Происшествия

«в специальной установке я выращиваю водоросли. Из них делаю горючее для автомобилей, а образовавшийся жмых отправляю на корм скоту»

0:00 — 20 марта 2008 eye 4251

Среди разработок днепропетровского изобретателя Петра Чернова есть также оборудование, топливо в котором производится из… сала и даже из куриного помета

Идею получать дизельное топливо из водорослей ученые выдвинули еще в середине прошлого века, а воплотил ее в реальную продуктивно работающую установку житель Днепропетровска Петр Чернов.

«Урожай» водорослей собираем каждые десять часов»

 — Мне не нужно озеро или пруд, чтобы выращивать водоросли, для этого использую биореактор. Зайдем в ангар, увидите, что он из себя представляет, — заявил Петр Чернов.

Оказалось, эта установка состоит из многих десятков, если не сотен, метров прозрачных стеклянных труб толщиной в руку человека. В них и живут простейшие водные растения.

 — Все, что им нужно для быстрого роста, — свет, углекислый газ, корм и поддержание температуры на уровне 24 градусов, — объясняет изобретатель.

 — Чем кормятся водоросли?

 — Особым набором химических веществ и микроэлементов. Стоимость этого корма (мы его готовим сами) невелика. А чтобы обеспечить водоросли теплом и углекислым газом, используем дизель-генератор, работающий на том же биодизеле. «Урожай» с биореактора собираем каждые десять часов. Ведь микроводоросли — самые быстроразмножающиеся растения. При правильном уходе их масса увеличивается вдвое всего за 40 часов! Отобрав очередную порцию «урожая», получаем из него растительный жир, из которого изготовляем биодизель. Водоросли используем особые — масленичные, с содержанием жира до 80 процентов, их нам поставляет научно-исследовательский институт. После отжимки жира получается жмых — отличная кормовая добавка для питания коров. Я отправляю жмых на фермы. Технология у меня получается безотходной. А обходится топливо из водорослей в две гривни 20 копеек.

 — Со временем себестоимость может еще больше уменьшиться, если удастся реализовать задумку Чернова об использовании жмыха в суперсовременных нанотехнологиях, например, в создании «начинки» для новейших мобильных телефонов, — говорит соратник изобретателя Геннадий Грузин.

 — И почему все-таки водоросли?

 — Жизнь заставила к ним обратиться, — отвечает Петр Чернов.  — Взять, например, установки для получения биодизеля из семян подсолнечника (мы ими тоже активно занимаемся). Цены на подсолнечное масло минувшей осенью вдруг подскочили вдвое, значит, и получаемое из него топливо стало обходиться значительно дороже. А взять популярное ныне в Европе сырье для производства альтернативного горючего — рапс. Его стоимость тоже растет. Как уберечься от скачков цен? Иметь собственное сырье, создание которого не зависит от погоды и других факторов.

Из этих соображений Чернов и занялся водорослями, тем более что места под биореактор много не нужно. Это весьма важно и в связи с тем, что тысячи гектаров земли стали отводить под посевы растений для получения топлива. Из-за этого выращивается меньше продовольственных культур, что, по мнению ряда специалистов, провоцирует рост цен на продукты питания.

 — Биореактору гектары площадей не нужны, его можно установить в любом большом помещении, — подчеркнул Чернов.  — Три установки по получению биодизеля из водорослей уже работают в Украине. Я придумал установки для получения биодизеля и из животных жиров — сала. Они уже тоже действуют в нашей стране. Правда, топливо из сала можно использовать только в теплую погоду.

 — Температура замерзания биодизеля из животного жира — восемь градусов тепла, — комментирует кандидат технических наук Владимир Семенов, занимающийся биотопливом еще с 1970-х годов.  — У биодизеля из водорослей температурных ограничений нет. Для Украины это сырье тем более актуально, что практически весь выращиваемый в нашей стране рапс вывозится за границу. Весной к украинским фермерам приезжают заказчики из Германии, Польши, Литвы, зачастую выплачивают аванс, а в августе, когда семена рапса созревают, забирают урожай. Платят они вполне приемлемую цену — 500-550 долларов за тонну. Рапс экспортируется, но, имея водорослевые установки, нам будет все равно, из чего делать биодизель.

«Когда машина заправлена биодизелем, выхлопные газы пахнут… семечками и чипсами»

 — Украинское государство пока не создало системы стимулирования перехода на биодизель, — продолжает Владимир Семенов.  — В то время как в Евросоюзе уже действуют льготы тем, кто производит и использует такое топливо. Не удивительно, что немецкие и французские компании, выпускающие автомобили, уже имеют ряд моделей машин, специально приспособленных под смесь биодизеля и традиционного топлива или для использования чистого биодизеля. В планах Евросоюза довести производство альтернативного горючего к 2010 году до 5,75 процента, а к 2015 — до 15 процентов.

 — Я ездил на биодизеле, — говорит работающий вместе с Черновым инженер Анатолий Танцура.  — Кстати, если это топливо сделано из подсолнечника или использованного в столовых, ресторанах растительного масла, выхлоп пахнет жареными семечками и чипсами. В бак своего автомобиля заливаю смесь, состоящую из 60 процентов обычного дизельного топлива и 40 процентов биодизеля. Смесь обходится дешевле, и, что важно, содержание в выхлопах вредных веществ сокращается на 70 процентов.

 — Получается, что заправлять бак машины только биодизелем нельзя, нужно делать смесь?

 — Вообще-то, можно и не смешивать. Но тогда возникнут некоторые проблемы: биотопливо очистит двигательную систему от налета, оставшегося от нефтяного горючего. Налет забьет фильтры. Придется ставить новые. Кроме того, понадобятся другие резиновые прокладки. Предположим, я пойду на это, затраты невелики. Но пока на заправках не начнут массово продавать биотопливо, придется использовать смесь биогорючего и традиционного топлива.

 — Мы разработали новый вид биодизеля, который можно не смешивать с обычным топливом и заливать в любой автомобиль с дизельным двигателем, — заметил Петр Чернов.

 — Можно ли, кроме биодизеля, выпускать биобензин?

 — Да, — отвечает Петр Чернов.  — Куриный помет, навоз коров и свиней может быть использован для получения биогаза, электроэнергии и биобензина. Несколько таких установок, созданных мною, эксплуатируются в Украине. Так что в нашей стране уже есть автомобили, ездящие на бензине из куриного помета и навоза.

«СИНТЕТИЧЕСКИЕ НЕФТЬ, УГОЛЬ И ГАЗ ДЕЛАЕМ ИЗ… БЫТОВОГО МУСОРА»

В экспериментальном конструкторском бюро, созданном в Сарнах Ровенской области изобретателем Анатолием Синозацким, ныне проходит испытания опытная установка, в которой бытовой мусор перерабатывается в синтетические нефть, уголь, газ.

 — Весь мусор мы переработать не можем, металл, строительные отходы, стекло приходится отсортировывать. Зато органика, включая автомобильные шины, пластиковые бутылки, кульки, для нашего аппарата годится, — говорит Анатолий Синозацкий.  — Мой коллектив работает в сотрудничестве с коллегами из Харькова и российского Тольятти.

Установка рассчитана на переработку мусора, прежде всего, в таких, как Сарны, небольших городах с населением до 50 тысяч человек. Почему именно на них? Мегаполисы смогут из своих бюджетов выделить деньги на переработку бытовых отходов. А у небольших городов денег нет. Малый и средний бизнес может взяться за это дело. Стоить наша установка будет в пределах 2,5-3 миллионов гривен. Срок окупаемости — полтора года. Или частные фирмы, или государственные кредиты позволят малым городам превращать накапливающийся в них мусор из проблемы в источник доходов.

Но и нам для завершения работы над установкой не хватает средств. Государство не дало ни копейки, хотя мы занимаемся решением задачи, касающейся всей страны.