Украина предпринимает все возможное, чтобы вырвать из лап Москвы своих граждан, которые находятся у нее в заложниках. Если об украинском режиссере Олеге Сенцове, объявившем с 14 мая протестную голодовку, знают все, то о некоторых других информации очень мало. Одним из них оказался крымчанин Александр Костенко, которого в начале августа освободили из российской колонии, где он провел около четырех лет по обвинению в избиении крымского «беркутовца» во время Майдана.
Однако, когда Костенко вернулся в Украину, некоторые СМИ начали распространять информацию, что освобожденный узник Кремля в действительности является… агентом ФСБ. В частности, говорили о том, что на момент суда в Крыму по обвинению в избиении крымского «беркутовца» он уже получил российское гражданство. Кроме того, припомнили, что 22 мая 2014 года он был задержан украинскими спецслужбами как российский диверсант, готовивший теракты в столице.
Сам Александр Костенко пока эти обвинения не комментирует. Единственное, что сказал политический узник по прибытии в Киев: «Я сейчас не буду ничего комментировать, потому что еще со спецслужбами (СБУ. - Авт.) поговорю».
«ФАКТЫ» решили разобраться в ситуации, чтобы найти ответы на возникшие в связи с новой информацией вопросы и попытаться расставить все точки над «і».
Впервые крымский экс-милиционер (а на тот момент уже помощник народного депутата Украины от «Свободы» Эдуарда Леонова) Александр Костенко оказался замешанным в громком скандале 22 мая 2014 года. Тогда народный депутат Украины Владимир Арьев на своей страничке в Facebook сообщил, что в одном из столичных домов, где находится его приемная, СБУ проводит спецоперацию по задержанию российских диверсантов. Для обезвреживания «колорадов» были привлечены бойцы спецназа.
Тогда в СБУ сообщили, что задержанные (которых позже определили как Александра Костенко и Станислава Краснова — помощников нардепа Эдуарда Леонова) готовили целый ряд диверсионных акций против Украины, а также собирали информацию и передавали ее российским координаторам. В подтверждение этого силовики продемонстрировали целый склад изъятого оружия.
Уже к осени оба задержанных вышли из СИЗО под залог. И тут начинается самое интересное: Александр Костенко исчезает. По версии его знакомых, он был похищен российскими спецслужбами и вывезен в Брянск. Но там ему якобы удалось вырваться из лап ФСБ, и он сбежал… в аннексированный Россией Крым. А вот украинский журналист Владимир Бойко изложил немного другую версию тех событий.
«Костенко и Краснов оказались на свободе благодаря помощи народного депутата Эдуарда Леонова, у которого они числились помощниками-консультантами. После того как Костенко вышел из СИЗО, он сбежал из Украины: сначала добрался до Брянска, а уже оттуда незаконно пересек российско-украинскую границу и вернулся домой в Симферополь. В январе 2015 года Костенко получил в Симферополе российский паспорт, а немного позже во время проверки оказалось, что он подозревается в нанесении телесных повреждений бывшему сотруднику крымского „Беркута“, который на то время также стал гражданином РФ. Поэтому от тюрьмы Костенко не спасли даже рассказы о том, что он выполнял на Майдане задание российских спецслужб, получая за это от комиссара прокремлевского движения „Ниша“ Константина Голоскокова полторы тысячи долларов в месяц», — пишет журналист на своей страничке в Facebook.
Такие выводы многие сделали после того, как скандальный блогер Анатолий Шарий выложил в интернете фотокопии документов из дела Костенко, где есть не только его российский паспорт, но и показания о сотрудничестве с российскими спецслужбами во время Майдана. В них он вроде бы заявлял о «зверствах» активистов, которые якобы пытали милиционеров в здании киевской мэрии во время Революции достоинства.
Правда, один из активистов Майдана Евгений Карась, фигурирующий в этих показаниях, сомневается в их правдивости.
— В показаниях идет речь о том, что 18 февраля на Майдане якобы «боевики Карася» отстреливались при штурме Октябрьского дворца от Внутренних войск (ВВ). Но тут уже кроется ложь, ведь ВВ не штурмовали Октябрьский. Его штурмовал «Беркут», а ВВ только потом занимали позиции, — говорит Карась «ФАКТАМ». - Кроме того, в показаниях говорится, что якобы на Майдане Карась-Вортекс (Вортекс — прозвище Карася. — Ред.) задержал двух сотрудников секретного спецподразделения МВД, которые нападали на активистов. И якобы Карась совместно с депутатом Украины Юрием Левченко в Киевсовете выбивал из пленных агентов информацию. Это тоже ляп, поскольку Левченко никогда не находился в Киевсовете, а всегда базировался в Украинском доме. Я так понимаю, что подобными выдумками пытаются спровоцировать нападения на Костенко. Но даже если это действительно придумал сам Костенко на допросах в ФСБ, то, зная их методы допросов, он мог наговорить и про «наколотые апельсины».
В том, что подобные показания попросту выбили из Костенко костоломы российской спецслужбы, уверен и его российский адвокат Дмитрий Сотников.
— Александр Костенко не давал никаких показаний. После ночных пыток он просто подписал бумагу, которую в присутствии адвоката (Дмитрий Сотников начал представлять интересы немного позже. — Авт.) сварганил следователь и некий сотрудник, информацию о котором в протокол не занесли. Видимо, Шарий не знает, как это — провисеть ночь на чердаке со сломанной рукой и вывихнутым плечом, когда все лицо в крови, — говорит адвокат в комментарии «ФАКТАМ». — Уже 3 марта 2015 года Костенко отказался от всех данных ранее показаний, о чем свидетельствует имеющийся в деле протокол. Кроме этого, там же есть и допрос некоего осведомителя Степы, который якобы работал на Майдане от ФСБ, поэтому его данные нельзя разглашать. Он и в суде свидетельствовал. Правда, не в Киевском райсуде Симферополя, а из другого вещал измененным голосом и «без лица» об «ужасах» Майдана. Он говорил так, что складывалось впечатление, будто первоначальные показания Костенко были даны им самим. А почему бы и нет? Вот оно — лицо, которое в присутствии следователя и назначенных им адвокатов излагало свою мысль от имени Александра. Когда же Костенко отказался от показаний, решило изложить их лично на правах секретного свидетеля.
Однако на главный вопрос: герой Александр Костенко или же «агент Кремля», сможет ответить только он сам. Но пока Костенко молчит. Также молчат украинские правоохранители и не могут дать внятного ответа на вопрос, будет ли «реанимировано» уголовное дело против Александра Костенко, которое было возбуждено в мае 2014 года после его задержания по подозрению в подготовке диверсий. Расследование прекратили, но дело окончательно не закрыли.
Пока в Украине пытаются разобраться и понять, кто же такой Александр Костенко, в России продолжает свою голодовку крымский режиссер Олег Сенцов. Несмотря на то что к освобождению Сенцова присоединились мировые лидеры, Москва не собирается отпускать его. По словам российского адвоката Дмитрия Динзе, Кремль может допустить гибель украинца в «назидание другим».