Врач-гигиенист алина платонова: «ранец первоклашки должен весить не больше двух килограммов, а пятиклассника — до трех килограммов»

0:00 — 19 апреля 2008 eye 505

Чрезмерный груз «знаний» приводит к нарушению осанки — сутулости и искривлению позвоночника

Когда ребенку исполняется шесть лет, родители задумываются: в какую школу его отдать? На что следует обратить внимание, создавая дома рабочий уголок для школьника? Сколько времени малышу можно смотреть телевизор? На эти и другие вопросы наших читателей во время прямой линии «ФАКТОВ» ответила ведущий научный сотрудник Института гигиены и медицинской экологии имени А. Н. Марзеева Академии медицинских наук Украины кандидат медицинских наук Алина Платонова.

 

 

«Малышу, который видит, как в компьютерной игре убитые герои поднимаются, трудно понять страдания больной бабушки»

- Здравствуйте, Алина Георгиевна! Беспокоит Галина Дмитриевна, Киев. Мой внук-первоклассник носит в школу ранец весом почти три килограмма, да еще и торбу со сменной обувью. Допустима ли такая нагрузка?

 — Нет. Багаж первоклассника должен быть не больше двух килограммов. А три килограмма — это по силам лишь ученику пятого класса. Санитарные правила, ограничивающие вес школьной поклажи, ввели в 1976 году, когда стало понятно, что чрезмерный груз «знаний» приводит к нарушению осанки — сутулости и искривлению позвоночника. Скажем, один учебник для первоклассника не может весить больше 330 граммов. Объемные книги, наподобие «Читанки», иногда разделены на два тома. Ученики младших классов, которые занимаются в одном кабинете, могут часть учебников (хотя бы тех, которые часто используют) хранить в школе. Поэтому желательно приобретать второй комплект для работы дома. Есть еще такой выход: договориться с соседом по парте, кто какой учебник приносит. В результате у каждого будет вес вдвое меньше.

 — Это «ФАКТЫ»? Звонит Ирина, из Чернигова. Семилетний сын любит играть на компьютере. Не вредно ли это для него?

 — Пользы мало. Дело в том, что левое полушарие мозга, отвечающее за абстрактное мышление, логику, слух, образную память, развивается с семи до десяти лет. И когда маленький ребенок погружается в нереальный мир компьютерных «стрелялок», развитие этого полушария замедляется. Существуют и другие опасности. Если у малыша в результате родовой травмы есть судорожная готовность, то мелькание, вспышки ярких цветов и монотонные звуки могут спровоцировать судороги и даже эпилепсию. Кроме того, маленькие дети иногда слишком буквально воспринимают то, что после игры убитые герои поднимаются и начинается новая жизнь. Им бывает сложно понять страдания больной бабушки или раненого животного. Кроме того, если учесть, что осанка и зрение у ребенка формируются до 13-15 лет, видимо, этот возраст и можно назвать оптимальным для того, чтобы допустить его к компьютеру.

 — А сколько времени детям можно за ним работать?

 — Примерно 30 минут в день, выполняя, скажем, задание по информатике. А поиграть можно не дольше часа. Чтобы ребенок не сутулился и не сидел с искривленным позвоночником, важно правильно оборудовать для школьника компьютерное рабочее место. Купите ему компьютерный стол с выдвижной панелью для клавиатуры. Монитор располагают так, чтобы расстояние от глаз до его поверхности было не менее 40 сантиметров, а взгляд упирался в центр экрана. Слева желательно поставить настольную лампу, освещающую клавиатуру. У кресла обязательно должны быть спинка и подлокотники. Если ребенок ставит руку локтем на стол и его пальцы достанут до виска, значит, высота кресла подобрана правильно. Правда, дети любят ноутбуки, которым можно пользоваться в постели, на полу, в машине. Пока не сформируется осанка, это недопустимо.

«Современные дети стали узкогрудыми, а из-за этого ухудшается развитие сердца и легких»

- Звонит Марина, киевлянка. Мой сын (ему шесть лет) любит сидеть под экраном телевизора, чтобы быть ближе к героям мультиков. Я читала, что при этом может пострадать зрение. Скажите, пожалуйста, на каком расстоянии лучше сидеть ребенку?

 — Оптимальное расстояние равно пяти диагоналям экрана, минимальное — три диагонали. Нетрудно посчитать: если этот параметр составляет 54 сантиметра, то ребенку можно сидеть на расстоянии от 1,6 до 2,5 метра от телевизора. Если он подбирается поближе, обратитесь к офтальмологу и проверьте зрение. И еще желательно, чтобы просмотр детских передач и мультиков в день длился не более часа.

 — Беспокоит Светлана Петровна, звоню из Днепропетровска. Подскажите, каким должен быть режим школьника начальных классов?

 — Нельзя забывать, что ребенку нужно не только учиться, но и отдыхать. Ночью желательно спать не менее девяти часов. После уроков рекомендуется минимум три с половиной часа быть на воздухе: погулять, погонять в футбол, побегать или даже просто посидеть на скамеечке во дворе, поболтать с друзьями. На телевизор или компьютер следует уделить не больше часа в день. Лучше это время провести на спортивной или детской площадке. Оттого, что дети мало двигаются, происходят негативные изменения в организме. Исследователи из разных стран замечают, что современные дети стали узкогрудыми. Из-за этого ухудшается развитие сердца и легких. К тому же мышцы детей намного слабее, чем, скажем, у их родителей, когда они были в том же возрасте. Мы изучали, что могут делать младшие школьники. Примерно треть ребят не умеют бегать, не говоря уж о плавании, катании на коньках, прыжках в длину с места. Если недавно обычный семилетний ребенок мог выжать на динамометре три килограмма, то сегодня — еле-еле килограмм. Зато распространено ожирение. Нередко выясняется, что некоторые дети не умеют правильно переходить улицу, потому что их в школу возят на машине. Они не виноваты в своей неприспособленности: такими их сделали взрослые.

 — Какой вид спорта желательно выбрать ребенку для общего развития?

 — Полезен любой. Можно заниматься футболом (сегодня он моден и среди девочек), легкой атлетикой, ездой на велосипеде, лыжами. Хороши волейбол, баскетбол. Кто-то отдает предпочтение танцам. Игры, соревнования развивают выносливость, силу, дисциплину, бойцовские качества. Замечено, что дети, занимающиеся спортом, обычно не имеют проблем с учебой. Если нет возможности ходить в секцию, то хотя бы десять минут в день надо побегать, повисеть на турнике, отжаться несколько раз от пола или скамьи. Это тот минимум, который дает человеку возможность «накислородить» организм, держать мышцы в тонусе, контролировать осанку, в общем, гармонично развиваться.

«Одиночество ребенку противопоказано»

- Это прямая линия? Звонит Татьяна, живу в Киеве. Моей дочери недавно исполнилось шесть лет. Мы думаем, в какую школу ее отдать учиться. Подскажите, на что следует обратить внимание при выборе учебного заведения?

 — Нередко определяющим оказывается мнение друзей, соседей, в семье которых уже есть школьники. Но опыт показывает, что наилучшая та школа, которая ближе всего к дому. Оптимальным является расстояние до учебного заведения в пределах 500 метров. Идеально, если школа расположена внутри квартала, где живет семья. Если придется пользоваться транспортом, то время в пути не должно превышать 15 минут, иначе ребенок устанет. Отправляясь в школу, постарайтесь выяснить, есть ли там медицинский работник, столовая, посещают ли дети спортивные секции, творческие кружки, достаточно ли туалетных комнат (у первоклашек от стресса возникает потребность чаще туда бегать), можно ли помыть руки с мылом. Очень хорошо, если детям разрешают бегать на перемене: в теплое время — во дворе, зимой — в коридоре или специальных залах — рекреациях (они предусмотрены в современных типовых проектах школ). Пока дети резвятся, классы можно проветрить. Желательно, чтобы у каждого ученика был свой шкафчик для учебников, спортивной одежды, сменной обуви.

Важный момент, есть ли в школе группа продленного дня. Педагог проследит, чтобы малыш поел, погулял, позанимался в кружке или спортивной секции. Бывает, что кто-то из родителей забирает малыша после уроков, оставляет его дома и убегает по своим делам. Одиночество детям противопоказано! Грусть, страх негативно сказываются на здоровье. Хорошо, когда за внуками ухаживают бабушки, но они часто тоже занятые люди. Придется искать няню. Ребенка можно оставить одного дома только после того, как вы убедитесь, что он самостоятельно закрывает и открывает квартиру, подогревает себе еду, гуляет, без напоминаний делает домашнее задание, выполняет несложные поручения: купить хлеб, выгулять и покормить собаку.

В большинстве учебных учреждений предусмотрена школьная форменная одежда. Это только плюс: ткани для нее разрабатывают с учетом того, чтобы защищала от загрязнения, не «парила», была удобной, выдерживала многократную стирку и сохраняла форму.

 — Лариса из Симферополя. Моему сынишке шесть лет. Его ровесников родители собираются осенью вести в школу. А я беспокоюсь: мальчик такой маленький… Как проверить, готов ли он к школьной нагрузке?

 — Это очень ответственный момент. Прежде всего, ребенок должен «созреть» биологически. Педиатр проверяет, соответствует ли рост малыша его годам, есть ли постоянные зубы, развиты ли мышцы пальцев, отвечающих за так называемую мелкую моторику. Считается, что если у ребенка хотя бы два постоянных зуба, то его костно-мышечная система нормально развита: он не устанет по дороге в школу, сможет носить ранец и высидеть урок практически в одной позе. Но важна еще и функциональная зрелость. Если малыш не выговаривает всех букв, переставляет слоги в словах, неправильно строит предложения, не умеет рисовать мелкие детали, — в школу спешить не стоит. Центральная нервная система еще не готова к восприятию огромного потока информации. Мы проводили медико-психологическое тестирование шестилеток, которые уже учились в первом классе. Так вот, даже через четыре месяца после начала занятий 46 процентов первоклашек — почти каждый второй! — были признаны неготовыми к обучению в школе. А среди семилетних детей — 22 процента. Возможно, поэтому уже в средних классах преобладают часто болеющие сутулые очкарики. Родителям нужно принять взвешенное решение. От того, готов ли малыш к нагрузкам, зависит, как будет развиваться его личность дальше. Нередко оказывается: достаточно полгода, чтобы ребенок полностью «созрел» для школьных нагрузок.

Родители могут сами проверить, готов ли малыш к школе. Начните читать вслух сказку и остановитесь на самом интересном месте, пообещав продолжить завтра. Если ребенок закапризничает и потребует немедленного продолжения, значит, процессы торможения еще не развиты. Точно так же он будет вести себя и в классе. Попросите нарисовать взрослого человека. Кажется, просто: голова, туловище, руки и ноги. Но если малыш не изобразил ушей и пальцев, у него могут возникнуть затруднения с письмом.

Подготовила

Ирина СЛОБОДЯНЮК, «ФАКТЫ»