В ночь с 6-го на 7 июля начинается праздник, с которым в украинском фольклоре связано самое большое количество преданий и легенд, — Ивана Купалы. Он совпадает с церковным торжеством рождества пророка и предтечи Иоанна Крестителя. Накануне Иванова дня Земля-мать одаривает своих детей особой силой, а огонь защищает от всяких несчастий, верили наши предки. Поэтому ночью перед праздником люди собирались на берегу реки или озера, где разводили костры, прыгали через очищающий огонь, устраивали игры вокруг украшенного цветами и лентами деревца — Купалы, или Марены. А еще искали волшебный цветок папоротника и пускали на воду венки, чтобы погадать на суженого…
Несмотря на то что до 12 июля длится Петров пост, праздник Ивана Купалы традиционно отмечали шумно и весело. Особенно радовалась ему молодежь. Например, собравшись у реки, выбирали самых красивых в компании парня и девушку, молодого и молодую, а также их родственников и разыгрывали свадьбу, чтобы таким образом помочь всем хлопцам и девчатам найти свою вторую половинку.
Парубки устанавливали на берегу куклу-деревце, называемое Купалой, Марой, или Мареной. А девушки украшали ее. К слову, купальских кукол делали по-разному. Например, на Средней Надднепрянщине и на Волыни срезали ветки вербы, прикрепляли к ним цветы, веночки, привязывали разноцветные атласные ленты. А на Полтавщине юноши плели соломенную Мару, которую одевали в костюм замужней женщины, но с девичьими лентами на голове. Вокруг куклы или деревца водили хороводы и пели при этом песни о любви. Парни старались похитить ритуальное дерево и сломать его. Чтобы перехитрить их и уберечь Марену, девушки делали ее «дубликат» из колючих сорняков, терновника и крапивы. После танцев ритуальное дерево бросали в воду, а потом весело ломали на части так, чтобы каждой девице досталась веточка. Самые ловкие старались забрать верх деревца, который, по поверьям, приносит счастье.
Читайте также: Рождество Иоанна Предтечи: традиции праздника
Между тем главное действо праздника — очищение огнем. Развести купальский костер поручали старейшим жителям села. До появления вечерней звезды они должны были одним из старинных способов добыть огонь и поджечь хворост. Собравшиеся с нетерпением ожидали появления языков пламени, ведь наши предки верили в их магическую силу. Прыгая через купальский костер, можно избавиться от сглаза, наговоров и бесплодия, говорили старики. Самые ловкие участники этого обряда здоровыми будут и «не втратять свою долю». Отказываться от испытания не полагалось, чтобы не упустить удачу. Кроме того, в ночь на Ивана матери, у которых болели дети, сжигали их сорочки, надеясь, что после этого малыши станут здоровыми. А парням и девчатам огонь помогал выяснить, удачным ли будет брак. Перед тем как прыгнуть, влюбленные обменивались венками и брались за руки. Если пара перескочит через пламя и не разнимет рук, значит, до конца своих дней они будут вместе.
Ну, а девушки, которые еще не встретили своего суженого, в эту ночь гадали. Бесспорно, это был самый красивый и таинственный обряд купальской ночи. Девчата выясняли, выйдут ли скоро замуж и с какой стороны сватов ждать, с помощью веночка. На венке, сплетенном из трав и полевых цветов, закрепляли зажженную свечу и пускали его по воде. Пока он плыл, девица шла за ним по берегу и пела: «Плинь, плинь, вiночку, гарний, з барвiночку, за миленьким, за миленьким». Если венок плыл ровно и свеча не гасла, это был знак, что девушка скоро выйдет замуж, если крутился на месте — «ще дiвуватиме», потухнет свеча — жених бедным будет, утонет венок — готовься к похоронам. А еще следили, к какому берегу венок пристанет. Ведь оттуда и жених пожалует.
Ну, а после гаданий молодежь отправлялась купаться. Ведь считалось, что в день рождества Иоанна Крестителя вода приобретает особую магическую силу, как человеческая душа после таинства крещения. Семейные люди тоже окунались в воду, после чего собирались на берегу своим кругом, чтобы сварить на костре уху или кулеш, поесть вареников и голубцов с грибами, выпить немного наливки или горилки. Все блюда были постными, ведь до окончания Петрова поста (12 июля) мяса и молочных продуктов есть не полагалось.
Вернувшись с гулянья домой, девчата гадали еще и другим способом. Для этого составляли букет из двенадцати трав, среди которых обязательно были чертополох и папоротник. Перед сном букет клали под подушку со словами: «Суджений, прийди в мiй сад погуляти!» Кто приснится, за того и замуж идти.
Впрочем, спали девчата недолго, ведь на рассвете желающим оздоровиться полагалось искупаться в росе, «щоб всю хворь з себе змити, сили та краси в Івана попросити». А еще на заре наши предки собирали лекарственные травы, они считались самыми целебными. Согласно поверьям, любое растение в ночь на Ивана обретает чудодейственные свойства, поэтому знахари и целители с первыми лучами солнца отправлялись за чабрецом, зверобоем, чередой, мятой, полынью, мелиссой, золототысячником… Зелье это называлось иванками. Его высушивали, освящали в церкви и хранили в полотняных мешочках. Использовали травы для лечения от многих недугов. Между прочим, рвали иванки с особыми словами, обращаясь к земле, солнцу, воде, как к живым созданиям: «Земля-мати, благослови мене траву брати». На Буковине, собирая травы в Иванов день, люди становились лицом к восходу солнца, крестились, а потом поворачивались на запад и говорили: «Мати Божа ходила, зiлля родила, вiдром поливала — нам на помiч давала!»
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о том, что запрещалось делать в праздник Ивана Купалы.
Фото Pixabay