Происшествия

«я мечтала, что в украине меня услышат… »

0:00 — 8 апреля 2008 eye 1768

Четвертого апреля популярнейшей американской певице украинского происхождения Квитке (Кейси) Цисык исполнилось бы 55 лет

Впервые ее завораживающий голос я услышал в сентябре 1989 года, когда после заокеанских гастролей вернулся Игорь Билозир со своим ансамблем «Ватра». Пожалуй, самым ценным сувениром, привезенным из Америки, для композитора была аудиокассета Квитки Цисык «Два кольори». Более того, в Америке Игорю посчастливилось познакомиться с Квиткой. И даже договориться о первых совместных гастролях в Украине. Увы, этим планам не суждено было сбыться…

Квитка Цисык вместе с мамой посетила Украину лишь раз, в 1983 году. Ее песни тогда были запрещены в Советском Союзе. Только в середине 90-х голос певицы зазвучал в отечественном эфире. Теперь два ее компакт-диска можно приобрести в единственном в Украине месте — возле Главпочтамта на майдане Незалежности в Киеве. И здесь Квитка Цисык — лидер продаж. Но, даже купив диски, вы не найдете на них никакой информации о жизни талантливейшей украинки, которую мир до сих пор помнит как Кейси Цисык.

Из досье «ФАКТОВ»

Цисык Квитка (Кейси) Владимировна родилась 4 апреля 1953 года в городе Квинте, штат Нью-Йорк, США. Американская певица украинского происхождения. Исполняла песни к кинофильмам, выступала на телевидении, пела в Бельгийской опере. В 1977 году получила «Оскар» (за исполнение песни к фильму «Ты зажег мою жизнь»). Ее голос звучал в рекламных роликах известнейших корпораций и брендов Америки. Умерла Квитка 29 марта 1998 года от рака груди (как и ее мать Иванна в 1994 году, и сестра Мария — в 2003-м). Похоронена на кладбище в Манхэттене (Нью-Йорк).

В Соединенных Штатах в знак памяти о Квитке Цисык и ее таланте основали фонд поддержки музыкально одаренных детей, в память о ее сестре Марии — Фонд «Ведь жизнь прекрасна», который собирает средства на покупку маммографического оборудования для Украины.

«Я начала учиться музыке в четыре года»

Весной 1998 года сотни музыкальных радиостанций Америки передали печальное и ошеломляющее сообщение: «Кейси Цисык, которая начала свою музыкальную карьеру как оперная певица, а затем, владея одним из популярнейших в мире голосов, завоевала теле- и радиоэфир, умерла в Манхэттене (район Нью-Йорка.  — Авт. ) 29 марта. Кейси было всего 44 года. Прекрасный голос ушел из мира живых… »

Такое единодушное горе могло бы вызвать удивление, ведь Квитка не являлась мегазвездой, ее не преследовали толпы фанатов. Однако специалисты подсчитали (сложив время эфиров, где звучал голос певицы, и приблизительное число слушателей), что Кейси прослушало около 22 миллиардов(!) человек — в пять раз больше, чем населяет нашу Землю! Американцы уважают профессионалов. Именно такой была Цисык. Даже не будучи поп-звездой, она достигла того, что ее голос знала вся страна, за исключением, как шутили, разве глухих.

Уникальный тембр певицы, ее удивительно изысканная манера исполнения пленили и миллионы украинцев во всем мире. Она создавала не проекты-однодневки, а ПЕСНЮ, которую надо петь — не «исполнять» или «показывать». Любопытно, что великолепную аранжировку ко второму альбому сделал англичанин Эдвард Ракович (второй муж Квитки). Музыкант, не зная украинской культуры, но любя украинку, творил чудеса!

… Квитка родилась 4 апреля 1953 года в городке Квинте, неподалеку от Нью-Йорка, в семье Иванны и Владимира Цисыков, послевоенных эмигрантов с Западной Украины. В пять лет девочка уже играла на скрипке. Учил ее отец — известный скрипач. Он закончил в свое время Львовскую консерваторию, а затем, основав Украинский музыкальный институт Америки, преподавал в нем. Обе его дочери, Квитка и ее старшая сестра Мария, закончили это учебное заведение.

«Я начала учиться музыке в четыре года, — рассказывала о себе Квитка Цисык.  — Думала, что буду скрипачкой. Но очень любила петь. Еще в школе солировала в разных группах — стиль кантри, джаз. Это же Америка… »

Аккомпанировала Квитке сестра Мария (родившаяся в немецком концлагере в 1945 году). Позже Мария стала известной в мире пианисткой, была директором консерватории в Сан-Франциско, вела мастер-классы в Карнеги-холле.

У Квитки было редкое по красоте колоратурное сопрано, она закончила Нью-Йоркскую консерваторию. При этом девушка, невысокого роста и очень подвижная, имела веселый характер. Еще студенткой Квитка взяла себе псевдоним Кейси (от инициалов КС).

Квитка часто пела в хоре с Майклом Джексоном

В 1977 году на экраны Америки вышел художественный фильм «Ты зажег мою жизнь» о судьбе молодой певицы. Песню в картине исполнила Квитка Цисык. Этот хит стал лучшей песней года, получил премию «Золотая пуля», да еще и «Оскар»! Блестящий, казалось, был старт для начинающей певицы. Но затем случилось непредвиденное. Игнорируя Квитку, эту же песню записала на пластинку дочь известного поп-исполнителя Пета Буна — Дебби Бун. Ловкую Дебби быстро «раскрутили», и сингл «Ты зажег мою жизнь» в ее исполнении взлетел на первую ступеньку хит-парада. Цисык пыталась через суд добиться справедливости, но это ей не удалось… Позже популярная песня вошла в репертуар многих звезд — от Элвиса Пресли до Уитни Хьюстон.

В историю американской легкой музыки Цисык вошла как «голос, который звучал чаще всего в мире». О ней даже сняли фильм. Квитка стала ведущей исполнительницей вокальных партий в многочисленных рекламных роликах всемирно известных компаний и брендов: ABC, NBC, CBS, «Макдоналдс», «Кока-Кола», авиакомпаний «Дельта» и «Американские авиалинии». С 1982 года и до самой смерти она была единственным и неизменным голосом компании «Форд моторс».

«Это довольно интересная работа, — говорила Квитка.  — Допустим, приходят в агентство представители фирмы «Форд». Говорят, что хотят продать больше автомобилей и надо найти для этого способ. Тогда к работе приступают композиторы и режиссеры рекламного ролика. Пишут разные люди, однако выбирают лучшее — не самую красивую музыку, а ту, которая легче всего запомнится простому человеку».

Очень скоро Цисык стала одной из самых высокооплачиваемых и известнейших певиц в рекламном бизнесе.

Ее хорошо знали и в шоу-бизнесе. Как вокалистку Квитку наперебой приглашали джазовые, поп- и рок-звезды: Роберта Флэк, Карла Саймон, Майкл Болтон… Она помогала Квинси Джонсу — лучшему продюсеру-аранжировщику Америки, который открыл феномен Майкла Джексона. Кстати, с будущим королем поп-музыки Квитка часто пела в хоре.

Однако в душе Квитка всегда оставалась украинкой и тосковала по своей этнической родине. Постоянно испытывала потребность что-то сделать для нее. «Я всем рассказывала, какая в Украине красивая, мелодичная музыка и народ певучий. Но не было ни одной записи, сделанной на профессиональном уровне. И я поняла, что должна записать украинские песни. Не только для своих приятелей — для всех украинцев. Это был бы такой подарок. Я мечтала, что в Украине меня услышат… »

«Оба украиноязычных диска певицы номинировались на «Грэмми»

Стоит поблагодарить мужей Квитки Цисык за создание украиноязычных альбомов. Оба были музыкантами: первый супруг — композитор-аранжировщик Джек Корнер, второй — инженер звукозаписи Эдвард Ракович. Диск «Квитка» был записан в 1980 году, а «Два кольори» в 1989-м. Между записями певица успела развестись с Джеком и заключить брак с Эдом (ему она родила сына Эдди). Однако все трое продолжали работать над созданием альбомов.

На обложке диска «Квитка» написано: «Владимиру Цисыку, скрипачу-виртуозу, моему незабвенному отцу, посвящаю эти песни». Исполнение Квитки Цисык безукоризненно: ни единой фальшивой ноты, ни одного неудачного вокального приема, форсированного звука или неоправданной содержанием смены настроения. Просто пение, которое берет за душу.

«Аранжировку (к первому альбому.  — Авт. ) делал большой профессионал и мой товарищ Джек Корнер, — рассказывала Квитка.  — Он музыкант и композитор, но ничего не слышал об Украине. Теперь знает о ней очень много. К каждому произведению Джек относился очень ответственно: чтобы не изменить его, не сделать американским, а оставить неповторимый украинский мелос. Все песни я специально переводила ему на английский язык. Он так хотел, чтобы понять и прочувствовать содержание».

Эпиграфом ко второму альбому стали слова: «Этот сборник песен — желание моего украинского сердца вплести радостные нотки в растрепанное жизнью полотно, на котором вышита судьба нашего народа»…

Благодаря профессионализму, открытому характеру и щедрым гонорарам Квитка собрала для записи альбомов лучших студийных музыкантов Нью-Йорка. Фортепианную партию исполняла старшая сестра певицы. В результате — два альбома, которым нет равных в украинской легкой музыке. В 1990 году оба диска были номинированы на «Грэмми».

Квитка и ее второй муж Эдвард Ракович жили в Централ Парк — одном из самых дорогих районов Нью-Йорка. Эд был заметной фигурой в шоу-бизнесе, на его студии записывались звезды первой величины: Джордж Бенсон, Мадонна… Кейси находилась в их тени. Трудно было девушке из эмигрантской семьи пробиться на музыкальный Олимп. Для этого требовались огромные деньги. Супруги же исповедовали американский темп жизни — быстрый и прагматичный. Однако «Два кольори» — достаточно дорогой проект — Квитка делала для себя, для души, не требуя гонораров. А в Украине, наверное, пела бы бесплатно…

Почему же на смерть Квитки Цисык так вяло и равнодушно отреагировала страна, которую она так горячо любила. Может, потому, что задушевный голос певицы не мог пробиться к землякам сквозь шквальный рев эстрады 90-х. Ее песни никогда не усиливала мощная техника, не сопровождал оглушительный оркестр, Квитка ни разу не пела под фонограмму. Песня лилась из души, которая через океан говорила с Украиной:

I снилося вночi дiвчинi,

Що маки в гаю процвiтали,

Що коней вороних сiдлали.

I снилося вночi дiвчинi…

I снився сон дивний,

нежданий -

Приснився той коник

буланий

I хлопець приснився

коханий.

Ох, снився сон дивний,

нежданий…