Решив погулять по качающимся у берега льдинам, две подружки даже не заметили, как их понесло к середине Днепра
Этот небольшой заливчик популярностью у верхнеднепровцев не пользуется: здесь берег усыпан гранитными валунами, а дно илистое и вязкое. Поэтому народ загорает и купается чуть ниже по течению, где устроен песчаный пляж. Тем более тут пустынно в межсезонье. Но Маша и Настя оказались на берегу случайно: просто заблудились. В тот день подружки, которые живут в соседних пятиэтажках на улице Яцковского, пошли на занятия в танцевальный коллектив «Пролчсок». Только по случаю 8 Марта репетицию отменили, и девчонки решили прогуляться, а заодно и наломать к празднику вербовых веточек.
Спустившись с дамбы и углубившись в густые заросли, они брели в поисках распустившейся вербы. И не заметили, как прошагали километров пять от города и оказались в незнакомом месте. «Котиков» здесь не было, зато у берега качались несколько белых льдин, прибитых волной.
— Они были похожи на надувные матрасы, — наперебой тараторят девчонки. — Вот такой толщины! И мы стали прыгать со льдины на льдину и качаться. Только когда оказались рядышком, увидели, что до берега уже далековато.
«Давай прыгать в воду!» — предложила более боевая Маша. Но осторожная Настя засомневалась: «Там же ил, он нас затянет » Пока девчонки спорили, льдину подхватил ветерок, дувший с берега, и понес прочь из тихого заливчика.
Нужно сказать, что ширина Днепра здесь — километров семь. После строительства Днепрогэса вода поглотила несколько старинных поселений, расположенных в низинке, и образовала широкий разлив. Из каменистого заливчика, от которого «отчалила» льдина с двумя малышками, противоположный берег едва виден. Зато от открытого фарватера его с двух сторон отделяют каменистые выступы, куда и попытались направить свой «плотик» девчонки. В руках у Маши и Насти были предусмотрительно выломанные на берегу длинные ветки. Разве могли девчонки запастись чем-то посолиднее? Эти ветки скорее напоминали прутики, и, как ни молотили ими по воде подружки, направление движения льдины им изменить не удалось.
— Мы сначала доставали веткой до дна, — вздыхает Маша, — а потом я уже и руку по локоть опускала, а подо льдиной была только вода. Тогда мы с Настей стали молиться. Молитв, правда, никаких не знали, просто просили: «Боженька, прибей нас к берегу».
Льдина уже была метрах в ста от берега, когда подружки додумались, что надо громко кричать. «Помогите!» — тоненькими голосками завопили они. Но эти крики ветер понес не к берегу, а вдоль реки. Льдина, между тем, кружилась в весеннем речном водовороте, скрипела, трещала и, похоже, становилась все меньше. Поэтому Настя с Машей стояли, тесно прижавшись друг к другу и замерев, словно два оловянных солдатика. У Насти, еще возле берега зачерпнувшей воды в высокие сапожки с меховой оторочкой, ноги совсем заледенели. Замерзла и Маша, обутая в невысокие ботиночки с тонкой подошвой. Но о том, чтобы попрыгать, согреваясь, нечего было и думать.
Подружки совсем сорвали голоса от крика, а на высокой дамбе над берегом так никто и не появился. Девчонки болтались на хлипкой льдине уже около получаса, но рощица, носящая странное название Милицейская, была пустынной. И вдруг на дамбе появилась одиноко бегущая фигурка, которая, промелькнув между деревьями, стала быстро удаляться. Настя с Машей буквально зашлись в крике, размазывая по щекам слезы. Им показалось, что человек уходит. Но он вдруг остановился и, быстро сбежав по склону, бросился к кромке воды.
Владимир Беленький живет в Верхнеднепровске с бабушкой, но работает в Днепропетровске: двое суток дежурства в центре отдыха «Гудзон» — четыре дня отгулов. В тот день он как раз вернулся домой и около 17 часов, надев легкую курточку, вышел на обычную вечернюю пробежку. Должность 30-летнего Владимира — телохранитель. Она обязывает его постоянно поддерживать хорошую физическую форму. А чтобы бежать было веселее, он обычно кладет в карман плеер и надевает наушники. Высокая дамба, расположенная километрах в шести от городской окраины, — идеальное место для этих тренировок. Слева — поле, справа — разлив Днепра, впереди — ровная асфальтированная дорога. Он уже пробежал мимо спуска к Милицейской роще, как ветерок, дувший в спину, даже сквозь ритмичную музыку донес чей-то слабый голос. Выдернув наушники, парень прислушался и уже четко уловил детский крик: «Помогите!» Вернувшись по дороге немного назад, Володя увидел далеко на льдине две детские фигурки в малиновой и оранжевой курточках — они отчаянно махали руками.
Он мгновенно просчитал в уме все варианты и бросился в воду.
По специальности Владимир Беленький — военный летчик. В Харьковском институте летчиков ВВС Украины он учился летать на бомбардировщиках, а в этой профессии самое главное — точный расчет.
— Я не знал, какая там глубина, какая толщина льдины, — волнуясь, рассказывает Владимир, — но понимал, что действовать нужно быстро и при этом предвидеть варианты. Сначала мелькнула мысль, что нужно доплыть до льдины и просто отбуксировать ее к берегу вместе с детьми. Потом я этот план отверг: а вдруг она расколется и девочки окажутся в воде? Их обеих, да еще в мокрой, скользкой одежде, я мог бы не удержать. Поэтому быстро позвонил по мобилке бабушке: «Вызывай спасателей к Милицейской роще, здесь дети на льдине!» — и вошел в воду.
Чтобы плачущие девчонки успокоились, он стал с ними говорить. «Вы как там оказались?» — крикнул подружкам. Они хором ответили: «Льдина поплыла!» «Стойте смирно! — приказал им. — Не плачьте и не подходите к краю». Те сразу замолчали и взялись за руки. Володя не знал, какая глубина подо льдиной, но ему повезло — дно было хоть и очень вязкое, илистое и ноги каждый раз погружались чуть ли не по щиколотки, но довольно пологое. Когда он подошел, наконец, к льдине, вода была ему по грудь. Впрочем, девчонок такая глубина накрыла бы с головой. И хотя Маша хорохорилась потом: «Если бы я была в своей любимой красной кофте, то попробовала бы доплыть до берега», — шансов спастись самим у подружек не было никаких.
Первой Владимир забрал Настю, выяснив, что у нее очень замерзли ножки. Подставил девочке спину, и она цепко обхватила его за шею руками.
— Тебя как зовут? Маша? — спросил у оставшейся на льду девочки. — Не паникуй, Машенька, стой спокойно. Я сейчас за тобой вернусь.
Насколько быстро это можно было сделать в подобной ситуации, Володя отнес первую девочку на берег и вновь ступил в ледяную воду. Ног он уже не чувствовал — хорошо хоть кроссовки были зашнурованы туго и не спадали, полные воды. Подпрыгивая и загребая руками, он быстро приближался к льдине, которую за эти десять минут отнесло еще дальше. Когда заледеневшими ручонками Маша обхватила его за шею, он, наконец, облегченно вздохнул. Но радовался рано — уже на подходе к берегу ноги все-таки подвели. Оступившись в скользком иле, Володя завалился боком на льдину, качавшуюся у берега, и Маша зачерпнула ботиночками холодной воды. Но даже с такой ношей за спиной ему все-таки удалось выравняться и вынести девочку на берег в сухой одежде.
Вылив из обуви девчонок воду, Владимир приказал испуганным подружкам: «Ну-ка, быстро марш домой! И скажите родителям, чтобы ноги вам попарили». Когда Маша и Настя помчались вприпрыжку по дамбе в сторону города, он вытряхнул воду из кроссовок, немного согрел ноги на весеннем солнышке и, опять натянув холодную размокшую обувь, не спеша пошел домой. Когда его фигура скрылась за поворотом, к Милицейской роще подъехала машина со спасателями.
— Получив сигнал о том, что на льдине дети, я сразу поднял по тревоге дежурный караул, — рассказывает начальник Верхнеднепровского районного отдела ГУ МЧС в Днепропетровской области Сергей Фомин. — В связи с праздниками и ледоходом у нас как раз был усиленный вариант несения службы, поэтому два катера со спасателями отправились в указанное место в ту же секунду. Мы тоже приехали буквально через десять минут. Но на берегу уже никого не застали. Нужно было срочно выяснять судьбу людей. Вдруг с ними случилось несчастье? В такую погоду льдину размывает водой буквально за 15 минут. К счастью, у диспетчера МЧС сохранился телефон звонившей женщины, а уже Нина Васильевна подсказала номер мобильного своего внука.
Володю спасатели догнали на подходе к городу. Теперь нужно было убедиться, что с девочками все в порядке.
— Оказалось, у Владимира хорошая зрительная память, — продолжает Сергей Юрьевич. — Он вспомнил, что видел и раньше одну из малышек возле своего дома. Выяснив, что Маша действительно живет в указанном им подъезде на пятом этаже, мы позвонили в квартиру. Узнав, зачем ищут дочку, мама пришла в ужас. Только вышли из подъезда, а тут и подружки идут — живы-здоровы!
— Когда Настя явилась домой и рассказала о своем приключении, я была в шоке, — чуть не плачет мама Татьяна Березовская. — Хотела сначала наказать дочку, но она была такая напуганная, подавленная, что я лишь попросила больше к реке не ходить. «Мама, я хотела тебе «котиков» в подарок нарвать», — оправдывалась Настюша. А получилось, что подарок к 8 Марта сделал мне Володя Беленький — доченьку мою спас!
В Верхнеднепровской средней школе Ь 5, где во втором классе учится одна из девочек, девятилетняя Маша Андриенко, на днях созвали внеочередную линейку.
— Приказом начальника ГУ МЧС в Днепропетровской области Владимира Бутковского житель Верхнеднепровска Владимир Беленький, спасший жизнь Насти Сокур и Маши Андриенко, награжден Знаком почета МЧС, — рассказал школьникам помощник начальника Александр Дмитренко. А для нас добавил: — Уже в этом году на льду погибли семь жителей области, в том числе двое детей. Если бы не Володя, девочек отнесло на льдине к середине Днепра. Ширина реки в том месте достигает около семи километров, и спасти девочек вряд ли удалось бы.
Впрочем, сам бывший военный летчик себя героем не считает. Будни у телохранителя бывают и более напряженными. Правда, чувствуется: Володе приятно, что у него появились две крестницы. Своих-то детей еще нет