На днях правительство отсрочило повышение стоимости газа для населения. Но этот шаг проблему грядущего роста газовых и жилищно-коммунальных тарифов не решил, а только отсрочил и усложнил. Ведь рыночная стоимость газа продолжает увеличиваться, а значит, и цены для населения, если правительство их «отпустит», взлетят еще больше. А «отпускать» газовые тарифы придется, чтобы не лишится кредитов Международного валютного фонда, требующего уровнять цену газа для населения и промышленности. Хотя, как именно государство будет менять тариф на газ, пока не ясно. Эксперты считают, что есть несколько вариантов. Но обо всем по порядку.
Стоит напомнить, что газ должен был подорожать еще с начала нынешнего года. Существенное повышение тарифов на природный газ было прописано в анализе проекта финансового плана НАК «Нафтогаз Украины», проведенного в Министерстве финансов Украины. Согласно расчетам, с 1 января 2018 года цена должна была вырасти на 17 процентов — до 5776 грн за тыс. кубометров (без НДС). Но этого не произошло, так как правительство тогда решило не менять цену до конца отопительного сезона. Однако, согласно все тому же документу, с 1 апреля тариф должен был вырасти на 62 процента от нынешнего уровня и достичь 8030 грн за тыс. кубов. Но и это не предел. С 1 октября 2018 года было запланировано еще одно повышение цены газа — до 8530 грн за тысячу кубометров. Таким образом, если эти планы осуществятся, то общий рост тарифа на газ для населения может составить 73 процента. Однако в апреле подорожание не произошло, его перенесли на 1 июня. А теперь пересмотр газовых тарифов отложили до 1 августа.
Тем временем стоимость газа для промышленности и бизнеса продолжает расти. НАК «Нафтогаз Украины» с 1 июня 2018 в очередной раз повысил цену на газ, отпускаемый промышленным потребителям на условиях предоплаты. Цена выросла на 8,9 процента, или 810 гривен, по сравнению с апрелем — до 9 952,8 гривни за тысячу кубометров. Указанная цена актуальна для потребителей, которые закупают газ по предоплате в размере более 50 тысяч кубометров в месяц при условии отсутствия долгов перед компанией. Такая же цена действует и для стопроцентных «дочек» «Нафтогаза». Для других покупателей цена в июне выросла на 8,5 процента (на 852 гривни) — до 10 893,6 гривни за тысячу кубометров.
Читайте также: Запретят ли отключать должникам свет и газ
В сложившейся ситуации возникает много вопросов, на которые мы попросили ответить специалистов.
«Очередное подорожание газа для промышленности безусловно отразится на ценах товаров и услуг. В себестоимости любого товара заложена топливная составляющая. Наиболее уязвимыми в этом случае являются предприятия химической отрасли, ведь до 60 процентов в себестоимости их продукции составляет газ. Также пострадает производство стройматериалов, в частности цемента (газ составляет 40 процентов себестоимости) и металлургия (от 12 до 15 процентов себестоимости)», — рассказал «ФАКТАМ» энергетический эксперт Центра мировой экономики и международных отношений Валентин Землянский.
По мнению экспертов, подорожания газа для населения уже в ближайшее время избежать вряд ли удастся. Но пока не ясно, на сколько именно подорожает голубое топливо.
«Правительством предлагалось несколько вариантов „мягкого“ повышения тарифов, но все они отвергались МВФ, который настаивает на неукоснительном исполнении требований привязки тарифов к импортному паритету, то есть к цене газа, поставляемого в Украину из-за рубежа, — считает Валентин Землянский. — На сегодня цена газа на границе Украины составляет чуть более 10 грн за кубометр. С учетом транспортировки, налогов и маржи „Нафтогаза“ цена для населения может составить порядка 12 гривен. Но это при условии стабильности курса национальной валюты. Если же гривня начнет девальвировать во второй половине года, как это прогнозируют экономисты, следующий пересмотр тарифов может произойти уже в январе 2019 года, по согласованным с МВФ условиям ежеквартального пересмотра тарифов. То есть в середине отопительного сезона тарифы могут прибавить еще 1−2 гривни за кубометр газа, что будет означать практически двукратный рост тарифа по сравнению с текущим — 6,96 грн за кубометр».
Возможны и другие варианты изменения тарифов.
«Не исключено, что государство пойдет уже давно проверенным путем, поэтапно повышая цену газа для населения, — сообщил „ФАКТАМ“ политический и экономический эксперт Валерий Клочок. — На сайте „Нафтогаза“ в открытом доступе есть информация о динамике цен на природный газ для потребителей Украины начиная с 2013 года. Если в 2013 году самая высокая цена за 1000 кубических метров составляла почти 3 тысячи гривен с НДС, то в отопительном сезоне 2016−2017 она уже составила около 7 тысяч гривен. Ежегодно цену увеличивали по два, а то и по четыре раза. Не исключено, что по этому пути пойдут и сейчас. Вопрос лишь в том, как с этим „смирится“ МВФ. Хотя ранее члены правительства систематически заявляли, что газ для населения должен стоить дешевле, чем для промышленности. Однако часто это повод для коррупции. Потому что газ, предназначенный для населения, используют в промышленном производстве, получая таким образом существенные прибыли».
Валерий Клочок напомнил, что при импорте любого товара основой формирования внутренней цены является стоимость контракта или мировая цена товара:
«Нас сейчас побуждают учесть европейские цены на газ для населения. По данным январского выпуска мониторинга Household Energy Price Index for Europe средняя цена, например, в Западной Европе составляет 500−1000 евро за тысячу кубометров. Соответственно для выполнения условия МВФ цена на газ для населения в Украине должна подняться до европейского уровня.
Конечно, это не произойдет одномоментно, но, учитывая желание правительства получить очередные два миллиарда долларов от МВФ, Кабмин будет вынужден увеличивать тарифы на газ, чтобы не допустить дефолта. В НАК «Натфогаз Украины» уже успели подготовить свои предложения изменения цены на газ по принципу «больше сжег — дороже заплатишь». Согласно этим предложениям к концу 2018 года цена за тысячу кубометров газа может достичь почти 11,5 тысячи гривен".
Не стоит забывать, что в случае повышения цены газа, резко увеличатся расходы людей на жилищно-коммунальные услуги.
«Стоимость газа составляет весомую долю в тарифах на жилищно-коммунальные услуги, — заявила „ФАКТАМ“ старший экономист Центра экономических стратегий Оксана Затворницкая. — Так, при производстве 1 Гкал тепловой энергии в начале второго квартала 2018 года стоимость газа составляла около 500 грн, или 48 процентов среднего тарифа теплоснабжения. Так что при повышении стоимости газа для населения на 56,6 процента, как предлагается одним из вариантов развития событий, стоимость тепловой энергии для населения вырастет в среднем на 27,3 процента по всей Украине».
Читайте также: Как изменятся тарифы на электроэнергию и цены на продукты после введения RAB-регулирования в энергетике
Эксперты подчеркивают, что повышение тарифов на услуги ЖКХ будет зеркальным повышению тарифа на газ. Кроме того, стоимость газа напрямую влияет на стоимость всех других энергоносителей.
«Например, если говорить о ценах на дрова, которые используют сегодня не только жители сел, частных домов в городах и поселках городского типа, но и многие бюджетные организации, то они уже выросли в на 20−60 процентов, — отметил Валерий Клочок. - Пока точно неизвестно, какова будет политика ценообразования на уголь и электроэнергию. Однако в НКРЭКУ давно и упорно говорят о несоответствии тарифов на электроэнергию экономически обоснованному уровню. Ведь электроэнергия дорожает из-за инфляции, роста цен на уголь и газ. То есть стоимость всех энергоносителей взаимосвязана».
Кроме того, до конца не ясно, чего ждать миллионам украинцев, получающих от государства субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Валентин Землянский считает, что государство будет не в состоянии покрыть как возросшие субсидии текущим получателям, так и профинансировать новых претендентов. А это грозит финансовым коллапсом энергетической отрасли. Но есть и другие мнения.
«Цена вопроса повышения стоимости газа, почти 50 млрд. гривен которые мы можем получить в этом случае от МВФ, — считает Валерий Клочок. - Этих денег хватит не только на финансирование субсидий, но и на многое другое. Хотя в целом ситуацию в отрасли эти деньги вряд ли спасут.
В правительстве это понимают. Поэтому, учитывая ожидаемый скачок цены на газ, Кабмином еще в начале года изменены правила для получения субсидий. Для „отсеивания“ кандидатов на субсидии повысили минимальную зарплату, сократили социальную норму потребления газа, стали учитывать доходы всех членов семьи, а не только тех, кто прописан в доме, изменили подходы к площади жилья субсидианта и так далее. Это позволило правительству сократить почти в 2,5 раза число домохозяйств, претендующих на помощь от государства. А по итогам бюджетного года это позволит правительству вписаться в 71 млрд. грн, предусмотренных на выплату этих субсидий».
Вместе с тем большинство экспертов, да и многие чиновники, считают, что у Украины есть экономические возможности вовсе не повышать стоимость газа для населения. Правда, это чревато серьезным конфликтом с международными донорами и потерей зарубежной финансовой помощи.
«Выходом из сложившейся ситуации может стать пересмотр условий сотрудничества с МВФ и изменение принципов ценообразования на газ для населения, — уверен Валентин Землянский. — Необходим отказ от привязки к импортному паритету и использование украинского паритета, то есть себестоимость собственной добычи газа + 15 процентов рентабельности, а не 200 процентов рентабельности, как сейчас. Либо возможен смешанный вариант.
Украинский паритет, это цена 2,6 гривни за кубометр газа, добытого из наших недр, с учетом НДС и расходов на транспортировку. Сегодня население потребляет 11 млрд кубометров газа, без учета теплокоммунэнерго. «Укргаздобыча» добывает 15,4 млрд кубов, согласно данным за 2017 год. Следовательно, потребности населения уже можно полностью покрыть за счет газа собственной добычи.
С учетом потребностей теплокоммунэнерго для производства тепла и горячей воды для населения, требуется 6,9 млрд кубометров газа. Если от общей добычи украинского газа — 15,4 млрд кубов — отнять потребляемые населением 11 млрд кубометров, получим 4,4 млрд кубов, которые можно использовать на обслуживание жилищно-коммунального хозяйства. А отняв этот объем от потребностей теплокоммунэнерго, получим недостающий газ. Значит, дополнительно необходимо докупить 2,5 млрд кубометров импортного газа.
Теперь подсчитаем, каким может быть тариф на газ для населения. С учетом стоимости собственного газа и объемов закупаемых за рубежом расчет выглядит так: (15,4 (общий объем добычи украинского газа) х 2,6 (себестоимость его добычи) +2,5×12(стоимость импортного газа)):16,9 = 4,15 гривен за кубометр. Дороговато, но вполне подъемно для большей части украинских домохозяйств.
Если же при такой системе тарифообразования увеличить добычу собственного газа до 18 млрд кубов, тарифы могут быть снижены до уровня стоимости газа украинской добычи. То есть до 2,6 гривен за кубометр".
Стоит напомнить, что в правительстве признают, что рассматривают что разрабатывают изменения существующей формулы расчета стоимости газа для населения. Но как она будет выглядеть и когда ее утвердят, пока неизвестно.