Известный российский кинорежиссер Борис Хлебников («Коктебель», «Аритмия») дал интервью «Немецкой волне» (DW), в котором, в частности, высказал свое мнение относительно громкого дела Кирилла Серебренникова, своего коллеги, обвиняемого в хищении 1,2 миллиона долларов из государственного бюджета.
- Совершенно понятно, что Серебренников сидит, потому что он заложник каких-то интересов и желания власти чего-то. А вот чего она желает, зачем, как и почему? То, что он сидит беззаконно и бессмысленно, то, что его посадили преступным образом, ясно. А вот почему, зачем, кто дал распоряжение? В этом невозможно разобраться. Прозрачности тут я не вижу.
Вот этот враг, это туловище злое, опасное и страшное, которое посадило Кирилла, — я не могу понять, кто оно. С чьего указания это пошло? Что они хотят от Кирилла? Невозможно разобраться, сколько бы я ни пытался это сделать. Когда приближаешься к власти, приближаешься к госденьгам, а ведь и я на госденьги снимаю, то ты становишься заложником. Ты не знаешь, что произойдет в следующий раз. Точно так же, как подойти в России к милиционеру: либо он тебе покажет дорогу и проведет куда нужно, либо он найдет у тебя наркотики — и ты присядешь лет на десять. При том, что наркотиков ты никогда в жизни не употреблял…
В российской системе господдержки кино пока нет тотального зла, государство действительно понимает, что кино — это часть культуры, что его надо развивать. Но тем не менее все чаще и чаще мы слышим, что мы что-то должны… «Если вы берете деньги, то вы должны говорить о том, что в стране все хорошо», — эти разговоры ведутся бесконечно.
Вот прямо сейчас мне нужно будет идти и представлять фильм «Коктебель», который снят в 2003 году. А там, на секундочку, герои, мальчик и папа, идут пешком в Крым. Сейчас просто невозможно было бы снять эту историю — объяснить, как они прошли через границы. Огромное количество контекстов появилось. И это жалко, потому что без присутствия за столом Крыма, Путина и Сирии мы уже не можем разговаривать, все равно они сидят с нами. И даже показывая какую-нибудь «Аритмию», я не свободен от этого. Когда я приезжаю за границу, Путин сидит с нами за столом и заставляет про него говорить. А сегодня вот, например, в зал присядет Крым, который мы сперли несколько лет назад. А он не должен был бы сидеть, потому что разговор идет про мальчика и отца, но Крым присядет в зале и будет участником этого разговора…
Напомним, фильм Бориса Хлебникова «Аритмия» получил множество премий и наград, в том числе российские премии «Ника», «Белый слон», «Золотой орел», Гран-при фестиваля «Кинотавр». Фильм «Коктебель» удостоился наград Московского международного кинофестиваля, кинофестиваля в Карловых Варах и фестиваля в Висбадене.