Происшествия

«в древнем херсонесе женщина из порядочной семьи в театр не ходила… »

0:00 — 12 апреля 2008 eye 1294

Основанный более двух тысяч лет назад античный город и сегодня преподносит сюрпризы своим исследователям

«Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями олимпийскими, героями, владеющими городом, территорией и укрепленными пунктами херсонесцев. Я буду единомышленен о спасении и свободе государства и граждан и не предам Херсонеса… » Эти строки из присяги граждан Херсонеса высечены в начале III века до нашей эры на огромной мраморной плите, найденной на территории древнего города. Их демонстрирует мне заместитель Генерального директора Национального заповедника «Херсонес Таврический» Олег Яковлевич Савеля, который уже почти полвека изучает этот памятник культуры. В 1996 году Херсонес Таврический был включен в число ста самых выдающихся памятников мировой культуры. А в минувшем году в ходе всеукраинской акции был признан одним из семи чудес Украины.

«Греки говорили, что женщина — зло, но есть два светлых часа в ее жизни — один на брачном ложе, другой — на смертном»

- Представьте, что наш Херсонес Таврический, основанный в 422-421 годах до нашей эры выходцами из греческого города Гераклеи, с точки зрения древнего афинянина или римлянина, был глушью, деревней, — говорит Олег Савеля.  — Здесь, в Северном Причерноморье, находилась окраина обитаемого цивилизованного мира (Ойкумены). За ней, считали античные ученые, жили бог весть кто — людоеды, вошееды, одним словом, «барбары» (варвары).

Но именно к Херсонесу судьба была более благосклонна, чем к другим античным городам. Да, он пришел в запустение и упадок, его развалины не застраивали, но город все-таки уцелел. И спустя два тысячелетия в Херсонесе мы можем ходить по тем же улицам, что и древние греки. Чего уже не сделаешь ни в Стамбуле, ни в Афинах, ни в той же Феодосии или Керчи. И самое ценное, что в Херсонесе сохранились инфраструктуры, которые существовали еще в античные времена в городе-государстве.

Полис состоял из города и хоры — аграрной территории. Основой собственности граждан Херсонеса была, прежде всего, земля. В античные времена предел мечтаний гражданина — участок земли в городе, на котором стоит твой дом, и участок земли за городом, со своим хозяйством. Но в силу особенностей полуострова, на котором расположен Херсонес (мало почвы и много камня), возделывать землю было сложно. Не успеешь копнуть, как наткнешься на камень, который куда-то нужно деть. Его использовали для оград, заборов, стенок, которые сохранились до наших дней.

 — Городов-миллионников в античном мире было несколько — Константинополь, Александрия, Рим. Остальные намного меньше, — рассказывает Олег Яковлевич.  — Но все-таки приличный театр в рядовом античном городе обязательно имелся. Был он и в Херсонесе — на две с небольшим тысячи человек. Столько, собственно, и составляло свободное мужское население города вместе с приезжими. Остальные жители — женщины, дети, рабы.

 — А каково было положение женщин в Херсонесе?

 — Такое же, как и повсюду в Греции. Место женщины — на ее половине дома. Если приходит кто-то посторонний, она должна удалиться и заниматься своими делами. Древние греки говорили, что женщина — зло, но есть два светлых часа в ее жизни: один — на брачном ложе, другой — на смертном.

 — То есть она была на положении рабыни?

 — Боже упаси! Но, например, в Херсонесе ни одна женщина из порядочной семьи в театр не ходила. Его посещали свободнорожденные граждане — мужчины и юноши с определенного возраста, потому что спектакли у древних греков бывали весьма вольного содержания.

 — Тем не менее в клятве жителей города наряду с олимпийскими богами упоминается некая Дева, которой они поклонялись.

 — Это Партенос — Херсонская дева. Возможно, это женское божество связано с древним культом Таврской Богини.

 — Скажите, ведь именно в Херсонесе крестился киевский князь Владимир?

 — Да, по крайней мере, последнее крещение Владимира связано с этим городом, — отвечает Олег Савеля.  — А вообще, точно неизвестно, сколько раз он крестился — то ли два, то ли три… Когда Херсонес стал одним из пограничных рубежей Византийской империи, здесь была образована церковная епархия. Киевский князь Владимир обвенчался тут с принцессой Анной, сестрой византийского императора Василия II. И уже из Херсонеса отправился с женой в Киев, где принудил всех киевлян креститься. Кстати, на прежней одногривневой купюре (которая уже вышла из употребления) был изображен раннехристианский храм в Херсонесе.

 — Олег Яковлевич, правда, что раскопки Херсонеса не прекращались даже во время Великой Отечественной войны?

 — Это так. Хранитель музея-заповедника «Херсонес Таврический» Александр Кузьмич Тахтай из-за болезни жены не смог эвакуироваться. 30 июня 1942 года Севастополь пал. Вместе с военнопленными в Симферопольский концлагерь угнали Александра Тахтая и еще нескольких сотрудников. Но ему удалось освободиться и вернуться в Херсонес.

Александр Кузьмич свободно говорил по-немецки, хорошо знал древние языки — греческий и латынь. Немецкие солдаты настолько изумлялись, когда к ним подходил невысокий, худой и физически слабый человек и с невозмутимым видом забирал назад похищенные исторические ценности, что даже не сопротивлялись. Они называли его «герр профессор», потому что он читал солдатам и лекции, пытаясь втолковать, что такое Херсонес.

Как-то немцы при строительстве дота наткнулись на остатки древнего поселения. Прекратили работы и вызвали «герра профессора». И Тахтай провел раскопки, даже опубликовал результаты… Или другой случай. Александр Кузьмич обнаружил два ящика с готической надписью: «Покорителю Крыма, барону фон Манштейну». В одном находилась плита II-III веков до нашей эры с грифоном, в другом — мраморная капитель колонны IV века нашей эры, украшенная ажурным изображением листьев. Но в родовое имение Манштейна эти драгоценности не попали. Ночью ящики бесследно исчезли, и до освобождения Севастополя Тахтай сумел сохранить их в тайном месте.

Призрак «белого монаха» в Херсонесе уже не появляется

 — Под угрозой ареста, лагеря, смерти Александр Кузьмич охранял заповедник, — продолжает Олег Савеля.  — Кстати, его лекции нравились гитлеровцам, они приглашали его рассказывать о Херсонесе и даже подарили значок, похожий на звезду или медаль. Ни от этого подарка, ни от лекций он, естественно, не мог отказаться, иначе погубил бы главное дело своей жизни. Ольга Бергольц, побывавшая в Севастополе после освобождения, написала книгу об Александре Тахтае. И это «достало» его недоброжелателей. В 1949 году Александра Кузьмича по доносу посадили на 10 лет «за сотрудничество с оккупантами». «Вина» его была в том, что ни один предмет из ста тысяч экспонатов Херсонесского музея не исчез, не был вывезен в Германию. Тахтай отсидел весь срок полностью (кстати, он так и не был реабилитирован). В Херсонес он уже не вернулся, умер в Донецке.

 — Говорят, на территории нынешнего музея-заповедника, ночью, у знаменитого Херсонесского колокола появляется призрак «белого монаха» (так его прозвали за белые одеяния) и пугает ночных купальщиков и влюбленных?

 — Уже не появляется! — смеется Олег Яковлевич.  — Раньше сюда приезжал один весьма почтенный человек, ученый. Он — трудоголик, часто сидел за компьютером до трех часов ночи, затем несся с идеями к коллеге, набросив наспех простыню — лето ведь, жара. А потом жаловался: ну у вас тут и идиоты попадаются, фотографируют, хихикают.

 — Олег Яковлевич, хоть вам и не нравится, когда по отношению к Херсонесу применяют слово «сенсация», и все же, преподнесет нам этот уникальный памятник сюрпризы, или он уже раскрыл все свои тайны?

 — Сюрпризы Херсонес преподносит ежегодно. На днях на кладбище Херсонеса найден склеп позднеантичного времени. На его стенах — совершенно замечательные сцены охоты, цветы, надписи. Сейчас все это надо исследовать, зафиксировать, а потом, возможно, привлечь и зарубежных специалистов. Подобная находка, конечно, сенсация, но для нас — это обычное дело.