В четверг, 24 мая, в мировой прокат выходит фильм «Соло. Звездные войны. История». Это десятая картина легендарной космической саги, которая покорила сотни миллионов зрителей нескольких поколений во всем мире. Современную поп-культуру нельзя представить без Йоды, Чубакки, джедаев, световых мечей и выражения «Да пребудет с тобой сила!» Одним из главных героев «Звездных войн» является Люк Скайуокер — джедай, который оказался сыном одного из главных злодеев саги Дарта Вейдера. Это сложный персонаж. И его блестяще сыграл в пяти фильмах американский актер Марк Хэмилл. Для него роль Люка Скайуокера стала главной в карьере. В этом образе Марк предстал перед зрителями в трех первых частях («Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (1977 год), «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» (1980 год), «Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая» (1983 год). А затем вернулся в проект уже в 2015 году в фильме «Звездные войны: Пробуждение силы» и в 2017 году в картине «Звездные войны: Последние джедаи».
В карьере Хэмилла было множество других ролей. Он является одним из лучших мастеров озвучивания в Голливуде. Кроме того, играет на Бродвее и пишет книги. Но об этом мало кто знает. О том, как актер относится к «Звездным войнам», он рассказал в интервью, эксклюзивное право на публикацию которого в Украине «ФАКТЫ» получили от The Interview People.
— Марк, в этом году ваша именная звезда наконец появилась на Аллее славы в Голливуде. Недавно вы получили премию «Легенды Диснея». Не обидно, что только сейчас вас стали осыпать наградами?
— Хотите сказать, что раньше меня не замечали? Это не так. Меня награждали и раньше. Например, я получил две кинопремии «Сатурн» (голливудская награда, ежегодно вручаемая за лучшие фантастические фильмы) за роль Люка Скайуокера еще в 1981 и 1984 годах. Но дело вовсе не в именных звездах и золотых статуэтках. Настоящая награда для любого актера — любовь и признание зрителей. Для меня куда важнее услышать от неизвестного человека такое признание: «Я познакомился с моей женой благодаря фильму „Империя наносит ответный удар“. А к выходу „Возвращения джедая“ у нас родился сын, и мы назвали его Люком. Спасибо вам за все!» И таких историй я слышал множество.
Вы представить себе не можете, и я тоже не могу представить, на судьбу какого количества людей в мире оказали влияние «Звездные войны»! И вот это действительно приятно — ощущать свою причастность к ним. В этом году меня пригласили в Ирландию на День Святого Патрика. Мне пожал руку президент этой прекрасной страны. Мы стояли с ним рядом на трибуне. А потом я спустился вниз к участникам парада, и меня узнавали люди. Представляете? В этой огромной толпе. Это невероятно. Один из мальчишек подошел и поздоровался. Он сказал: «Родители не разрешают мне разговаривать с незнакомцами. Но я же вас знаю».
* На Аллее славы в Голливуде в этом году появилась именная звезда Марка Хэмилла. Фото Getty Images
— Не тяжело будет расстаться с Люком Скайуокером? Сейчас миллионы поклонников «Звездных войн» гадают, увидят ли они вас в IX эпизоде, премьера которого запланирована на 2019 год?
— Увы, не увидят. Этот вопрос решен. Мы все обсудили с режиссером Райаном Джонсоном, когда еще снимался VII эпизод — «Пробуждение силы». Он тогда только вливался в проект. Ему поручили снимать «Последних джедаев». Не скрою, у нас с Райаном возникли серьезные разногласия относительно Люка Скайуокера. Я взывал к задумке Джорджа Лукаса, который собирался расстаться с моим персонажем только в IX эпизоде. Но все напрасно. И я подчинился. Знаете, в «Звездных войнах» есть такое выражение, ставшее крылатым: никогда не оглядывайся назад! И мне следует помнить об этом тоже.
Конечно, было здорово снова встретиться на съемочной площадке с Гаррисоном Фордом и Кэрри Фишер. Да, мы начинали эту звездную сагу. Но Форд уже не сыграет Хана Соло. А Кэрри и вовсе покинула этот мир… Было круто гонять с ними вокруг «Звезды Смерти», палить из бластеров и обмениваться шуточками, когда нам было по 20—30 лет. Но сейчас это выглядело бы так, словно дедуля и бабуля потеряли ключи от своей машины и все равно пытаются ее завести. Не совсем подходящая ситуация для нашего возраста. Есть новое поколение героев «Звездных войн» — Дэйзи Ридли, Оскар Айзек, Джон Бойега. Это прекрасные молодые актеры, которые отлично справляются со своей задачей. А оригинальное трио — Люк, Хан Соло и принцесса Лея — осталось в прошлом.
* Главные роли в трех первых частях «Звездных войнах», кроме Марка Хэмилла, сыграли Гаррисон Форд и Кэрри Фишер
— Звучит печально…
— Для меня, если честно, это конец эпохи. Но я не хочу, чтобы какой-нибудь мальчишка, который впервые с отцом посмотрел «Новую надежду», увидел меня на красной дорожке и воскликнул: «А что это за старикан?» Отец скажет ему: «Так это же Люк Скайуокер!» А пацан ответит: «Да ну! Что-то он совсем за собой не следит!» Нужно вовремя уходить. Пока ты еще в форме.
— После фантастического успеха трех первых эпизодов «Звездных войн» вы словно пропали.
— Господи, я опять это слышу!
— Нет, правда. Люк Скайуокер, как вы сами уже сказали, один из наиболее значимых героев. Гаррисон Форд, сыграв Хана Соло, продолжал активно сниматься, преимущественно в главных ролях. Это и фильмы об Индиане Джонсе, и «Бегущий по лезвию бритвы», и «Деловая женщина», и «Беглец». А вы?
— Почему никто не верит мне, что я счастлив? Счастлив делать то, что мне нравится. Я искренне рад за Гаррисона. Но вовсе не обязательно все время находиться на обложках журналов. Мне больше по душе играть на сцене, озвучивать мультяшных персонажей. Да, кинобизнес так устроен. Когда меня пригласили снова сниматься в «Звездных войнах» и я приехал в Лос-Анджелес, многие были очень удивлены. «О, привет! А ты еще в деле? Странно, мы были уверены, что ты давно вышел из игры». Спасибо, что не умер, хотелось сказать в ответ.
— Тогда почему же вернулись в большое кино?
— Потому что меня позвали сниматься в «Звездных войнах»! Если ты отказываешься от такого предложения, работа над таким фильмом не приносит тебе удовольствия, значит, с тобой точно что-то не так.
— Вы не испытываете никакой зависти, ревности к Гаррисону Форду?
— Конечно, нет! Мы с ним друзья. Кстати, он и Джордж Лукас были на церемонии открытия моей звезды на Аллее славы. А вы знаете, когда я впервые получил сценарий «Звездных войн»… Кстати, название у него было невероятно длинное и неудачное: «Приключения Разрушителя звезд, описанные в Журнале Уиллов. Сага I: Звездные войны». Хорошо, что Лукас его изменил в итоге. Так вот, когда я начал читать сценарий, тотчас же подумал, что роль Люка Скайуокера достанется Гаррисону Форду. Потому что Люк — главный герой, а Форд рожден для главных ролей. У него была и есть харизма. А я был похож на неоперившегося подростка, который понятия не имеет, чем заняться в жизни, тыняется от стены к стене. Но, как оказалось, именно это и привлекло во мне Лукаса. Таким он видел Скайуокера.
— А как вам предложили эту роль?
— Помог случай. И дружба. Мы много лет дружны с Робертом Инглундом. Да, не смотрите так, с тем самым Инглундом — Фредди Крюгером из «Кошмара на улице Вязов». Роберт — прекрасный человек. Так вот, в том далеком 1977 году он пошел на пробы «Апокалипсиса сегодня». Пробы он провалил, но не ушел сразу, а стал бродить по павильонам. И увидел, что идут пробы «Звездных войн». Искали как раз актера на роль Люка Скайуокера.
Роберт понаблюдал за теми, кто жаждал заполучить эту работу, и вдруг понял, что им нужен я! Он примчался тут же ко мне, а я как раз читал сценарий и радовался в душе за Форда. Инглунд наорал на меня и велел немедленно отправляться на пробы. «Это твоя роль!» — убеждал он. Я послушался, и мой друг оказался прав. Кстати, именно Роберт первым заявил, что меня, Кэрри и Гаррисона обязательно позовут, когда стало известно, что будут снимать «Пробуждение силы». Я отмахнулся, мол, кому это нужно. А Инглунд сказал: «Вот увидишь!»
* В «Звездных войнах» Марк Хэмилл сыграл сложного персонажа — джедая Люка Скайуокера
— В Голливуде до сих пор говорят, что вы перестали сниматься в главных ролях, потому что ваше лицо оказалось изуродовано после автомобильной аварии…
— Авария действительно была. Все остальное — еще одна легенда. Авария произошла в промежутке между съемками двух первых частей «Звездных войн». У меня оказался сломан нос и левая скула. Что только не говорили тогда! Утверждали, что мое лицо полностью изуродовано, что пластические хирурги собирали его по кусочкам. Если так было, то как же я тогда снялся во второй и третьей частях?
— Возвращаясь в то время, скажите, какое ваше самое яркое воспоминание о съемках в «Новой надежде»?
— Мой отец был капитаном Военно-морского флота США, но в его жилах текла британская кровь. Мои предки по отцовской линии — англичане, шотландцы, валлийцы, ирландцы. Понимаете? Отец привил мне любовь ко всему британскому. И тут я получаю роль в «Звездных войнах», и мы отправляемся снимать фильм в Великобританию! Я сходил с ума от счастья. До того момента я знал об Англии только по песням The Beatles, The Rolling Stones, The Kinks. Зачитывал до дыр «Дэвида Копперфилда». Представлял себе, как летаю вместе со Скруджом над крышами английских домов на Рождество. Я был влюблен в английскую комедию. А моим идолом был Алек Гиннесс.
И тут я узнаю, что буду сниматься с этим великим актером в одном фильме! Я не знал, как вести себя, оказавшись с ним рядом. Жутко нервничая, произнес: «Сэр Алекс…» А он строго посмотрел на меня и дал легкую пощечину. «Не сметь! Не сметь называть меня сэром! Не желаю, чтобы меня запомнили как сэра Алекса. Хочу, чтобы помнили мое имя, а не мои титулы», — заявил Гиннесс. «Звездные войны» позволили мне побывать в разных уголках планеты. Льды и лютые морозы мы снимали в Норвегии. Джаббу — в Африке. Такое не забывается.
— И все это вернулось, когда вы снова стали Скайуокером?
— Да, но не могу сказать, что я этому безгранично рад. Джедай постарел. Завтра мы летим в Гибралтар. Оттуда — в Нью-Йорк. Я уже не помню, где завтракал пару дней назад. Не хватает времени на сон. Высплюсь только дома в Нью-Йорке. Мне не нужны шумные вечеринки и пышные приемы. Больше люблю домашнюю обстановку. Там меня всегда ждут мои собаки, телевизор, книги. Такая жизнь мне по душе…
Перевод Игоря КОЗЛОВА, «ФАКТЫ», по оригиналу Jack Shepherd, The Independent