рассказывает поэт и журналист Мирослав Куек, отец звезды украинской эстрады Ани Лорак, которая завершает подготовку к участию в песенном конкурсе «Евровидение-2008»
Мирослав Куек живет в городе Кицмань Черновицкой области, где в 1978 году на свет появилась его звездная дочь. Он работает в районной газете «Вiльне життя», издал сборник лирических стихов.
В прошлом году Мирославу Ивановичу присвоили почетное звание заслуженного журналиста Украины. Говорят, что его собираются включить в список украинских журналистов, которые в мае поедут с Ани Лорак на «Евровидение» в Белград. Сам он, правда, об этом услышал от меня впервые.
— Сейчас позвоню дочери на мобильный, поинтересуюсь, — набирает номер Каролины. В ответ слышатся только долгие гудки. — Она сейчас много выступает, ездит по загранице, наверное, поэтому не может ответить, — объясняет отец певицы.
В скромном рабочем кабинете Мирослава Ивановича большой плакат звездной дочери висит на самом видном месте.
— Мирослав Иванович, на своих первых сценических фотографиях Ани Лорак очень похожа на вас
— Да все так говорят, — улыбается папа певицы Мирослав Куек. — Даже сама Каролина. Но могу сказать, что кудри она точно унаследовала от меня.
— Дочь часто приезжает к вам в Кицмань?
— Последний раз Каролина приехала с женихом Муратом зимой прошлого года — на мое 60-летие. Подарила мне большой плазменный телевизор. Юбилей отмечали с друзьями в ресторане. Когда туда зашла Каролина, внимание гостей тут же переключилось на нее. Все фотографировались с дочкой, брали автографы.
— А с будущим зятем вы на каком языке разговариваете?
— Сейчас Мурат уже научился немного говорить по-русски и по-украински. Если я что-то не понимаю, Каролина переводит. Хотя мы частенько общаемся и с помощью жестов.
— В газете вы давно работаете?
— С 1972 года. Устроиться в редакцию мне помог один добрый человек из обкома партии. Поскольку я на третьем курсе был исключен из университета и комсомола, то сам вряд ли нашел бы себе работу Этот случай произошел в 1970 году, когда я учился на филологическом факультете Черновицкого университета. Как сейчас помню, тогда все праздновали 100-летие со дня рождения Ленина, а мы с друзьями решили повесить сине-желтый флаг прямо на центральных воротах вуза.
Через неделю нас забрали в КГБ, а потом на двое суток заперли в подвале и допрашивали. Оказывается, в те дни в Киеве происходили акции украинских диссидентов, и здесь, в Черновцах, подумали, что мы действовали по указанию из столицы. Потом было следствие. Пока оно длилось, всех поселили в одной комнате с «жучками». В результате нас исключили из университета и комсомола. А это, как известно, был ощутимый удар по биографии. Нас не судили и пообещали восстановить в университете. Но, как оказалось, никто этого делать не собирался. Однако филфак я закончил в 1983 году.
— Получается, Ани Лорак — дочь настоящего украинского патриота?
— Не люблю говорить о своих взглядах. Упомяну лишь, что в ноябре прошлого года я был удостоен чести зажигать свечу от Буковины возле памятника жертвам Голодомора в Киеве.
— Бывшая жена забрала их с собой (мама певицы Жанна Линькова в прошлом диктор радио «Буковина». — Авт. ). Я смирился — другого выхода не было. Но дал себе слово, что не буду создавать новую семью до тех пор, пока сын и дочка не вырастут. С нынешней женой Сильвией мы вместе с 1998 года. Правда, Каролина мне всегда говорила: «Папа, смотри, чтобы ты не остался одиноким». За все эти годы я никогда не сказал детям ничего плохого об их матери. Знал, что сын с дочерью вырастут и сами во всем разберутся. Так и произошло. В одном из интервью Каролина даже сказала, что ее родители в самом деле очень разные и не могли быть вместе.
— Но на выходные вы забирали детей к себе?
— Конечно! И на день рождения я всегда приезжал к детям, привозил сладости. Мы собирались у дочери в классе, я говорил: «Дети, сегодня у Каролины день рождения, и она хочет вас угостить». Дочка раздавала всем печенье, наливала сок. А на выходные или праздники я привозил детей в село к маме. Она была верующая и настояла на том, чтобы покрестить внуков Помню, когда дочь была маленькой и не знала, что значит то или иное слово, всегда бежала ко мне. Я не отвечал, а учил ее искать объяснение в словаре. На праздники Каролина очень любила сервировать стол: расставит тарелки, разложит ложки с вилками, а потом станет в уголок и любуется своей работой.
— За кого вы больше волновались — за сына или за дочь?
— Каролина была очень спокойной и уравновешенной. Поэтому я больше переживал за Игоря. Чтобы парень не имел времени на всяческие глупости, записал его на дзюдо и в фотостудию. Часто повторял сыну: живи честно и будешь спать спокойно. И, наверное, перестарался После школы он закончил исторический факультет Черновицкого университета. Сменил несколько работ. Нигде не мог долго прижиться, поскольку, как говорят, рубил правду сплеча. Сейчас Игорь живет в Киеве, но ему нелегко. Слишком честный человек.
— Вы бываете в гостях у детей в Киеве?
— Да. Встречает меня Каролина, потом приходит Игорь. Вместе идем в ресторан или домой к дочери. Я всегда привожу детям сумки с домашними закрутками. У моей нынешней жены Сильвии с Каролиной очень хорошие отношения. Сильвия имеет собственный рецепт приготовления квашеной капусты, которую очень любит Каролина. Бывает, мы вернемся домой, а дочка звонит по телефону: «Папа, ты знаешь, что мы сейчас делаем с Муратом? Едим квашеную капусту прямо из банки». А когда уезжаю, Каролина задаривает меня своими новыми дисками, плакатами, календариками
— У вас есть любимые песни из репертуара дочери?
— Я слушаю все ее песни! Особенно нравятся «Я стану морем» и «Я вернусь». С последней связана целая история. В один из приездов Каролины на Буковину она навестила меня в Кицмани со своим прежним продюсером Юрием Фалесой. Помню, мы сидели и разговаривали, а Юра только поглядывал на часы и говорил: «Каролина, нам пора». В Киев они отправились поездом из Черновцов, который шел через Кицмань. Я попросил знакомых напечатать плакат со словами «Я вернусь». А дочке велел выглянуть в окно, когда будет проезжать через наш город. И вот, едет поезд, а мы с друзьями стоим возле колеи и держим плакат. Каролина заплакала, когда все это увидела. Думаю, для нее важно знать, что здесь, дома, всегда ждут ее возвращения
— Мирослав Иванович, вы уже определились с подарком Каролине на 30-летие, которое она будет отмечать в сентябре?
— Мы с женой долго над этим думали. Решили, что золото и украшения у нее есть. Поэтому сошлись на том, что подарим Каролине настоящий буковинский народный костюм — яркий, красочный! Сорочки, вышитые бисером, горбатку Я знаю, что Каролину засыпят подарками. Но такого у нее точно не будет!