Культура и искусство

Игорь кондратюк: «как-то ворошилов сказал обо мне: «хорошо, что есть такие игроки, как кондратюк: они мало знают, зато игра с их участием кажется интересней»

0:00 — 22 марта 2008 eye 2878

Один из самых известных «знатоков» элитарного клуба «Что? Где? Когда?», талантливый шоумен и удачливый телепродюсер отметил 46-й день рождения

На его шоу «Караоке на майдане» народ валом валил: кто-то — чтобы спеть потехи ради или заработать немного денег, кто-то — чтобы во всеуслышание заявить о наличии таланта. Позже таланты, продемонстрировавшие себя в «Караоке», на всю страну засверкали в программе «Шанс».

Сегодня Игорь Кондратюк — не только популярный шоумен: он продюсирует чуть ли не всех известных выпускников «Шанса», доказавших, что они действительно что-то могут, например, Виталия Козловского, Наталью Валевскую. А кроме того — и это, возможно, мало кому известно, — Игорь — кандидат физико-математических наук, автор сотни научных публикаций.

«Всегда пользовался успехом у девушек, но не злоупотреблял им»

 — Как отметили день рождения?

 — В общем, хорошо. Главное — спокойно. Посидели в одном из киевских ресторанов. Было много друзей, услышал много приятного о себе. Конечно, день рождения, который отмечал четыре года назад в Лондоне, был поярче, однако случалось и такое, что «отмечать» приходилось прямо на съемках программы «Караоке на майдане». И знаете — тоже ничего, даже понравилось. Помню, когда еще работал со своим кумом Андреем Козловым (»знаток» из телеигры «Что? Где? Когда?», сейчас — генеральный продюсер телекомпании «Игра-ТВ».  — Авт. ) в России, в объединении «Игра», дни рождения на рабочем месте не были редкостью. Да и потом, где бы я ни трудился — шоуменом ли по работе с публикой на программе «Любовь с первого взгляда», ведущим ли в украинских версиях «Брейн-ринга» и «Что? Где? Когда?» на канале УТ-1 — почти везде дни моего рождения приходились на рабочие дни. А вот если говорить о самых запомнив-шихся днях рождения, то это были школьные годы, годы моей малой футбольной карьеры, когда меня поздравляла вся футбольная команда. Самыми сумасшедшими были дни рождения в студенческие годы. Я был этаким массовиком-затейником, и организация «культурных» мероприятий входила в мои прямые обязанности, поэтому много музыки и много поющего народу во время праздников были нормой.

 — Кстати, случайно не за балагурство вас хотели выгнать из Киевского университета имени Тараса Шевченко?

 — Там другая причина была. У меня появилась академическая задолженность из-за того, что я поехал в студенческий отряд. Эту поездку организовал философский факультет при поддержке парткома университета. Нам пообещали, что проблем на сессии не возникнет, однако, как оказалось, без них не обошлось. Декан, не обращая внимания на партком, заявил, что надо учиться, а не всякой «хренью» заниматься. Под «хренью» декан понимал написание программ на ЭВМ (электронно-вычислительная машина.  — Авт. ). Дальше — больше. Нас послали отрабатывать долг — копать картошку в село. Была раньше такая «практика». Я отказался. Декан снова вызвал меня «на ковер», угрожая уже отчислением. Однако я себя отстоял, хотя «благодаря» декану и оставался без стипендии целый семестр.

 — А я где-то читал, что вас хотели отчислить за бурные вечеринки, которые вы устраивали в общежитии.

 — Это слухи. Вы поймите, тогда жизнь была не та, что сейчас, со свободными нравами. Мы были другими, более замкнутыми. Конечно, могли погулять, покричать любили, но оргий не устраивали, это точно.

 — А хотелось? Ведь известно, что Игорь Кондратюк пользовался успехом у девушек.

 — Пользовался, но не злоупотреблял!

 — Ваш первый брак — следствие первого или второго?

 — Ни первого, ни второго! Да, действительно, нынешняя супруга Александра — моя вторая жена. Однако я не хочу об этом говорить…

«Как-то чуть не стал футбольным телекомментатором»

 — Добро! Вернемся к студенческому периоду. Это правда, что, кроме роли массовика-затейника, вы еще и в футбол успели поиграть на достаточно высоком уровне?

 — Я даже стал чемпионом университета! Играл на позиции форварда. Кстати, мой гол стал решающим в финальном матче с факультетом журналистики. Но справедливости ради замечу — я был неважным футболистом. А вот футбольным телекомментатором возможность стать была. Я был знаком с зятем ныне покойного Сергея Фисюна — тогдашнего директора спортивной редакции УТ-1. Как-то, разговаривая с Витей, зятем Фисюна, я сказал, что являюсь ярым футбольным болельщиком. В то время шел набор молодых телекомментаторов и не было «фаховых» — то есть тех, которые говорили бы на украинском языке. Дошло до того, что я чуть было не поехал комментировать матч с участием донецкого «Шахтера», однако меня перехватил Андрей Козлов — вызвал на игру «Что? Где? Когда?». Я тогда уже играл в команде Козлова.

 — Как же вы попали в «элитарный клуб»?

 — Попал совершенно случайно. Во многих городах создавались специальные клубы, в которых собирались желающие блеснуть эрудицией: придумывали вопросы, сами на них отвечали. Я тогда учился на пятом курсе Киевского университета на физическом факультете, а в Киев наведались московские студенты — «знатоки». Сначала была творческая встреча, потом — ответный визит в Москву. Вероятно, москвичам понравилось, и фирма «Игра» предложила провести отбор киевлян в «Что? Где? Когда?». Однако никто, кроме меня, не рискнул… Так я стал членом знаменитого клуба. Потом Андрей Козлов и Наталья Стеценко (жена Владимира Ворошилова, ведущего игры «Что? Где? Когда?» — Авт. ) предложили мне поработать шоуменом на программе «Любовь с первого взгляда», а по сути — быть хозяином студии. Позже, во времена основания «Брейн-ринга», я стал его редактором. Параллельно на одном из отечественных телеканалов работал над программами «Пять плюс один» и «Программа передач на завтра», но просуществовали они недолго. Потом появились «Игрушки на улице» на московском телевидении.

 — Говорят, Ворошилов не любил «знатоков». Ощущали вы это на себе?

 — Как вам сказать… Ворошилов был жестким человеком, порой даже жестоким. Например, таких игроков, как Борис Бурда, он терпеть не мог. Считал, что люди с чисто энциклопедическими знаниями портят игру «Что? Где? Когда?». Но, мне кажется, Ворошилов невзлюбил Бурду, поскольку Борис знал то, что, как думал Ворошилов, знать в принципе невозможно. Ворошилов любил тех игроков, у кого запас знаний поменьше, но они имеют более гибкий, что ли, творческий ум. Помню, как-то Ворошилов сказал обо мне: «Хорошо, что есть такие игроки, как Кондратюк: они мало знают, зато игра с их участием кажется интересней».

 — А как вы попали на «Интер»?

 — В то время телеканал «Интер» покупал программы «Брейн-ринг», а я привозил им кассеты с записями игр. Руководству канала нравились и сама программа, и мои редакторские идеи. Потом я показал наш сов-местный с Андреем Козловым проект «Игрушки на улице», который шел на российском ТВ — прообраз нашего «Караоке на майдане». Идея понравилась. Так я стал ведущим на телеканале «Интер» и был им в течение девяти лет, создав поочередно «Караоке на майдане», интеллектуальное ток-шоу «Эврика», «Шанс» и «Брейн-ринг. TEEN-лига». Все было хорошо, но…

 — Вас «ушли»?

 — Официально я ушел сам, но формально меня, как вы говорите, «ушли» с телеканала «Интер».

 — Обида осталась?

 — Скорее, непонимание. Как можно было, не предупредив меня и зрителя, ставить в сетку (телепрограмм.  — Авт. ) повтор одной и той же передачи, хотя моя программа являлась самой рейтинговой в Украине и имела 30-процентную долю (рейтинга.  — Авт. ) на канале? Да еще и не давая по этому поводу никаких объяснений. Видимо, таким образом Аня Безлюдная (генеральный продюсер канала.  — Авт. ) хотела показать, что эта программа себя изжила. Когда я уходил на «плюсы» (студия «1 + 1».  — Авт. ), то четко знал, куда и зачем ухожу. На канал, где талантливые и сильные менеджеры, которым по рейтингу я проиграл лишь раз, когда на «плюсах» шли «Танцы со звездами», а на «Интере» — «Звездный дуэт». Но мы проиграли не по формату, а по пиару. Что касается «Караоке на майдане», то этот сезон будет последним. Я так решил. Что будет дальше? Посмотрим!

«Хорошего научного деятеля из меня бы не вышло. Я не усидчив»

 — В моменты обид и творческих неудач вы не жалеете, что ушли из науки?

 — Нет! Ведь я же непоседа. А в науке усидчивость — 50 процентов успеха. Да и в тот период, когда я решился уйти из науки, выжить биофизику было ой как не просто. Хотя я имел за плечами 109 научных публикаций и до недавнего времени был членом НАНУ (Национальная академия наук Украины.  — Авт. ), денег все равно не хватало. Да и, честно говоря, телевидение мне нравится больше.

 — Сами не удивлялись, что вы, кандидат наук, работаете шоуменом?

 — Для меня диплом — не просто корочка. Я получил отличное образование на физическом факультете Киевского университета. Но я знаю уйму людей, которые работают или работали не по своей специальности. Примеры? Пожалуйста. Владимир Ворошилов был по образованию художником, мой кум Андрей Козлов — химик. Я не думаю, что кто-нибудь из них жалел, что не стал физиком или химиком. Мое образование нравилось мне и после того, как я закончил университет. Я получал огромное удовольствие, работая научным сотрудником. Оно мне и сейчас очень помогает.

 — Игорь, вас трудно застать дома, вы все время в движении. Семье удается уделять время?

 — Я, наверное, не совсем правильный отец и муж. Например, я частенько покрикиваю на детей (их трое: два сына и дочь.  — Авт. ), но они почему-то совсем меня не боятся. Как-то Саша (жена Игоря Кондратюка.  — Авт. ) спросила у восьмилетнего Дани: «Кого ты больше боишься, меня или папу?» Даня сразу ответил: «Тебя». А ведь я чаще жены повышаю голос на детей. Может быть, это связано с тем, что я Рыба по знаку Зодиака, а представители этого знака любят детей и не могут им сделать ничего плохого. Мои дети, наверное, это хорошо чувствуют. Я такой родитель (и останусь им до конца своих дней), который хочет, чтобы дети чем-то удивляли. Еще хочу, чтобы их воспринимали не как «детей Игоря Кондратюка», а как личностей, которые сами чего-то добились. При этом я не имею в виду публичность, пусть они просто будут самодостаточными.