Деньги

Когда украинцы смогут свободно покупать крупные суммы валюты и переводить их за границу

15:40 — 21 мая 2018 eye 1490

Как ранее сообщали «ФАКТЫ», Верховная Рада приняла в первом чтении президентский законопроект «О валюте». Он был внесен в парламент, поскольку существующая нормативно-правовая база по этому вопросу датируется началом 1990-х годов и безнадежно устарела. Многие финансисты считают, что окончательное принятие данного закона позволит не только интегрировать отечественную финансовую систему в европейскую, но и создаст условия для свободного оборота капитала и привлечения инвестиций. Хотя у данного документа могут быть и негативные последствия.

— Украина сможет прийти в конце концов к свободе валютных операций, — заявил председатель Национального банка Украины Яков Смолий. - А ограничения будут вводиться только в ответ на кризисные явления. Такая позиция — свобода плюс защищенность — упростит жизнь гражднам, отечественному бизнесу и откроет двери в Украину для иностранных инвесторов. Следовательно, украинцы получат новые рабочие места.

Мы сможем существенно пересмотреть самые болезненные для бизнеса элементы валютного регулирования после вступления в силу закона. Например, по инвестированию за границу и внешнеэкономическим операциям. Мы будем постепенно и осторожно убирать ограничения.

Так какие же новшества предлагает законопроект «О валюте»? В целом предусматривается отмена валютного контроля для более чем 40 процентов операций для бизнеса и частных лиц.

В частности, предприятия и граждане смогут самостоятельно решать, когда и как проводить валютные операции, для этого не нужно будет ждать разрешения регулятора. Закон отменит валютный контроль для сделок по покупке и переводу валюты на сумму до 150 тысяч гривен в эквиваленте. Для инвестиций за границу не потребуется индивидуальная лицензия НБУ. Поэтому не придется будет собирать и представлять большой пакет различных справок и документов, не будучи уверенным что Нацбанк разрешит транзакцию.

Также законопроект предлагает отменить 180-дневный срок для расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров. Главное, чтобы срок расчета не превышал предусмотренный контрактом. Таким образом экспортерам не придется принудительно продавать выручку, а покупать валюту можно будет, не привязываясь к конкретному экспортному контракту.

Законопроект предусматривает ослабление санкций в отношении нарушения валютного регулирования для экспортеров и импортеров. А для привлеченных из-за рубежа кредитов не потребуется обязательная регистрация в НБУ. И это только главные новшества.

Однако, по мнению некоторых экспертов, данный законопроект имеет немало подводных камней, которые могут негативно отразиться на экономике и финансовой системе страны.

— Основные изменения, предложенные принятым в первом чтении законопроектом «О валюте», сводятся к отмене индивидуального лицензирования отдельных валютных операций, в первую очередь — открытия расчетных и депозитных счетов в иностранных банках, а также инвестирования за пределы Украины — в иностранные ценные бумаги и прочие активы, — рассказал «ФАКТАМ» председатель совета директоров Ассоциации защиты активов Александр Ситухо. — На первый взгляд, это долгожданные, позитивные и конструктивные изменения. Но не все так просто.

Эксперт отметил, что для понимания реальных целей законопроекта и его возможных последствий необходимо вспомнить финансовую историю нашей страны.

— Сейчас основным актом, регулирующим операции с валютой в Украине, является Декрет «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.1993 года, — объясняет Александр Ситухо. — Документ, изданный президентом Леонидом Кучмой в сложный для всех нас период. Тогда годовая инфляция составила более 10 000%, поэтому для ее обуздания пришлось внедрять экстраординарные меры. Среди них было и предоставление Леониду Кучме права единоличного издания законов — декретов. Верховная Рада оказалась неспособна справиться с антикризисным управлением, да и не особо стремилась брать на себя ответственность.

Каждый доллар был буквально на вес золота, и чтобы удержать валюту в стране, ввели специальные меры валютного регулирования. Среди них — запреты на открытие счетов в иностранных банках и инвестиций за границу. Не прямой запрет, а требование получать для таких операций индивидуальные лицензии НБУ. Длительное время сделать это было практически невозможно. За открытие счета без лицензии была введена уголовная ответственность, (которую отменили не так давно). Параллельно был принят еще один Декрет — «О режиме иностранного инвестирования», призванный обеспечить приток валюты в страну. Это единственный за историю Украины документ, действительно направленный на защиту иностранных инвестиций и их привлечение.

Финансовый кризис 1990-х годов был постепенно преодолен, однако антикризисные меры государству понравились и остались. Новые руководители страны быстро осознали, что «шлюз», принудительно удерживающий валюту в стране, можно очень выгодно использовать. Например, создавая банковские и обычные финансовые «пирамиды», раздувая и взрывая «пузыри» на рынке недвижимости — ведь альтернатив у людей нет. Можно организовать параллельную теневую экономику, свободную от налогообложения и законодательного регулирования. Также быстро государственными чиновниками была осознана опасность иностранных инвестиций, которые угрожали размыванием собственности и утратой власти. Валютный «шлюз» легко решил эту проблему. Ведь никто не станет вводить деньги в страну, из которой нет гарантированного их вывода. С тех пор вся политика в области иностранных инвестиций — это в лучшем случае популизм.

Был, правда, у этой схемы «небольшой» побочный эффект — практически остановилось развитие экономики, создание новых предприятий, инноваций, которые невозможны без инвестиций. Но кого это беспокоило, пока можно было использовать наследство СССР. Такая ситуация сохранялась всю новейшую историю украинского государства, и вдруг в парламенте появляется законопроект «О валюте», кардинально меняющий устоявшиеся правила игры. Что же случилось, что заставило государственных чиновников и политиков заявить о готовности изменить проверенную систему? Неужели действительно приверженность европейским ценностям?

Первая причина прозаична. Ресурс, доставшийся Украине от СССР, подходит к концу. Оборудование на предприятиях, как и вся инфраструктура вообще, изнашивается, выходит из строя, требует капитальных вложений. Дальше его эксплуатировать с выгодой для «национальных собственников» не получится — остается сомнительная надежда на инвесторов.

Вторая причина — в стране все еще есть огромная масса частных сбережений. По некоторым оценкам, украинцы хранят порядка 100 миллиардов долларов. После банковской «чистки», когда исчезло несколько десятков банков вместе с деньгами и доверием клиентов, в условиях коматозного рынка ценных бумаг и стагнирующего рынка недвижимости — единственного объекта инвестирования украинцев, эти деньги приобретают новое качество. Это своеобразная финансовая бомба, заложенная под фундамент стабильности режима.

Деньги должны работать — обращаться и приносить доход. А таких возможностей в государстве нет, и власть не собирается их создавать. Ей проще открыть «шлюз» — чтобы избыточные ресурсы ушли из Украины вместе с социальной напряженностью. Своеобразное кровопускание. Кроме того, есть правило, по которому вслед за капиталами страну покидают и их собственники, в чем власть также заинтересована.

Тут прямая аналогия с «безвизом», который тоже является способом снижения социального напряжения. Миллионы граждан покидают Украину в поисках временных заработков или постоянной работы и жительства за ее пределами, тем самым ослабляя проблему безработицы. А перечисляя свои заработки в Украину, они еще и снижают остроту бюджетного дефицита. И тут мы подходим к европейским ценностям.

Действительно, в Евросоюзе есть принцип свободы перемещения капиталов, но он действует внутри ЕС. Государства — члены, особенно те, кто принимает украинских трудовых мигрантов и переселенцев, никак не заинтересованы, чтобы заработанные у них деньги уходили в другие страны. Они должны оставаться в ЕС, тратиться там на потребление, накопление, инвестироваться в европейские ценные бумаги, храниться и обслуживаться в европейских банках. А это значительный поток, который измеряется миллиардами евро ежегодно. Не исключено, что именно европейские партнеры «посоветовали» украинскому президенту посодействовать в решении этой задачи — упростить и сделать более легальной процедуру инвестирования денег украинских граждан в европейскую финансовую систему. Тем более он сам в этом заинтересован.

Не надо упускать из виду еще один момент. Возможность вывода сбережений из страны получат чиновники, за многие годы накопившие капиталы коррупционным путем и с ужасом ожидающие начала работы антикоррупционной системы. При этом на Западе значительно ужесточились требования к происхождению средств, требуются легальные процедуры перевода денег.

Создается впечатление, что власть оставила попытки использовать накопленную внутри страны валюту для восстановления и развития экономики. Ее больше устраивает дальнейшее освобождение государства от лишних людей и их денег. С другой стороны, если действительно ослабление валютного контроля произойдет — надо постараться им воспользоваться. В этом случае в Украине могут появиться легальные представительства иностранных финансовых учреждений, которые предоставляют услуги мирового уровня и не будут зависеть от украинского государства, — подытожил Александр Ситухо.

Стоит напомнить, что недавно Национальным депозитарием Украины и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку было принято решение, благодаря которому ценные бумаги, размещенные на зарубежных биржах, стали доступны не только для крупных инвесторов, но и для любого гражданина Украины. То есть теперь любой украинец может купить иностранные ценные бумаги, например акции Apple или Facebook, и свободно ими распоряжаться: продавать, дарить, передавать по наследству.