Девять дней назад в Москве на 78-м году жизни умерла знаменитая киноактриса, которую Феллини называл «русской Джульеттой Мазиной» и «Чаплином в юбке»
13 апреля исполнилось 45 лет со дня выхода на экраны знаменитой кинокомедии «Королева бензоколонки», рекорд которой по количеству зрителей смогла побить только «Кавказская пленница». Союз кинематографистов России собирался посвятить этой дате вечер-концерт с участием исполнительницы главной роли народной артистки России Надежды Васильевны Румянцевой. Но из-за ее болезни мероприятие перенесли на более поздний срок, пока всенародная любимица не выздоровеет. И вдруг — неожиданное сообщение о том, что 8 апреля ее не стало
Своими воспоминаниями о Надежде Румянцевой поделился с «ФАКТАМИ» по телефону из Москвы старинный друг актрисы Николай Литус — один из режиссеров «Королевы бензоколонки», заслуженный деятель искусств Украины.
Последний раз я видел Надежду Васильевну на ее 75-летии. Выглядела прекрасно, излучала такой же свет, как и в молодости. Радовалась гостям, поздравлению президента России Путина О здоровье разговоров не было. Держалась блестяще.
Между тем уже тогда ее мучили сильные головные боли. От других людей я узнал, что десять лет назад Надю сильно ударили по голове грабители, ворвавшиеся в их дом. Румянцева с мужем ждали слесаря и открыли, когда в дверь позвонили. Бандиты избили мужа, Наде поломали ребра. Но, наверное, из-за удара по голове началась тяжелая продолжительная болезнь. Подонков поймали. Но оттого не легче.
Надежде Васильевне стало плохо третьего апреля нынешнего года. Говорят, голова у нее так болела, что Надя теряла сознание, не могла ходить. Вилли Вартанович носил ее на процедуры на руках. Он на два года старше супруги, ему 79 лет, но еще крепкий мужик. Дневал и ночевал в палате возле супруги. Медсестра рассказывала: сядет возле постели, возьмет ее руку и гладит. А по лицу текут слезы.
Несколько лет назад, разговаривая по телефону с корреспондентом «ФАКТОВ», Надежда Васильевна рассказывала, как пожертвовала карьерой киноактрисы: «Мужа-дипломата не пускали за границу без жены. А жена, я считаю, должна следовать за мужем. Даже в ущерб личным интересам. И нисколечко не жалею об этом. Вспомните, как все мои киногероини мечтали о женском счастье. Моя мечта осуществилась, и такой судьбы я желаю всем женщинам »
— Хоронили Наденьку 12 апреля, накануне 45-й годовщины нашего фильма, на армянском участке Ваганьковского кладбища, где покоятся родственники мужа, — продолжает Николай Литус. — В прощальном слове известный телеведущий Валерий Комиссаров, который работал с ней в программе «Моя семья», сказал: «Я никогда в своей жизни не видел таких чистых отношений, какие царили в семье Надежды Румянцевой. Их любовь с мужем просто не знала границ».
А актер Алексей Крыченков, сыгравший роль лесоруба Алеши в знаменитом фильме «Девчата», где Надя исполнила роль Тоси, говорил, что она была очень сильной как душевно, так и физически. Фильм снимали в очень непростых условиях — и в суровые морозы, и в жару. Финальные кадры, например, снимали летом в Ялте. На съемочной площадке был искусственный снег, а артисты ходили в зимней одежде. Но Наденька никогда не жаловалась
«Голос Нади звучит и в «Кавказской пленнице»
— Многие выступавшие на похоронах вспоминали и о том, как блестяще она озвучивала роли в мультфильмах и фильмах, — продолжает Николай Игнатьевич. — Кстати, не все, наверное, знают, что главная героиня «Кавказской пленницы» Нина, сыгранная Натальей Варлей, с экрана говорит голосом Надежды Румянцевой!
Наташа Варлей играла прекрасно. Во время съемок отказалась от дублеров-каскадеров, сама, рискуя жизнью, ныряла в ледяную воду, водила машину (едва не погибла, затормозив у самого обрыва)! А вот споткнулась на ровном месте — в студии озвучивания. Никак не могла «попасть в губы» своей героине. Приходилось много раз перезаписывать. Звукорежиссер нервничал: не уложимся в сроки! И вызвал профессионального голосового дублера Надежду Румянцеву.
Когда «Кавказскую пленницу» принимали, худсовет сделал замечание, что дублер говорит без кавказского акцента, ведь Нина, которую похитил Саахов, — девушка из горной деревни. В конце концов сошлись на том, что продвинутая, как нынче говорят, студентка, спортсменка, комсомолка и просто красавица может разговаривать и без акцента.
Где-то я читал, что Румянцева озвучивала Варлей семь дней и получила 237 рублей 50 копеек гонорара. Примерно столько стоил мотоцикл «Минск». А Наталье Варлей за полгода съемок заплатили 1219 рублей 24 копейки.
— Интересно, какой гонорар Надежда Васильевна получила за «Королеву бензоколонки»?
— Нам с режиссером Алексеем Мишуриным заплатили только постановочное вознаграждение — по три тысячи рублей. Столько стоил горбатый «Запорожец». От количества зрителей гонорар не зависел. А месячная ставка режиссера составляла 250-300 рублей. На приличный автомобиль я смог поднакопить намного позже, когда снял другие фильмы.
— Сколько же получила Румянцева?..
— Ой, не помню, ей-богу. Думаю, хорошо получила. У нее ведь главная роль была. Потом, в то время о деньгах как-то не принято было говорить. Их всегда не хватало. Помню только, что бюджет фильма составлял около 400 тысяч рублей. И мы гордились, что прибыль от просмотра (фильм посмотрели свыше 53 миллионов) составила более 15 миллионов рублей, то есть превысила годовой бюджет всей киностудии Довженко. А довженковцы тогда снимали много фильмов. Представляете, какой доход получало государство? У буржуев мы, создатели фильма, конечно, получали бы больше.
— Но теперь Россия и Украина тоже строят буржуазное общество, и многие телеканалы до сих пор крутят «Королеву бензоколонки». Вам что-то капает?
— О чем вы говорите! Ни копеечки. Не трогайте меня за здесь. Бог с ними. Не в деньгах счастье, а в их количестве.
Надю обожала вся съемочная группа «Королевы бензоколонки». Там такие были зубры! Известные артисты Алексей Кожевников, Юрий Белов, Владимир Белокуров (помните, позже в сериале «Хождение по мукам» очень смачно играл Левку Задова), Нонна Копержинская, Андрей Сова, Николай Яковченко, Павел Винник
Руководил нашим коллективом режиссер Алексей Мишурин, мой учитель. Кстати, вы знаете, что знаменитая «Пчсня про рушник» родилась благодаря ему? Юношей в начале 30-х годов Алексей отправился на крыше товарного вагона из родного Мариуполя на учебу в Киев. Собирая сына в дорогу, мама положила ему в котомку чистый, собственноручно вышитый рушничок, который Мишурин хранил долгие годы как память о маме. Снимая в 50-е годы фильм «Годы молодые», Алексей Александрович поведал эту историю Андрею Малышко. Поэт написал песню, начинающуюся словами «Рчдна мати моя » Фильм и песня стали знаменитыми.
В поисках места съемок «Королевы бензоколонки» мы с Мишуриным объездили всю Украину. Нигде не могли найти подходящую современную автозаправку. Наконец нашли на Полтавщине, в Пирятине.
Но оказалось, что на заправке снимать нельзя. У них тоже производственный план. А у нас осветительная аппаратура небезопасна — вечно что-то искрит, провода дымятся. Пришлось рядом строить свою АЗС, бутафорскую. Она была настолько похожа на настоящую, что однажды утром, когда мы еще не успели развернуть аппаратуру, на нашу АЗС свернул с трассы грузовик, и водитель потребовал его заправить. Надя Румянцева, не моргнув глазом, сказала: «Вашу машину заправлять не буду. Она грязная, водитель небрит » У водилы речь отнялась. Подошел Андрей Сова в форме автомобилиста. «Вы начальник?» — спросил шофер. «Да, я», — серьезно ответил Андрей Корнеевич. — «Да что же это вы поставили тут это чучело, эту фитюльку, требующую, чтобы я побрился? Мне же груз вести в Киев!» — «Правильно требует, по инструкции». — «Я буду жаловаться!»
Тут появился наш «милиционер» Паша Винник: «Кому жаловаться, предъявите ваши права » Короче, довели человека до состояния кипения и поняли, что продолжать уже просто неприлично. Наконец сказали: «Извините, мы пошутили, это декорация, кино снимаем». Но водитель не поверил! «Да смотрите же, — говорим, — это же Надя Румянцева, «неподдающаяся»!» (Впервые актриса обрела широкую известность после фильма «Неподдающиеся». — Авт. ). Дядька расхохотался. Потом этот эпизод вошел в фильм.
— Позже нам пришлось построить еще одну бензоколонку-декорацию, — вспоминает Николай Литус. — Помните, героиня, мечтающая стать артисткой балета на льду, тренируется ночами, кружась на роликовых коньках на безлюдной, освещенной фонарями заправке? Пирятинский асфальт был недостаточно ровным для роликов. Поэтому еще одну такую же декорацию мы построили в Киеве в павильоне, где оборудовали прочный гладкий пол, на котором можно было выполнять сложнейшие пируэты.
— Как вы познакомились с Надеждой Румянцевой?
— Я знал Надю еще в послевоенные годы во время учебы во ВГИКе. Маленькая озорная непоседа, глазищи Они с Юрой Беловым учились на параллельных курсах. Видел ее работы. Кстати, во втором своем фильме «Морской охотник», когда Наде было 24 года, она сыграла роль десятилетней девочки.
А когда снималась у нас в «Королеве», ей уже было за тридцать. Но все равно выглядела как девчушка! И голосок у нее был звонкий, задорный, почти детский. Не зря озвучивала многие известные мультфильмы.
В этой связи многие считают, что даже в «Ну, погоди!» Заяц (особенно после серии, в которой занимается фигурным катанием) говорит голосом Румянцевой. На самом деле это голос другой актрисы, с похожей фамилией — Клары Румяновой. Не надо путать.
Надя Румянцева была не только талантливой, но еще и так называемой беспроблемной актрисой. Я никогда не видел Надю со сценарием в руках. Она знала его наизусть, другим актерам подсказывала их реплики. Всегда была готова к съемкам. С другой стороны, было невозможно предугадать, как она сыграет эпизод. Могла репетировать вполсилы. На съемке же загоралась, и остановить ее было невозможно. Темпераментна до одержимости!
И в то же время никогда не конфликтовала с режиссерами, выполняла наши рекомендации, была простой, хорошей, доброй, чуткой, работящей девушкой. В жизни тоже всегда отстаивала справедливость, как и ее героини.
Помогала группе студентов ВГИКа, выходцев с Украины — Майе Булгаковой, Алексею Пархоменко и Василию Фущичу — готовить дипломный фильм. Поскольку картину снимали на украинском языке, изучать «мову» ей помогал Андрей Сова.
Об этом несколько лет назад сама Надежда Румянцева рассказывала корреспонденту «ФАКТОВ»:
— Я с любовью вспоминаю и съемки «Королевы бензоколонки», и Украину. Мы дружили с Андреем Корнеевичем Совой и Копержинской. Ой, отчество у нее такое замысловатое — Нонна да-да, Кронидовна! Она исполняла роль Рогнеды Карповны — хамовитой пышнотелой буфетчицы, но в душе доброй женщины.
Великолепная актриса, Копержинская обладала и необычайным чувством юмора. Восхищалась моей миниатюрностью и подшучивала над своими роскошными формами.
Облачили, помню, Нонну Кронидовну перед съемкой в костюм буфетчицы. Мишурин и Литус говорят: «Фартушок надо бы приталить». А Нонна Кронидовна им: «Нч, хлопцч. Оце шо нема, то нема». И тут же выдает: «Ще пчд час навчання в театральному чнститутч якось на уроцч танцчв педагог каже: кавалери, берчть свощх дам за талчю. Я й кажу партнеровч: шукай, Гришо. Якщо знайдеш — твоя буде. Так що вибачайте, хлопцч, талчщ нема».
Помню Белую Церковь, настоящий украинский городок. Зайдешь к кому-то во двор, попросишь водички напиться. «Зачем же водички? Лучше молочка!» — отвечают везде. Удивительные у вас в Украине люди
Говорила Надежда Васильевна спокойно, размеренно, как бы взвешивая слова. Это была уже не щебетунья со звонким голосом. Я тогда подумал, что Румянцева высказывается, как королева. Не знал, что из-за головных болей ей просто трудно говорить.
А в последние свои дни она и вовсе не могла вымолвить ни слова. Мудро сказал на похоронах заслуженный артист России Павел Винник, сыгравший в «Королеве бензоколонки» роль милиционера: «О Надежде Румянцевой можно долго говорить. Но лучше послушаем и посмотрим ее: лучше всех она рассказала о себе сама своими блестящими ролями »