Фигурка дня

ФИГУРКА ДНЯ.
«Фарфоровые» истории.
26 апреля 2018

7:42 — 26 апреля 2018 eye 135

ДАМА РОКОКО НА КАЧЕЛЯХ Страна: Испания
Мануфактура: Lladro
Год создания: 2009
Скульптор: Alfredo Llorens
Размер: 36×23 cm

Аукционный дом Sotheby's на днях выставил на торги картину великого итальянского художника Амедео Модильяни. Называется она «Лежащая обнаженная (на левой стороне)». Написанная в 1917 году, эта картина в первое же мгновение своего представления на предстоящем аукционе успела установить ценовой рекорд. Стартовая цена лота составляет 150 миллионов долларов. До этого момента мировой рекорд стартовой цены принадлежал картине Пабло Пикассо ''Алжирские женщины'', написанной в 1955 году. Эксперты оценили произведение в 140 миллионов долларов, а продана она затем была за 179 миллионов.

К чему я это все веду и какое отношение представленная сегодня у нас фарфоровая композиция имеет к картинам Модильяни? А вот какое. Я уже несколько раз, представляя ранее вашему вниманию фарфоровые произведения испанских скульпторов, рассказывал и о гениальном, хотя и несколько взбалмошном, как и многие другие гении, Амедео Модильяни, и о фарфоровых работах, созданных по мотивам его произведений. В частности, в архиве нашей рубрики вы легко можете найти «Даму рококо на балу».

Теперь вот обращаю ваше внимание на «Даму рококо на качелях». Работа удивительная, редкая. Не похожая на другие фарфоровые произведения множеством нюансов. И не только технологических. Чего только стоит ощутимая при прикосновении фактура платья героини с приглушенного цвета узорами. А тончайшие цветы! А столь мастерски переданные характерные для эпохи рококо узкая талия дамы, ее невероятная прическа! А динамика раскачивания героини на качелях, словно висящих в воздухе!..

Конечно же, фарфоровые произведения, созданные по мотивам самых выдающихся художников, никогда не стоили и, наверное, не будут стоить столько, сколько оригиналы их живописных творений. Да и вообще продажи фарфора на крупных аукционах случаются крайне редко. А, если и случаются, то чаще всего в последние годы речь идет о маленьких мисочках и вазочках эпохи знаменитых китайских императоров. И выглядят эти работы невероятно скромно, и историческую достоверность со 100-процентной уверенностью доказать никто не может. Однако это не мешает новоявленным миллиардерам из континентального Китая и из островного Тайваня порой так крепко схлестываться на аукционных торгах, что первоначальная цена невзрачных, на первый взгляд, лотов порой увеличивается во много раз и в результате составляет десятки миллионов долларов.

Цена фарфоровых произведений — тема отдельного разговора. Для меня, например, не менее важной была и остается художественная ценность фарфора, его красота, изящество, уникальность техники и привлекательность сюжета — все то, что делает такие произведения оставляющими след в душе не только коллекционера, но и обычного ценителя искусства, способного ощущать прекрасное. В общем-то, по такому принципу и собиралась наша коллекция. В которую, однако, разными правдами и неправдами сумели «пробраться» и порой не очень привлекательные, но очень ценные и даже уникальные произведения самых известных в мире фарфоровых мануфактур.

Сегодняшним именинникам позвольте по традиции пожелать добра и счастья.