В Украине стартовал ряд акций в поддержку продления закона № 1389−19, устанавливающего льготные ставки акциза для импортных автомобилей. Если его действие не будет продлено на 2019 год или закреплено на постоянной основе, тысячи украинцев не смогут легально купить за рубежом и официально зарегистрировать в Украине качественные автомобили. Сегодня этот вопрос является наиболее острым и для граждан Украины, так как напрямую влияет на качество их жизни.
21 мая 2018 г. состоялись сборы членов Украинской ассоциации транспортной логистики «Южная Пальмира», в ходе которой президент ассоциации Александр Эдельман обратился к представителям экспедиторских компаний: «Льготные ставки акциза на авто — это то, что действительно работает для людей. Растаможивание всегда вызывало негативные эмоции у желающих привезти автомобиль из-за границы. Сегодня же это не проблема, а настоящая возможность для наших граждан ездить на качественном авто. Помимо упрощения процесса приобретения авто из-за границы, данный проект предоставляет возможность обеспечивать рабочие места и развивать рынок. Мы хотим, чтобы доступность приобретения авто из США была возможной и дальше».
Одним из первых шагов, предпринятых участниками рынка стала регистрация на сайте электронных петиций (официальное интернет-представительство президента Украины) петиции о необходимости закрепления в законодательстве постоянных ставок акцизного сбора, которые были утверждены законом 1389−19 (проект закона № 3251 от 07.10.2015).
Также участники ассоциации направили официальные письма в адрес премьера-министра Украины, профильного комитета Верховной Рады Украины, Американской торгово-промышленной палаты, Европейской Бизнес Ассоциации с просьбой поддержать их инициативу.
Подробности закона № 1389−19
Принятый Верховной Радой еще в 2016 году закон № 1389−19 предусматривает, что льготные условия ввоза автомобилей распространяются при ввозе одним человеком не более одного транспортного средства в год. Этот закон распространяется на автомобили, выпущенные не ранее 2010 года, которые соответствуют экологическому стандарту Евро-5. Действие закона не распространяется на авто, ввезенные из России.
Льготные условия
Это уменьшенные ставки акцизного сбора на автомобили от 2 до 28 раз. В денежном выражении в период действия данного закона (с августа 2016 года
Елена Гиряева, заместитель генерального директора компании ООО «Евротерминал», одного из лидеров на рынке логистики по поставкам легковых автомобилей, в свою очередь, так прокомментировала появление петиции: «Закон вступил в силу два года назад, первые результаты видны уже спустя год действия закона. Это, во-первых, ежегодное пополнение бюджета страны не менее чем на 200 млн долларов. Во-вторых, это абсолютно „белый“ бизнес, так как все машины, которые ввозятся по „льготному закону“, проходят официальную растаможку и получают украинскую регистрацию. Стоит ли закрывать такой бизнес? Вряд ли на этот вопрос здравомыслящие люди ответят утвердительно».
Какая выгода от закона № 3251 тем, кто не покупает автомобиль?
Многие жители Украины, к сожалению, не могут, а некоторые не хотят быть обладателем автомобиля. Для этой категории людей, на первый взгляд, закон о льготной растаможке вообще не представляет интереса. Но в действительности это далеко не так. Дело в том, что возраст парка автомобилей в Украине, да и в любой стране, влияет на два очень весомых жизненных фактора — это уровень безопасности дорожного движения и экологичность. Автомобили, привезенные из США, находятся в отличном техническом состоянии (это безопасность на дорогах) и отвечают стандарту не ниже Евро-5 (это экология). Для справки: средний возраст авто в Украине — 20 лет, они отвечают стандарту Евро-0.
Время объединяться
Авторы петиции, среди которых участники рынка, автоэксперты и экономисты призывают объединиться всем поставщикам, перевозчикам, логистическим компаниям, занимающимся поставкой автомобилей из США и не только, а также неравнодушным гражданам Украины и проголосовать за петицию.