На украинском телевидении стартовал национальный общественно-медийный проект «Нові лідери». Он инициирован 34 общественными организациями и поддержан группой StarLightMedia, в которую входят «Новый канал», СТБ и ICTV. «Нові лідери» — возможность проявить себя людям, которые стремятся и активно участвуют в общественной жизни страны. По сути, это стартап для будущих политиков, общественных деятелей и госслужащих. По мнению создателей проекта, он стал ответом на общественную потребность в амбициозных людях с чистой репутацией, стремящихся к решению проблем государственного уровня.
Участники проекта должны представить свои идеи экспертам, СМИ и интернет-аудитории. Те, кто наберет больше всего голосов, станут героями телевизионного формата, который выйдет в эфир телеканала ICTV осенью 2018 года. Победитель получит значимый денежный приз для реализации идеи или начала политической карьеры. Регистрация участников продлится до 30 апреля. Сейчас их уже более двухсот.
— Проект «Нові лідери» должен стать «социальным лифтом» для активных и энергичных людей, которые связывают свое будущее с Украиной, — говорит руководитель канала ICTV Александр Богуцкий. — И мы рады помочь им донести свои идеи и реализовать цели.
Идея подобного проекта, мне кажется, сейчас у всех на устах. Ни один разговор не обходится без того, чтобы не было сказано: «Где наши новые лидеры?» Все мы мечтаем о тех, кто не будет брать взятки, и, наоборот, будет стремиться к справедливости. По сути, это люди, которые просто честно будут делать свое дело, любить страну.
— И где же их найти?
— Вот-вот! Это уже следующий вопрос. Наверняка они есть, но не всегда могут пробиться наверх, дойти до телевидения. И для нас важно сделать предельно короткое сообщение о том, что такой способ есть. Мы хотим, чтобы как можно больше честных, знающих и делающих лидеров заявили о себе, обозначили — «мы есть!». Таких людей мы приглашаем принять участие в проекте «Нові лідери». Уже зарегистрировались более 200 человек. Надеюсь, наша инициатива будет поддержана многими коллегами из медиа и будет развиваться общественным сектором. Мы хотим видеть в проекте много партнеров, боремся не за авторство идеи, а за то, чтобы всем в нашей стране стало легче жить.
— Есть какие-то ограничения для участников?
— Скажем, у народных депутатов Украины уже был шанс высказать свои идеи. Был шанс и у министров, которые могли росчерком пера многое изменить. Поэтому ни первые, ни вторые не могут подавать свои кандидатуры. А вот, например, заместители министров — пожалуйста. Депутаты районных, городских советов тоже.
Признаюсь, готовясь к проекту, у нас был большой соблазн сделать программу под названием «Другой кандидат». Речь шла о выборах президента. Благодаря проекту этот «другой кандидат» может стать настолько известным, что потом мог бы баллотироваться и в президенты. Мы даже приз придумали — два с половиной миллиона гривен, которые необходимо внести в залог, идя на президентские выборы.
— Проект наверняка имел бы большой успех.
— Да, но мы решили, что не хотим потакать популизму. Сколько можно «кормить» зрителей беспочвенными обещаниями. А в нашем случае участники — люди, за которыми стоят уже реальные дела. В конце концов, президентство — ведь тоже работа, и человека без подготовки допускать нельзя. Хотя у нас в этом смысле уникальная страна — едва ли не все считают, что смогли бы ею руководить.
В общем, в конце концов победила наша ответственность. Шоу проиграло содержанию. Мы решили, что будем заниматься поиском не популистов, а ответственных лидеров, начиная с самого малого масштаба. Мы хотим показать, что не все политики одинаковые. Много честных и порядочных людей ходят каждый день на работу, делая все для того, чтобы мы гордились своей страной.
Новые лидеры — это не молодые, это не вопрос возраста. Это вопрос ценностей: не врать, не красть, работу работать и честно служить людям и стране.
— Выходит так, что Святослав Вакарчук потерял шанс стать «другим кандидатом» и участником вашего проекта.
— Получается так. Как и, скажем, Балашов — бывший депутат, которому мы отказали. Следуя этой логике, Вакарчук стать участником, увы, не сможет. Но он может прийти в наш проект в качестве лектора или поддержать его материально.
— Стать героями «Нових лідерів» могут лишь те, кто интересуется политикой?
— Не обязательно. Мы собираем активистов, общественных деятелей. Делать все для того, чтобы улучшить жизнь людей, — это и есть концентрированная политика. По сути, каждый политик хочет сделать народ счастливым. Все остальное — это лишь дискуссия о путях достижения этого счастья.
— Сколько человек могут участвовать в проекте?
— Мы хотели, чтобы на первом этапе зарегистрировалось как можно больше претендентов. В мае начнется новый этап, главная цель которого — отобрать сто новых лидеров, имена которых станут известны всем. О каждом мы покажем сюжет в программе «Факти» на ICTV и в «Вікнах» на СТБ. Это все будут люди, достойные того, чтобы о них рассказать. Из ста человек общественные организации выберут десять, которые уже осенью смогут принять участие в телевизионном шоу. С дебатами, конкурсами, неудобными вопросами и другими испытаниями. Среди этих десяти и будет выбран тот один, кто получит главный денежный приз. Думаю, сумма будет больше, чем миллион гривен. И она должна будет пойти на реализацию идей победителя конкурса.
— От чего зависит конечная сумма приза?
— Мы хотим, чтобы проект финансировался не только акционерами группы. Но и лидерами новой украинской экономики или ответственными гражданами, которые ведут бесконечные разговоры о том, что нам нужны порядочные люди. У нас уже есть ряд известных компаний, которые подтвердили свое участие в финансировании проекта. Более того, участвовать в этом финансировании сможет любой человек — даже отдав сто гривен. Просто мы хотим сделать так, чтобы не сложилось впечатление, что выигравший кому-то чем-то обязан. Я бы хотел, чтобы не только наши политики понимали, что они должны только украинскому народу и своей стране, но и люди понимали, что они сами должны обеспечить независимость политиков своими взносами.
— Канал будет следить за дальнейшей судьбой своих участников?
— Следить за ними, специально показывать, опекать и всякое такое — нет. Наша ответственность — помочь им стать известными и напомнить всем о необходимости гражданской активности. О том, чтобы они были внимательны к программам политиков, которых избирают.
— Кто же будет отбирать лидеров?
— Важно сделать так, чтобы канал стал лишь площадкой для освещения всей этой акции, а отбором лидеров занимались сами граждане страны путем sms-голосования. Повторюсь, все по-честному — именно так ведь и происходит в реальной жизни. Из ста претендентов десять лучших мы попросим выбрать известные общественные организации страны.
— Когда стартует телевизионный этап проекта «Нові лідери»?
— Проект станет главной премьерой осеннего сезона. С октября по ноябрь выйдут восемь передач, в которых будут представлять свои программы десять участников из ста, прошедших отбор. Это будут прямые эфиры, на которых результаты зрительского голосования будут объявляться немедленно. После каждого эфира героев будет становиться все меньше, пока не определится победитель. Кто станет ведущим проекта, пока сказать не могу. Но это точно будет известный ведущий. Специально для проекта создается большая студия. Это будет самый важный общественно-политический проект группы наших каналов нынешней осенью.
По-прежнему в прямом эфире по понедельникам будет выходить «Свобода слова» с экспертами. Мы хотим, чтобы люди, которые идут в наш проект, тоже понимали гигантскую ответственность перед зрителями, теми, кто в них готов поверить. Потому что главное — не обмануть, не разочаровать. Умей отвечать за свои обещания, даже если это будет некомфортно.
Помню, в прошлом году на форуме YES выступал Дэвид Камерон — бывший премьер-министр Великобритании. Молодой, уверенный политик, отстаивавший идею, что «брекзит» — это плохо. Хотя его консервативная партия была за. И именно в тот день, когда голосование произошло в пользу «брекзит», он подал в отставку. До этого он возглавлял страну семь-восемь лет. Ему задали вопрос: почему вы не поддержали «брекзит», ведь социологи однозначно говорили о поддержке населением выхода из ЕС, и вы сохранили бы пост главы правительства? Он сказал: «Я шел в политику отстаивать то, во что я верю. И не могу только потому, что чье-то мнение популярнее, поменять свои принципы. Если у тебя нет принципов — не надо идти в политику». Вот таких людей мы ищем.