала Киев, даже принимала участие в скачках на Киевском ипподроме. И хотя Анна профессиональная наездница, тогда она не удержалась в седле. Хоть и не получила серьезных повреждений, но представители Виндзорского дворца до сих пор это вспоминают. Правда, у самой Анны от Киева остались более приятные впечатления.

Своим визитом удостоила украинских артистов и Камилла, герцогиня Корнуольская, жена принца Чарльза. Она, страстная любительница лошадей, возглавляет Федерацию конного спорта Великобритании.

В общем, завели себе знакомства «Казаки» в английском королевском дворе. Может, благодаря таким серьезным связям хоть им удастся разузнать, где же все-таки находится золото Полуботка, которое, по легенде, должно хранится где-то в английском банке. Но спрятано оно, говорят, так надежно, что отыскать его практически невозможно…