«из-за ужасного храпа я даже переставал дышать, а значит, в любой момент мог умереть. Уже год сплю в специальной маске. Она мне совершенно не мешает! »

0:00 — 21 марта 2008 eye 585

В аппарате, который избавляет 60-летнего Евгения Игоревича от храпа, воздух подается под давлением, благодаря чему тренируются мышцы гортани

 — В лабораторию сна меня привела дочь. Здесь мне нужно было переночевать, чтобы врачи зафиксировали показатели работы организма, — рассказывает 60-летний Евгений Игоревич из Тернополя.  — Меня всего буквально опутали проводками, которые тянулись к аппаратуре. Утром показали видеозапись того, как я провел ночь. Признаюсь, выдержал всего минут пять, затем попросил выключить этот ужас. Мало того, что я выводил рулады. Но, как оказалось, в течение часа переставал дышать около 80 раз! Значит, в любой такой момент запросто мог умереть. Мне объяснили, что головной мозг, испытывая кислородное голодание, сам будит человека — происходит резкий и громкий вдох. Людям, которые живут с храпунами, хорошо знакомы эти звуки. Конечно же, из-за таких неосознанных пробуждений я не высыпался, целый день чувствовал себя разбитым. Кроме того, ночью часто вставал в туалет. К утру, бывало, садился на кровати, брал голову в руки и… Мысли были разные, даже повеситься хотел. Я открыто сейчас об этом говорю, потому что знаю: по ночам многие мучаются так же, как я год назад, но стесняются об этом рассказывать.

Евгений Игоревич работает журналистом на радио. Чтобы воспринимать и передавать информацию, ему нужно быть активным и внимательным.

 — Как же мне было стыдно перед молодыми коллегами, когда в мягком кресле на конференции! долгом совещании меня начинало клонить в сон, — продолжает мой собеседник.  — Я тер палец руки, щипал себя под коленкой, но ничего не помогало. Глаза слипались. По ночам-то как следует не высыпался… Меня однажды даже сфотографировали спящим во время мероприятия. Ох, и неловко было!

«Если здоровому человеку не давать спать, через пять дней он умрет»

 — Храпеть я начал через несколько лет после женитьбы, лет 25 назад, — признается Евгений Игоревич.  — Супруга моя прекрасно готовит, поэтому я стал набирать вес, появился животик. А лишний вес — одна из предпосылок храпа. Первым на мою проблему обратил внимание покойный ныне отец. Мы поехали с ним на рыбалку с ночевкой. И утром он мне говорит: «Женя, ты же ужасно спишь. Захрапишь сильно-сильно, а потом умираешь! Не дышишь секунд по 40-50». Он всю ночь возле меня просидел. Боялся, чтобы я не перестал дышать вовсе. Жена из-за моего храпа перебралась спать в другую комнату. А я последние лет восемь уже не знал, что делать. Из-за постоянной разбитости и сонливости появились нервное истощение, раздражительность, нервозность…

Трудно представить, что Евгений Игоревич, приветливый обаятельный мужчина, мог быть иным.

 — Шли с женой в гости к друзьям, я выпивал рюмку спиртного, и меня тут же начинало клонить в сон, — признается мужчина.  — Стыдно сказать, но так и было: друзья беседуют, смеются, а я сплю… Знаете, без еды человек может прожить почти месяц, а вот без сна — всего несколько дней.

 — Если здоровому человеку не давать спать, через пять суток он умрет от нервного истощения, — добавляет клинический ординатор киевского Института кардиологии имени Н. Д. Стражеско кардиолог Евгения Павлюк.

 — Я себя называю подопытным кроликом, ведь был в числе первых пациентов лаборатории сна, которая открылась в Киеве год назад, — продолжает Евгений Игоревич.  — После диагностической ночи, когда врачи смотрят, как пациент спит, назначают терапевтический сеанс. В той же лаборатории сна, под контролем всех аппаратов, я провел ночь уже в маске. Утром чувствовал себя прекрасно, хотелось летать — столько сил появилось. Видеозапись показала, что я перестал ворочаться, не вставал в туалет, остановок дыхания практически не было, да и длились они всего несколько секунд. Вот уже почти год сплю с маской на лице. Может показаться, что она мешает. Но я ее не замечаю вовсе. И хотя говорят, что можно реже пользоваться аппаратом, я каждый вечер надеваю маску на лицо. Если под утро просыпаюсь, снимаю ее и сплю без аппарата. Помню, после лечебной ночи, когда впервые почувствовал положительный эффект, ехал поездом домой. Со мной в купе была полная женщина, которая всю ночь ворочалась, храпела, задыхалась. Тогда-то особенно ярко понял: я сплю точно так же. Утром рассказал ей о лаборатории сна, о методике, которая позволяет нормально спать. Не знаю, обратилась ли она к специалистам.

 — Вы теперь снова спите с женой?

 — Привычка спать отдельно оказалась сильнее, — смеется Евгений Игоревич.  — Но если раньше она переживала, что я сплю очень громко, то теперь удивляется, как тихо в нашей квартире. Когда я только начал пользоваться аппаратом, жена ночью подходила к моей кровати и прислушивалась: дышу ли я.

«Тот, кто не высыпается ночью, рискует уснуть за рулем»

 — За год к нам обратились 60 пациентов, которые страдали от собственного храпа, — говорит Евгения Павлюк.  — У 70 процентов из них оказалось так называемое апноэ — остановки дыхания во сне. Это состояние чаще всего развивается у людей с избыточной массой тела. Как правило, они гипертоники. Эта патология передается еще и по наследству. Мы всегда объясняем своим пациентам: достаточно вам похудеть, как храп исчезнет. Но отказаться от привычки поесть вкусненького на ночь могут далеко не все. Кроме того, недосыпание приводит к тому, что в организме замедляется обмен веществ. Все силы брошены на то, чтобы не дать человеку задохнуться, разбудить его. Остальную работу организм храпуна игнорирует. Если же человек начинает применять маску, у него не только сон восстанавливается, но и улучшаются показатели артериального давления, снижается вес.

 — Да-да, — подтверждает слова доктора Евгений Игоревич.  — Я же сбросил восемь килограммов, хотя, каюсь, привычек своих не менял.

 — Самая распространенная жалоба людей, которые к нам обращаются: засыпаю за рулем, — продолжает Евгения Павлюк.  — У нас есть пациент, который разбил три машины. На секунду отключался и врезался то в отбойник, то в столб. Чудо, что не погиб. Ангел-хранитель его уберег, не иначе. Кстати, в европейских странах ни одному дальнобойщику, водителю общественного транспорта не позволяют работать, если он не прошел обследования в лаборатории сна. Если человек храпит, не отдыхает во время сна, значит, повышается риск того, что он уснет за рулем. Как часто мы слышим, что причиной страшных ДТП с участием маршруток, когда гибнут десятки людей, стало переутомление водителя. Но ведь не проводятся более тщательные исследования того, кто нас возит, как эти люди отдыхают ночью, достаточно ли высыпаются.

 — Как-то мне пришлось ехать в командировку за рулем служебной машины, — вспоминает Евгений Игоревич.  — Монотонная дорога, удобное кресло… Я старался держаться изо всех сил, но все же отключился. Открыл глаза от резкого звука гравия под колесами: съехал на обочину. Хорошо, что не в кювет… Испугался, конечно же. Остановился, вышел из машины, умылся холодной водой, чтобы проснуться окончательно.

В лабораторию сна чаще обращаются мужчины старше сорока лет.

 — Согласно мировой статистике, это проблема и мужчин, и женщин, — говорит Евгения Павлюк.  — Но женщины стесняются, поэтому обращаются гораздо реже, чем представители сильного пола. Могу сказать, что у некоторых храп появляется во время беременности, когда живот увеличивается, диафрагма поднимается, из-за чего меняется давление в грудной клетке. В таких случаях аппарат выдают напрокат. После родов, как правило, храп исчезает сам.

Во время диагностической ночи мы определили: количество кислорода в организме Евгения Игоревича падало до 52 процентов. А ведь когда у человека этот уровень уменьшается до 86-87 процентов, его подключают к аппарату искусственной вентиляции легких и помещают в реанимацию!

В Украине пока работает только одна лаборатория сна. В России же только в Москве подобных центров около 25. Их начали открывать по всей стране после того, как храп и проблемы со сном выявили у Бориса Ельцина.

 — Многих наших пациентов становится просто жалко, а ведь это, как правило, мужчины в возрасте, многого достигшие в жизни, — продолжает Евгений Павлюк.  — Был у нас весьма обеспеченный человек, который весил под 200 килограммов. Он перенес несколько инсультов, но это нельзя проверить, потому что он не помещается в аппарат магнитно-резонансной томографии. Когда пациент нам звонил, засыпал во время разговора, из трубки доносился богатырский храп! Он начал применять маску для сна, чувствует себя гораздо бодрее. Как-то к нам приезжал водитель одного из пациентов. Порадовал своим рассказом: «Раньше шеф приходил в офис, закрывался в кабинете и дремал в удобном кресле. Все занимались своими делами. А после лечения такую бурную деятельность развил, некогда кофе выпить!»