Украина

Скандал со странными анкетами для младшеклассников взбудоражил соцсети

20:15 — 27 апреля 2018 eye 1695

Опубликованная в «ФАКТАХ» статья о странном анкетировании учеников четвертых классов вызвала большой резонанс в соцсетях. Большинство пользователей возмущены происходящим и, как и обратившиеся в редакцию родители ученицы столичного лицея № 171, считают происходящее нарушением прав ребенка. Как уже сообщалось, речь идет об анкете, которую представители Украинского центра оценивания качества образования во время урока дали ученикам четвертого класса. В анкете были вопросы о том, сколько в семье ребенка автомобилей, компьютеров и мобильных телефонов. По словам родителей, о том, что детям будут задавать подобные вопросы, их никто не предупредил. А учителям представители Центра оценивания не разрешили даже снять копию анкеты.

В Украинском центре оценивания качества образования «ФАКТАМ» объяснили, что это было «мониторинговое исследование читательской и математической компетентности учеников 4-х классов». А подобные вопросы детям задавали для того, чтобы «понять, какие социально-экономические факторы влияют на успешность ребенка в обучении». Заверили, что анкеты анонимные.

Большинство родителей уверены, что задавать подобные вопросы детям (даже на условиях анонимности) недопустимо. Также людей возмущает то, что с подобными анкетами чиновники пришли не к старшеклассникам, а к маленьким детям, которые готовы откровенно ответить на любой вопрос.

На набирающий обороты скандал отреагировали в Министерстве образования Украины. Приводим их официальный ответ:

«В этом году в Украине Украинским центром оценивания качества образования впервые проводится общегосударственное мониторинговое исследование „Состояние сформированной читательской и математической компетентностей выпускников начальной школы“. В рамках исследования ученики четвертых классов выполняют тестовые задания по математике и чтению, а также заполняют анкеты. Технология организации анкетирования отвечает мировым и отечественным стандартам. Материалы анкетирования полностью анонимные: организаторы даже не собирают списки учеников-участников исследования и известно лишь количество учеников в отдельном классе (что делает возможной подготовку в достаточном количестве тестовых материалов). Перед началом анкетирования дети получают инструкцию, где указано, что анкеты обрабатывает компьютер и что об их ответах не будет известно ни одноклассникам, ни учителям, ни другим лицам. Важно отметить, что руководители учреждений образования заранее получили информацию об исследовании и должны были предупредить родителей о его проведении. После предупреждения родители могли отказаться от участия в исследовании».

А вот что в Министерстве образования говорят по поводу вопросов, которые возмутили родителей:

«Структура анкеты представляет собой набор традиционных для подобных исследований блоков вопросов. А именно вопросы о социальных и материальных факторах, которые влияют на успешность обучения, уровень комфорта ребенка во время пребывания в школе, дошкольная подготовка и посещение учеником внешкольных занятий. Кроме перечисленных, в анкете представлены блоки вопросов, разработанных специально для исследования, среди которых особенности выполнения учениками домашних заданий, читательские и математические практики, которые использует ученик в обучении.

Для разработки анкет специалисты пользовались международным опытом, а также характерными особенностями преподавания литературного чтения и математики в Украине. В частности, использовались подходы авторитетных международных сравнительных исследований качества образования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) и TIMSS (The Trends in International Mathematics and Science Study)".

Пресс-служба министерства предложила ознакомиться с примерами анкет для четвероклассников. Мы ознакомились, но в этих анкетах вопросов о количестве автомобилей, компьютеров и комнат в квартире не нашли. Почему? Как выяснилось, это не те самые анкеты, которые давали четвероклассникам. Это примеры того, какими эти анкеты могут быть. «По технологии исследования конкретно ту анкету давать запрещено», — объяснила в Facebook представитель Министерства образования Маричка Дупак.

Это только примеры того, какими могут быть анкеты. А те анкеты, которые давали ученикам и вызвали у родителей столько вопросов, чиновники не обнародуют

По словам чиновников, родителей об анкетировании должны были предупредить в школе. Но только тут возникает вопрос: как именно предупредить? Информация о том, что будет проводиться «мониторинговое исследование читательской и математической компетентности учеников 4-ых классов» на первый взгляд не вызывает беспокойства. А как родителей могли предупредить о том, что в анкетах будут подобные вопросы, если содержание анкет не знали и до сих пор не знают ни учителя, ни руководители учебных заведений? В материалах о мониторинговом исследовании, которые имеются в распоряжении «ФАКТОВ», сказано: «анкета для учеников должна предусматривать указание таких сведений как возраст ученика, пол, отношение к обучению, язык общения дома, информация о других психологических, социально-экономических факторах». Сложно догадаться, что под обтекаемой формулировкой «информация о социально-экономических факторах» могут скрываться вопросы о количестве автомобилей и компьютеров в семье.

Что по этому поводу говорят юристы и эксперты в сфере образования и защиты прав детей? «ФАКТЫ» обязательно это выяснят.