Происшествия

Единственный в Украине незамерзающий порт — Севастополь — не был включен в государственную программу реконструкции?

0:00 — 12 марта 2008 eye 703

В максимальном использовании географических особенностей расположения, а также промышленного и кадрового потенциала эксперты видят будущее города

Севастополь по праву считается портовой жемчужиной Черного моря. Еще бы! Его уникальное побережье состоит из каскада многочисленных, удобных и, что главное, незамерзающих бухт, окруженных скалистыми берегами, создающими естественную защиту для швартующихся судов. Эти природные достоинства Севастополя активно использовали как императорская Россия, так и Советский Союз.

Увы, время внесло свои коррективы в судьбу города. И сейчас экспертам приходится решать проблемы восстановления его былого потенциала, который нуждается в коренных изменениях и, не побоюсь сказать, в продуманной государственной поддержке.

«Делать ставку на развитие Севастополя только как курорта — экономически недальновидно»

Некоторые специалисты считают, что экономику Севастополя может оживить его развитие в качестве курортной зоны. Мягкий климат, множество бухт, удобная инфраструктура города и окрестностей и сейчас привлекают сюда миллионы курортников. Впрочем, есть мнение, что растрачивать природные особенности этого уникального порта только на рекреационную сферу неразумно.

— Делать ставку на развитие Севастополя только как курорта — экономически недальновидно, — говорит директор Таврического регионального центра инновационного развития Владимир Арабаджи. — Короткий — не более пяти месяцев — курортный сезон не привлекает сюда стратегических инвесторов от гостиничного бизнеса. Аналитические центры корпораций «Хилтон», «Свисотель», «Мариотт» и прочих постоянно контролируют по всему миру потенциальные курортные зоны и входят в них своими проектами. Но только не в Севастополе — за 16 лет здесь не было построено ни одной, даже четырехзвездочной, гостиницы. И в настоящее время ни один местный отель или пансионат не сравнится с самыми простыми отелями, допустим, той же Турции или Египта.

Кроме того, в городе живут свыше 370 тысяч человек, которым нужна работа круглый год, а не только в курортный сезон. Необходимо также помнить, что в 2017 году Черноморский флот России может покинуть город. И тогда около 27 тысяч севастопольцев останутся без работы. Что будут делать эти люди, если уже сегодня не готовить для них альтернативные рабочие места, не развивать коммерческие порты, судостроение, судоремонт?

Ведь уже сейчас, как отметил исполняющий обязанности ректора Севастопольского национального технического университета Александр Лукьянчук, большинство базовых предприятий, на которые всегда ориентировался вуз, утратили былую мощь: часть из них находится в запустении или распалась на мелкие дочерние фирмы, часть выживает, сдавая в аренду торговым предприятиям свои помещения, чтобы иметь хоть какие-то деньги.

— К сожалению, в последнее десятилетие ситуация существенно усложнилась, — подчеркивает он. — Сейчас на государственном уровне уделяется большое внимание именно техническому образованию: ведь рынок труда уже предельно насыщен специалистами экономических и правовых специальностей, а промышленные предприятия как раз столкнулись с проблемой нехватки кадров. Однако такое внимание — не более чем слова. Никаких реальных действий не предпринимается. Наиболее остро кадровый вопрос стоит на тех предприятиях, которые сейчас начинают возрождаться и выпускать конкурентоспособную продукцию.

Если Севастополь будет ориентироваться на свое развитие только как города-курорта, его жители смогут зарабатывать деньги всего лишь несколько месяцев в году. Для города с огромным интеллектуальным потенциалом подобное использование кадров губительно с экономической точки зрения. Пропагандировать однобокое направление экономического развития Севастополя нельзя. К решению любого вопроса следует подходить системно, со стратегической оглядкой на соотношение вероятных будущих выгоды и потерь.

«Нужно максимально использовать все возможности города: и географические, и интеллектуальные, и исторические»

Севастополь — единственный в Украине незамерзающий порт, имеющий естественную глубину по фарватеру бухты 17 и более метров. Кроме того, ему досталось в наследство от военно-морских сил СССР более 280 капитальных энерговооруженных причалов общей протяженностью свыше 20 километров. Именно поэтому в максимальном использовании географических особенностей расположения города, его промышленного и кадрового потенциала эксперты видят будущее Севастополя. Анализ показал, что конкуренты — Одесса, Ильичевск, Херсон, Мариуполь, Николаев — уже ушли далеко вперед. И проблема, по мнению экспертов, заключается в том, что Севастополю не хватает государственной программы развития города как коммерческого порта.

— В 2008 году Министерство экономики включило реконструкцию Ильичевского, Бердянского и Херсонского морских торговых портов в число приоритетов Государственной программы экономического и социального развития Украины, — рассказывает депутат Севастопольского городского совета Александр Семин. — А реконструкцию Севастопольского порта — нет. Между тем эта программа станет составной частью плана сотрудничества между правительством Украины и Европейским банком реконструкции и развития. Согласно данному плану до 2010 года наша страна надеется привлечь свыше 72 миллионов евро инвестиций для развития контейнерных терминалов.

Я считаю, что в ситуации с Севастополем необходимо выработать максимально эффективный подход, который бы позволял использовать все возможности города: и географические, и интеллектуальные, и исторические. Нам надо разработать и внедрить стратегические программы развития города, а не хаотично поддаваться влиянию модных течений. И тогда с приходом крупных стратегических инвесторов Севастополь в короткие сроки способен восстановить свой богатый потенциал и решить все важные экономические проблемы.