В Закарпатье набеги диких свиней на сельхозугодья приобрели размах стихийного бедствия. Отчаявшиеся фермеры отказываются возделывать землю
Статьи о том, что дикая природа страдает из-за деятельности человека, не сходят со страниц газет: браконьерство, неконтролируемая вырубка леса, загрязнение окружающей среды Но, как ни странно, бывает и наоборот: в защите от зверья нуждается человек. В Виноградовском районе Закарпатья настоящим бедствием стали набеги диких кабанов на сельские поля. Их не пугают ни собаки, ни петарды, ни огонь — последние несколько лет весь урожай гибнет практически на корню. Дошло до того, что фермеры массово отказываются от возделывания земли — не на кабанов же, в самом деле, работать
— Кабаны уничтожают все до последнего корня! — горячится виноградовский фермер Федор Бушко. — Весной набегают стадами и пожирают посевы, оставляя гектары «вспаханной» рылами земли. А то, что чудом вырастает, — доедают летом и осенью. У меня и моих соседей в прошлом году полностью уничтожили три гектара элитного гибридного сорта кукурузы. Ни одного стебелька не осталось! Подобная ситуация и у других фермеров, выращивающих зерновые возле Тисы. Хуже всего то, что местное общество охотников и рыболовов специально выманивает кабанов с Черной горы в низину, оставляя корм непосредственно возле поля. На нескольких сотнях гектаров диких свиней по нормативам должно быть не больше трех, но на самом деле их тут сотни! И противостоять этому нашествию невозможно, эти звери никого и ничего не боятся.
В прошлом году, чтобы уберечь хоть остатки урожая, мы устроили в поле ночные дежурства с фонарями, прожекторами, петардами, даже разводили огонь — ничего не помогло. Как только стемнело, кабаны двинули на поля, словно стадо слонов в Африке. Лишь за одну ночь на моем участке мы пытались отбить «атаку» 57 голодных тварей! Не вышло. На петарды они реагируют спокойно — отойдут на полсотни метров и зайдут с другой стороны. Мы и трактор заводили, чтобы отпугнуть их, и скаты жгли, чтобы вонь от дыма шла — никакого эффекта
Помню, во времена Союза кабаны уничтожили часть урожая в селе Онок, так это было ЧП районного масштаба. На заседание райкома партии немедленно вызвали охотников, и за три дня проблема была решена. Теперь же нанесенный ущерб намного больше, он измеряется сотнями тысяч гривен, и никого, кроме нас, это не интересует
Виноградовские фермеры неоднократно пытались решить «свинскую» проблему — обращались в горсовет, районную и областную госадминистрации, писали письма в Госкомитет лесного хозяйства. Созданные там комиссии подсчитали убытки, составили соответствующие акты, и на этом все закончилось. Страховые компании, к которым обращались потерпевшие, заключать с ними договоры отказываются. И это можно понять: кто захочет работать себе в убыток, зная, что страховой случай произойдет почти со 100-процентной вероятностью? В прошлом году делегация фермеров отправилась на прием к первому заместителю губернатора. Тот пообещал, что угодья, где водятся кабаны, оградят, но слова не сдержал. В конце концов несколько потерпевших обратились в суд с иском к обществу охотников, которое разводит кабанов и отвечает за их поголовье. Дела находятся в суде уже четыре месяца практически без движения.
— Представители общества охотников на суде отшучиваются: «Эти кабаны у нас не оприходованы, так что вы от нас хотите? Это ведь дикие звери, какая за них может быть ответственность » — говорит председатель областной ассоциации фермеров и частных землевладельцев Юлия Пелешкей. — Но ситуация вопиющая. В селе Фанчиково, что всего в нескольких километрах от Виноградова, дикие свиньи группами средь бела дня прогуливаются по улицам. На окраине райцентра пятилетний ребенок позвал отца: «Посмотри! Ко мне подошел мишка!» — и показал на здоровенного кабана. Фермер наблюдал из окна, как несколько десятков свиней уничтожают его урожай, и боялся выйти во двор У нас некоторые хозяйства уже практически доведены кабанами до банкротства, что подтверждено актами. Я побывала во многих европейских странах, там численность сельхозвредителей строго регулируется. То, что происходит у нас, бывает разве что в Африке.
— А что кабаны вытворяют на дачных участках: поедают элитные сорта винограда, клубнику, овощи! — включается в разговор жительница района Полина Войтех. — Это ведь голодные свиньи, их там не десять, и не двадцать, а намного больше, они пожирают все! И никакого спасения от них нет.
Результаты набегов животных хорошо видны на склоне Черной горы на окраине Виноградова: вырытые в земле глубокие траншеи, поломанные виноградные кусты. Фермеры говорят, что каждую ночь стада кабанов спускаются с горы к Тисе на водопой, затем переходят дорогу, абсолютно не боясь автомобилей, и поднимаются через виноградники назад. Голодные звери уничтожают лозу, особенно сладкую, европейских сортов. А когда виноград поспевает, цепляются передними ногами за проволоку, тянутся рылами вверх и пожирают гроздья до последней ягоды.
Но особенно удручающее впечатление производят сельхозугодья возле Тисы. Издалека кажется, что полями проехались несколько бульдозеров, которые своими ковшами вспахали траву и озимую пшеницу. Бороться с дикими животными радикальными методами селяне боятся, зная, что милиция с ними церемониться не будет — мигом привлечет за браконьерство. Кабана охраняет закон.
— Посмотрите, что свиньи сделали с нашим полем, — с отчаянием в голосе говорит Анна Алексик, показывая на свой участок. — По этим траншеям никакой комбайн не пройдет. В прошлом году мы вручную серпами собирали остатки урожая, а теперь все опять перерыто
— В позапрошлом году кабаны уничтожили почти весь наш урожай, — не сдерживает слез хозяйка земельного пая Надежда Мешко. — В прошлом по этой причине мы вообще ничего не сеяли. Теперь засеяли озимую пшеницу, и снова все свиньи перерыли. Еще несколько дней — и здесь ничего не вырастет. А ведь мы планировали и продать зерно, и скотине своей оставить на корм. Теперь скот придется сдать, потому что кормить нечем. Одни дикие кабаны останутся
Люди находятся в состоянии растерянности и отчаяния. Вместе с тем в управлении лесного хозяйства, куда «ФАКТЫ» обратились за комментарием, ситуацию на Виноградовщине не склонны драматизировать.
— Думаю, это неплохо, что у нас есть дикие животные, — говорит заместитель начальника Закарпатского областного управления лесного хозяйства Владимир Машура. — А то у нас как получается: нет кабана — плохо, потому что отстреляли, а есть кабан — тоже плохо. Я знаю об исках, которые находятся в суде, но закон не предусматривает, чтобы охотничье хозяйство возмещало убытки, нанесенные дикими животными сельхозугодьям. Пусть фермеры страхуют свой урожай.
— Пытались. Страховые компании отказываются.
— Ну это вопрос к страховым компаниям. Я смотрю на проблему немного с другой стороны — фермеры сами нечестно относятся к охотничьему хозяйству. В прошлом году мы нашли восемь кабанов, отравленных зерном. А это государственный охотничий фонд, который находится под охраной. Заботиться об урожае должны фермеры, но они этого почему-то не делают, не протянут хотя б проволоку с пустыми консервными банками. Только и умеют, что говорить об ущербе.
— Но селяне говорят, что егеря умышленно выманивают кормом свиней к полю.
— Никто возле поля корм не оставляет. Это однозначно.
— Люди жалуются, что егеря, охотясь на сельхозугодьях (при этом тоже уничтожается часть урожая) не согласовывают это с фермерами. А ведь на этот счет есть соответствующее распоряжение вашего управления.
— За государственный охотничий фонд ответственность несет пользователь охотничьих угодий, и никакие его согласования с фермерами не предусмотрены, нет такого распоряжения, — категорично отвечает Владимир Машура. (Кстати, вскоре после нашего разговора мне прислали по факсу документ управления лесного хозяйства от 08. 08. 2006 г. Ь 01/16-1148, где черным по белому написано, что пользователи охотничьих угодий обязаны согласовывать с фермерскими хозяйствами использование охотничьих угодий в период сбора урожая. Внизу документа, после подписи исполняющего обязанности начальника управления, отмечено — «исп. Машура». — Авт. ). — Фермеры сильно преувеличивают реальное количество кабанов. В Виноградовском районе их насчитано 56 особей. Если добавить приплод, то выходит не больше 73 голов. Несмотря на это, осенью мы планируем отстрелять 37 кабанов и довести их поголовье до минимальной плотности. То есть со своей стороны сделаем все, чтобы помочь фермерам, но охранять их поля не будем, это не наша компетенция
— На Тисе возле нашего села есть остров площадью около 700 гектаров, — не соглашается с чиновником председатель Дротинского сельсовета Николай Богля. — Только на нем живет около сотни кабанов, совершающих регулярные набеги на наши поля. В Законе о животном мире четко сказано, что владельцы сельхозугодий имеют право на возмещение причиненного дикими животными ущерба. Пользователь этих животных — Виноградовское общество охотников и рыбаков, оно и обязано компенсировать убытки. Но делать это, увы, никто не собирается.
Между тем нанесенный свиньями ущерб действительно огромен. У нас в селе 42 фермерских хозяйства, из них 30 на сегодня отказались возделывать землю (кстати, самую плодородную в Закарпатье) из-за набегов кабанов. Я видел, как 60-летний мужчина плачет, словно ребенок — он вложил в землю большие деньги, свой труд и за несколько ночей лишился всего. Но на все наши претензии ответ один — охраняйте свои земли сами, это ваша проблема.
Представьте: я, к примеру, принялся выращивать аллигаторов, так что — соседи сами должны от них защищаться, а я ни за что не отвечаю? У нас сложилась парадоксальная ситуация — если сосед залезет ко мне в огород и причинит ущерб, его можно привлечь к ответственности. На кабана же нет управы, наоборот, меня накажут за браконьерство, коль я, защищая свою собственность, нанесу ему вред. Выходит, что у нас кабан имеет больше прав, чем человек.