Культура и искусство

«из-за того что у ромы выпали молочные зубы, чуть не сорвалась его поездка на международный джазовый фестиваль»

0:00 — 21 марта 2008 eye 565

Восьмилетний музыкант из Херсона Роман Куприянов удостоен награды акции «Гордчсть кращни-2007» в номинации «Редкий талант»

Когда два года назад Рома, которому тогда не исполнилось и шести лет, решил бросить занятия спортом ради нового увлечения — музыки, его папа Сергей Куприянов строго сказал маме: «Перестаньте заниматься ерундой». В студии, куда мальчик затянул родительницу буквально за руку, к его желанию играть на трубе отнеслись с улыбкой. Объяснили: к такой нагрузке легкие ребенка еще не готовы, поэтому в «духовики» детей до 10 лет не берут. Но Роман уперся — хочу, и все! Кто мог предположить, что через два года маленький Куприянов станет живой сенсацией едва ли не всех джазовых фестивалей в Украине, а сфотографироваться с ним почтут за честь даже маститые музыканты? Мальчик-феномен, иначе его теперь и не называют! 14 марта Роме вручили награду акции «Гордчсть кращни-2007», учрежденной телекомпанией «Новый канал», редакцией газеты «ФАКТЫ» и Фондом Виктора Пинчука. Рома признан победителем в номинации «Редкий талант».

«Учитель бегал вокруг играющего на трубе Ромы и все приговаривал: «Не может быть!»

… На международный джазовый фестиваль в Коктебеле минувшей осенью съехались коллективы из Великобритании, Германии, России, Америки, Грузии, Украины. Это был «взрослый» музыкальный праздник, но его изюминка — выступление детского диксиленда из Херсона. Когда на сцену стали взбираться малыши, зал взорвался аплодисментами. А стоило «детскому саду» заиграть, восторженная публика повскакивала с мест: да это же профессиональные музыканты! Маленьких джазменов на руках снесли со сцены, забросали цветами и шоколадками.

 — А им больше ничего и не надо! — смеется руководитель джазового коллектива из Херсона Семен Рывкин.  — Помню, к нам подошла москвичка, которая объездила весь мир с детскими оркестрами, но нигде таких малышей в составе диксиленда не встречала. Спрашивает: вот ваш восьмилетний трубач такой техничный! Как может такое быть?! Говорю: попросите Рому взять высокую ноту и убедитесь, что играл ребенок не под фонограмму.

На первый взгляд — ничего сложного: вдохнул побольше воздуха и дуй в трубу. Но профессионалы знают: у ребенка не хватает силы легких, чтобы выдуть ноту. Почему же у Ромы получается?

 — Я сам долго не мог понять, — говорит Семен Рывкин, — пока не познакомился с родными мальчика. Там ведь дедушка — ого-го! Портовый грузчик, в 73 года еще работает. А папа? Тоже докер в морском порту, за смену запросто 300 тонн грузов может перекидать, к тому же кандидат в мастера спорта, отличный боксер, гребец, весит под 100 килограммов. И Рома не хилый, родился весом почти пять килограммов, да и грудью маленького богатыря кормили едва ли не до трех лет…

 — Мне кажется, у Ромы врожденное чувство гармонии, — рассказывает Людмила, мама Ромочки.  — Бывало, смотрим сериал, а там жалостливая мелодия — и Рома, трехмесячный, в слезы! Как только научился ходить, стал таскать по дому веник, изображая из него гитару, а из себя музыканта. Где он такое подхватил, не знаю, у нас ведь никто не играет. В магазинах игрушек выбирал себе опять же что-то звучащее: барабаны, детское механическое пианино. Мог часами тыкать пальчиками в клавиши, поэтому мы и повели его в местное музыкальное училище годика в три с половиной. Никто такого ученика не стал брать, но нам все же дали пару уроков игры на свирели. Бабушка наша в то время на рынке торговала, идем к ней — у входа на базар играет слепой гармонист. Сынок становится рядом, вынимает свою дудочку и ну помогать!

Отец Ромчика был категорически против музыкальных планов на будущее. «В очечках, со скрипочкой, сутулый хлюпик? Зачем нам это?» — возмущался глава семейства. Другое дело — спорт, и Рому отдали на батут в школу высшего олимпийского резерва. Может, он до сих пор прыгал бы в спортзале, занимался гимнастикой, если б однажды, возвращаясь с тренировки, не услышал доносившуюся из окна мелодию. И затянул маму посмотреть, кто это так красиво играет. А это репетировал джазовый коллектив Семена Рывкина. «Приводите сына лет через пять», — сказал Рывкин. «Да что меня отовсюду гонят!» — возмутился мальчик.

Семен Николаевич — мудрый педагог, он решил вложить в руки упрямому пацаненку трубу: через неделю сам поймет, что ничего не получается, и бросит. Дети привычно занимались, а Рома изо дня в день в коридоре под дверью упрямо дул и дул.

 — И вдруг Рывкин выскочил из класса, — вспоминает Валентина Кузьминична, бабушка Романа, — и спрашивает: что это было? А ну, повтори! Внук выдул еще пару нот. Семен Николаевич опять не поверил, все бегал вокруг Ромы и приговаривал: «Не может быть!»

 — Ребенок извлекал из трубы такие чистые звуки, что меня на моем табурете будто током подбросило! — признается педагог.

«Пятилетнюю девчушку, которую привели в оркестр, я усадил за… барабан»

Надо заметить, что джаз и Семен Рывкин — почти ровесники. Маэстро недавно исполнилось 77 лет. В юности он играл перед началом фильмов в кинотеатрах блюзы… У Рывкина, признают все, удивительный талант распознавать в ребятах музыкальный дар. Его ученики давно уже стали консерваторскими профессорами, играют в джазовых коллективах по всему миру, возглавляют известнейшие эстрадные ансамбли. Теперь уже малыши возвращаются с международных конкурсов лауреатами, его диксиленд хотят заполучить устроители самых популярных фестивалей джаза. И что самое удивительное, маэстро не берет с родителей ребят ни копейки за обучение.

 — Мы принимаем приглашения с охотой, потому что музыканту практика нужна, может быть, даже больше, чем самый хороший учитель, — рассказывает руководитель оркестра.  — Если раздобудем пару приличных брюк, то обязательно приедем, так я в шутку всегда отвечаю. (Шутка грустная, потому что инструменты у оркестрантов, в самом деле, допотопные — на огромных барабанах давно отвалилась подножка, и чтобы ее удерживать, музыканты возят с собой на гастроли два больших кирпича.  — Авт. )

 — Дурной пример, как известно, заразителен, — смеется Семен Николаевич.  — Год назад привели мне пятилетнюю девчушку: хочу играть, и все тут. Почему Роме можно, а мне нельзя? Как на такой вопрос отвечать? Я решил усадить ее за… барабан.

Легко сказать «усадить»: даже пышных бантиков маленькой Полинки из-за барабанной установки не видно, но сегодня представить оркестр без этой крохи уже нельзя. Обычно музыкант-ударник легонько бьет ногой по низу барабана, Полечке же приходится лупить со всего размаха, иначе не слышно. На фестивале в Коктебеле весь склон, усеянный слушателями, грохнул смехом, когда эта Дюймовочка взбиралась на сиденье ударной установки. «А слезешь как?» — думали, наверное, зрители. Но заиграла музыка, и малышей не стало — все превратились в музыкантов. Херсонцы играли целый час, и Поля, когда музыка прерывалась овациями, поднимала кверху барабанные палочки, чтобы обозначить: она здесь, она тоже играет! Концерт закончился, девочку вывели показать публике, аудитория буквально взорвалась: вот это да! А ведь ударные — это сердце джазовой семьи! Оркестр хорош лишь тогда, когда хорош ударник.

Роме скоро восемь, и он как взрослый джазмен замечает: мол, с шестилетней Полей пока сложно играть, она все-таки еще даже нотной грамоты не знает. Но в этом коллективе никто не ропщет, начиная на репетиции десять раз одну и ту же фразу из-за ошибок «коллеги». Дети понимают: каждый из них — фигура! Рому ведь точно так же терпеливо нянчили старшие, пока он рос как музыкант.

 — Первая труба, которую выдали внуку, просто валилась из рук: пальчики маленькие, инструмент тяжелый, — вспоминает бабушка.  — Пришлось стул подставлять, на его спинку класть длинный рычаг…

Сейчас, где бы ни играл херсонский диксиленд, появление маленького трубача неизменно производит фурор. Особенно популярен юный самородок на профессиональных джазовых конкурсах и фестивалях, ведь кто-кто, а джазмены понимают цену успеха ребенка. Однажды мы вместе с мамой Романа сидели рядом на концерте. Женщина нервно сжимала пальцы, когда солировал ее мальчик.

 — Я из зала вижу испарину на лбу сына, Рома весь краснеет, у него поднимается давление, — признается Людмила.  — Это огромная физическая нагрузка, и мне его просто жалко. При каждой высокой ноте мое сердце куда-то падает, а к горлу подступают слезы.

«Я уже давал братику подержать губками мундштук своей трубы»

 — Перед фестивалем в Коктебеле у Ромы выпал молочный зуб, — вспоминает бабушка.  — Семен Николаевич, когда увидел, так огорчился! Ну, все, завздыхал, никуда не едем! Потом, правда, сам нашел протезиста. Срочно везем внука в клинику, примеряем «обновку», но она тут же ломается. Нам завтра ехать, а вечером еще один зуб выпадает. Учителя чуть «скорая» не забрала от таких новостей. Рома же спокоен, как удав. Ну и что, хорохорится, я и так сыграю! Чтобы извлечь звук, губы необходимо прижать к верхним зубам, а там — провал. Но Рома, в самом деле, как-то приспособился. Если бы он не улыбался, никто и не догадался б, что во рту такой изъян. Теперь новый зубик появился, а вот второй не показывается. Маэстро каждый день встречает нас вопросом: ну, вырос? Это ненормально, нервничает, идите в больницу, пусть врачи разберутся! Да куда он денется, смеюсь, все равно будет. «Бу-у-дет, — ворчит учитель.  — Вам, конечно, спешить некуда, а мне сейчас репетировать».

Московские профессора, послушав Рому, предложили родителям немедленно отправить сынишку в столицу России: дескать, только там по-настоящему можно огранить этот бриллиант. «Зачем? — удивляется Рывкин.  — Он и у нас через год уже будет играть программу выпускников музыкального училища, а на два года я даже загадывать боюсь». Если учесть, что Куприянов вначале вовсе не знал нотной грамоты и играл на слух, то прогресс, конечно, колоссальный.

На мой вопрос, не мешает ли музыка учебе в школе, Рома отрицательно качает головой. Он учится в третьем классе, обожает русский язык и математику.

 — Может, ученым станешь? — интересуюсь.

 — Нет, я буду известным музыкантом, — отвечает Рома.  — Заработаю много денег, построю большой дом — там будут жить все: дедушка с бабушкой, папа с мамой, два брата и мой друг Семен Николаевич.

Про дом мальчик заговорил не случайно: его родители застряли в двух маленьких комнатках заводского общежития еще с перестроечных времен…

Сергей, папа Ромы, теперь уже благосклонно относится к занятиям сына. Именно он повез мальчика в Киев, на церемонию награждения победителей акции «Гордчсть кращни». Награду маленькому музыканту вручил главный редактор газеты «ФАКТЫ» Александр Швец.

Всю дорогу домой Рома, рассказывает отец, «переваривал» впечатления. А потом по-детски простодушно заявил:

 — Папа, давай решим: нам дом купить или трубу «YAMAHA»?..

Недавно в семье Куприяновых родился третий сын — маленькому Саше всего четыре месяца (старший 17-летний брат Ромы уже учится в техникуме). Он тоже чрезвычайно музыкальный: у Ромы на руках братик без устали танцует все два часа, пока мы разговариваем. Семен Николаевич даже предложил вместо соски предложить крохе мундштук — пусть привыкает!

 — А что? Вместе играть будем! — соглашается Рома.  — Скажу вам по секрету: я давал Саше подержать в губах свой мундштук. Кажется, ему понравилось.

Похоже, в семье Куприяновых подрастает еще одна сенсация…