В Украине разгорелся скандал из-за внешнего независимого оценивания (ВНО) по английскому языку. Больше тысячи будущих абитуриентов возмущены аудированием, которое в тесте по английскому в 2018 году появилось впервые. Выпускники жалуются на отвратительный звук, из-за которого не смогли расслышать текст. Многие говорят, что просили присутствующих в аудитории инструкторов исправить ситуацию, но результата не добились. Участники ВНО вынуждены были отвечать на задания по аудированию наугад и уверены, что провалили тест. А после этого еще узнали, что подать апелляцию уже не могут. Чиновники объяснили, что эти жалобы касаются процедуры проведения тестирования, а такого рода апелляцию можно было подать только сразу после написания теста, еще находясь в пункте проведения тестирования. А теперь, дескать, уже поздно.
- Я была уверена, что с тестированием по английскому у меня проблем не возникнет, — рассказала «ФАКТАМ» абитуриентка Маргарита из Киева. — Я хорошо владею языком, закончила школу английского языка DecSchool с дипломом С1, писала тест IELTS и даже имею опыт синхронного перевода — уже не раз была переводчиком для иностранных делегаций. Одним словом, аудирование для меня — не проблема. Того, что произошло на ВНО, думаю, не ожидал никто. Инструктор достала из пакета диск, после чего одна из участниц ВНО, как того и требовала процедура, убедилась, что пакет был в целости и сохранности. Затем нам включили запись и один из участников должен был поставить отметку, что качество звука удовлетворительное. Запись, которую нам включили, была на украинском языке, и к ней ни у кого не было претензий: звук хороший, никаких помех и шумов. Естественно, участник поставил отметку, что его все устраивает. После чего нам включили запись на английском — и вот тут звук уже был просто ужасным! Шумы, помехи. Слов не разобрать, зато на всю аудиторию слышно дыхание диктора. Мы прослушивали текст дважды, но все, что я смогла расслышать — это какие-то обрывки предложений. Я запаниковала. Отвечала на задания по аудированию, можно сказать, наугад. Самое ужасное, что с аудирования тест начался. А эта ситуация настолько выбила из колеи, что, выполняя следующие задания, я уже не могла сконцентрироваться. Допускала элементарные ошибки, путала буквы.
Когда мы вышли из аудитории, у некоторых девочек началась истерика. Для большинства этот тест — шанс поступить на бюджет на филологический факультет. Но из-за непонятных технических проблем мы этот шанс, видимо, потеряли.
- Мой сын — отличник, с третьего класса учит английский с репетитором и свободно общается с носителями языка, — рассказала «ФАКТАМ» мама абитуриента из Никополя Днепропетровской области Светлана. — Но тут он, как и другие участники, ничего не расслышал. Говорит, было ощущение, что хрипят колонки. А еще в аудитории были открыты окна. И без того отвратительный звук из колонок перебивала музыка из стоявшей во дворе машины и детский смех. Мой сын поднял руку и пожаловался. Но инструкторы сделали вид, что ничего не происходит. Участникам было сказано, что того, кто срывает процесс, попросят удалиться из аудитории — а это значит, что его результат сразу аннулируют. Сын испугался и больше не выступал. Отвечал на задания по аудированию наугад. Проблема в диске или в колонках, непонятно. В некоторых аудиториях все было более или менее нормально, и у детей претензий нет. Но больше чем у тысячи абитуриентов (столько недовольных уже зарегистрировались в специально созданной группе в Facebook) они есть.
Когда после тестирования сын рассказал мне о произошедшем, я написала не меньше двадцати писем в разные инстанции. Написала и на официальную страницу министра образования Лилии Гриневич в Facebook. Вскоре получила ответ — ссылку на разъяснение на сайте Украинского центра качества образования. Разъяснение весьма обтекаемое, из которого понятно только то, что вряд ли мы сможем чего-то добиться.
- Ваш сын подал апелляцию?
- Он хотел ее подать, но было уже поздно. Как выяснилось, апелляцию на процедуру проведения теста можно было подать только не выходя из пункта тестирования. А если сразу этого не сделал, поезд ушел. Чиновники утверждают, что об этом говорилось в инструкциях, которые детям рассылали накануне. Дескать, кто невнимательно читал, сам виноват. Но поймите, дети в тот момент были растеряны и напуганы. Почему инструктор, к которой обращался мой сын, не акцентировала на этом внимание?
- Дети находились в стрессовом состоянии, большинство растерялись, — сказала «ФАКТАМ» мама еще одного пострадавшего участника ВНО из Львова Мария. - Сын говорит, что во время аудирования практически ничего не разобрал, у него сложилось впечатление, что устройство, воспроизводящее звук, было поломано. И дети были в разных условиях. Кто-то сидел ближе к колонке и слышал лучше, а кто-то — дальше и ему ко всему прочему мешал шум из окна или еще какие-то посторонние звуки. Дети шокированы такой несправедливостью. Многие теперь потеряют бюджетное место в университете. Когда мой сын вместе с другими участниками пришел под здание Львовского регионального центра оценивания, директор этого центра фактически сказала им, что они сами во всем виноваты. Какая после этого у детей может быть вера в справедливость?!
«Апелляционное заявление по поводу процедуры проведения тестирования можно подать исключительно в пункте тестирования. Это отмечено в материалах, которые отправлялись участникам накануне тестирования вместе с сертификатом. Также об этом обязательно сообщают организаторы тестирования в речи перед началом экзамена. Такие мероприятия необходимы и применяются во время тестирования в большинстве стран мира. Такой подход дает возможность участникам подать жалобу именно тогда, когда возникла проблема, засвидетельствовать объективные обстоятельства другими участниками и собрать доказательства. К сожалению, после завершения процедуры тестирования это невозможно», — сказано на официальном сайте Украинского центра оценивания качества образования.
Участников ВНО, которые сориентировались и успели подать апелляцию, не покидая пункт тестирования — 65 человек. Эту цифру озвучила министр образования Лилия Гриневич. 6 июня на заседании Кабмина министр образования сообщила, что эти 65 апелляционных жалоб сейчас рассматриваются, передает hromadske. И сказала, что если изложенные в этих жалобах факты подтвердятся, участники смогут пересдать тест 4 июля во время дополнительной сессии. Но это, судя по всему, касается только 65 человек. А вот что будет с остальными, которые в аудитории апелляцию не подали, неизвестно.
«Участники должны были сразу написать апелляцию, — рассказала подробности в эфире программы „Сніданок с 1+1“ Лилия Гриневич. - Если вам не слышно, попросите сделать громче. Если вам не позволили сделать громче, можете написать апелляцию. Об этом участников заранее предупреждают… Система тестирования включает в себя много тестовых заданий и никто не застрахован от того, что все пройдет неидеально. Задания создавали люди. Запись слушали во всей стране. Отзывы разные. Есть возмущенные, а другие говорят, что все было слышно хорошо».
Отвечая на вопрос о том, почему дети слушали текст не в наушниках, а через колонки, Лилия Гриневич сказала:
«Чтобы обеспечить аудитории колонками, было выделено 17,5 миллионов гривен. Это для того, чтобы вся страна могла закупить это оборудование. Персональные наушники — это совсем другая цифра, надеюсь мы к этому придем. 14 июня состоится окончательное заседание комиссии, на котором будет обсуждаться в том числе и то, что в некоторые школы это оборудование не доставили, что оно было заменено другим оборудованием. И если выяснится, что жалобы были именно в этих школах, мы позволим этим участникам пересдать тест».
Обсуждая эти высказывания министра, многие вспомнили, что аудирование по английскому планировали вводить еще несколько лет назад. Но тогда от этой идеи отказались, объясняя, что для этого нет технической возможности. В 2018 году чиновники заверили, что возможность появилась. Хотя даже на пробном тестировании не обошлось без проколов. Так, в апреле 2018 года пробное тестирование по английскому языку во Львовской, Волынской и Ровенской областях сорвалось. Вместо получасового текста, который участники ВНО должны были воспринять на слух, прозвучала запись продолжительностью около 15 минут, после чего она оборвалась. Во Львовском региональном центре оценивания качества образования позже объяснили, что причина в диске, который перед тем, как отдавать на аудирование, не прослушали до конца. Испорченным оказался 401 диск. Тогда в Центре оценивания заверили, что сделали выводы и на основной сессии ВНО подобное не повторится.
А вот что по этому поводу написал в Facebook бывший директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук:
«О том, что аудирование накроется мокрым рядном, я публично предупреждал месяцев пять назад. НЕЛЬЗЯ проводить стандартный тест в разных технических условиях. А они (звуковоспроизводящая аппаратура) в каждой аудитории были разными. Поэтому такой результат ожидаемый. В 2014 году от меня настойчиво требовали внедрить аудирование. Я поставил условие: в каждую аудиторию нужно приобрести у одного поставщика одинаковую звуковоспроизводящую аппаратуру. Мне сказали: денег нет. Я ответил: аудирования не будет… И его и не было. И вот 2018. Мне жаль, что в этом году абитуриенты попали в такую ситуацию».