Несмотря на то, что смертельно опасную игру Момо, рассылающую пользователям WhatsApp угрозы и суицидальные задания, обезвредили, уже появились клоны Момо. И они, по словам экспертов по кибербезопасности, не менее опасны: клоны Момо, как и основной бот, могут считывать личную информацию с гаджетов пользователей с целью ее последующего использования для вымогательства и шантажа.
Что может произойти, если ответить на звонок или сообщение Момо и как защитить свои данные, «ФАКТАМ» рассказала эксперт по психологической кибербезопасности кандидат психологических наук, медицинский психолог Наталия Бугаева.
- Первоначально игра Момо появилась в WhatsApp в латиноамериканских странах, позже в Telegram и Skype, — рассказала «ФАКТАМ» Наталия Бугаева. — В соцсетях «ВКонтакте» и Facebook тоже возникли страницы с изображением этой кикиморы (как сейчас ее называют), но это, вероятнее всего, фейковые страницы, которые популяризируют мистический персонаж. Реальная Момо как интерактивная программа, судя по всему, работает только в WhatsApp.
Как это работает? Ребенок получает запрос на переписку в WhatsApp от пользователя с Момо и пугающей аватаркой с изображением женской фигуры на куриных лапах, созданной японским кукольным мастером Мидори Хаяши. Обычно от Момо поступает сообщение с вопросом: «Как дела?» Момо добавляется в контакты к пользователям, а потом начинает терроризировать их ночными сообщениями пугающего содержания, с изображением сцен насилия и звонками. Если ребенок соглашается начать игру, Момо дает экстремальные задания — пойти ночью на пустырь, спуститься в темный подвал, поднести к горлу нож, порезать себе руку или какую-либо другую часть тела
По словам Наталии Бугаевой, с Момо сейчас связывают уже семь телефонных номеров с кодами Японии и стран Латинской Америки.
- Мобильные номера, с которых приходят инструкции от Момо в WhatsApp, имеют разные коды, но телефонный номер, с которого был совершен первый звонок, был зарегистрирован в Японии, несколько номеров — в Мексике и Колумбии, — говорит Наталия Бугаева. — Интересно, что Момо всегда общается с пользователем на его языке, но если связаться с Момо с полностью чистой сим-карты и телефона, на котором нет абсолютно никакой информации, то Момо переходит на японский язык и пытается выяснить, кем является собеседник. Так что источник возникновения Момо, похоже, действительно находится в Японии.
- Известно ли еще о каких-то жертвах, кроме покончившей с собой 12-летней девочки из Аргентины?
- По данным СМИ, кроме случая в Аргентине, есть пострадавшие в Мексике, Колумбии, Испании, Германии и других странах. Сейчас эта игра набирает популярность в Индии и Бангладеш.
- Правда ли, что в сообщениях Момо использует личную информацию своих жертв?
- Действительно, если пользователь напишет или перезвонит по номеру, принадлежащему Момо, тем самым он откроет доступ к личной информации, хранящейся на смартфоне, — телефонным контактам, фото- и видеоматериалам, геолокации (если, конечно, ее автоматическое определение не выключено). Проникая в гаджеты, вирус внедряется в телефонную память и приложения, считывая и передавая злоумышленникам базу контактов и личных данных. Имеется информация о том, что вирус может управлять микрофоном и видеокамерой жертвы — таким путем к преступникам попадают личные фотографии, видео, текстовые файлы и записи разговоров пользователей. А если вспомнить о синхронизации, то можно предположить, что злоумышленники могут получить не только информацию о пользователе, которую он сохранял на девайсах, но и ту, которая когда-либо попадала в Интернет. После этого Момо располагает достаточным количеством разнообразных личных данных, которые позволяют запугивать и шантажировать человека.
- Кто в случае с Момо находится, условно говоря, по ту сторону экрана? Это человек или программа-бот?
- 12-летняя девочка из Буэнос-Айреса, покончившая с собой 29 июня, за несколько дней до совершения суицида общалась с незнакомым 18-летним парнем, у которого на аватарке было изображение Момо. Она обсуждала с ним свои психологические проблемы. Это стало известно после того, как полиция проверила контакты в ее телефоне и нашла переписку со злоумышленником. По словам полиции, именно этот интернет-знакомый довел ребенка до самоубийства, поскольку с его номера было отправлено фото куклы в крови с приказом девочке сделать с собой то же самое.
Некоторые специалисты полагают, что Момо является ботом, проникающим на девайс после sms-сообщения или звонка, а затем вирус вычисляет всю информацию пользователя по данным, хранящимся на его сим-карте, по IP-адресу, уникальному серийному номеру, который есть у каждого телефона формата GSM, так называемому IMEI.
По словам Наталии Бугаевой, появляющиеся в Сети видео блогеров, якобы разговаривавших с Момо, могут быть фейковыми:
- Резонансную тему Момо сейчас используют блогеры для накручивания рейтингов своих страниц в социальных сетях. Они также могут создавать фейковые аккаунты с этой целью и переписываться с пользователями. Так что это вполне может быть специально придуманный блогерами хайп, позволяющий накручивать лайки.
Однако, если речь идет не о выдумке блогеров, а о настоящей суицидальной игре, то это, по словам Наталии Бугаевой, является психологическим терроризмом. Как и печально известные суицидальные игры «Синий кит» и «Красная сова», в результате которых сотни подростков в разных странах покончили жизнь самоубийством, а тысячи попали в больницу с порезанными венами и нервными срывами. В 2017 году количество украинских подростков, пострадавших от «Синего кита», измерялось тысячами. Подростки (чаще всего те, у кого были проблемы дома или со сверстниками) вступали в суицидальные группы в соцсети «ВКонтакте», где куратор сначала заставлял их просыпаться среди ночи и смотреть страшные видео, после чего давал задания: проколоть палец, порезать запястье и так далее. Цель в обеих играх была одна: довести ребенка до сумеречного состояния, в котором он не сможет давать отчет своим действиям, после чего заставить его совершить суицид. По словам Наталии Бугаевой, несмотря на то, что сообщений о «синих китах» в последнее время стало меньше, суицидальная игра из Украины не ушла.
- 30 мая 2018 года в Киеве на Крещатике 16-летняя девушка перерезала себе вены, — говорит Наталия Бугаева. — Как оказалось, она состояла в группе «Синий Кит». Двумя месяцами ранее в Одесской области 11-летний подросток совершил суицид. Он также увлекался этой суицидальной игрой. Одноклассники погибшего рассказали, что за две недели до самоубийства он говорил, что достиг высокого уровня и теперь куратор «Синего кита» дает ему серьезные задания.
Что касается Момо, то в начале августа стало известно, что в Японии обезвредили Момо, созданную японским хакером. Из-за высокой скорости обучения и знания нескольких десятков языков, опасный бот признали агентом искусственного интеллекта. По сообщениям СМИ, настоящее Момо не появляется в Сети с 11 июля 2018 года. По номеру никто не отвечает, хотя гудки идут. Первоначальный источник может потерять активность, однако это не исключает того, что трансформированные клоны Момо будут возникать и продолжать свою деструктивную деятельность.
Деструктивные игры способствуют возникновению физических и психологических расстройств у детей, подростков и молодёжи, вызывают появление тревожности, страхов, раздражительности, бессонницы, способствуют возникновению депрессии, а также развитию агрессивного и аутоагрессивного поведения. Как суицидолог я отдельно изучала суицидальные игры и полагаю, что они являются опасным киберкоммуникативным информационно-психологическим вирусом, распространяющимся среди интернет пользователей вне зависимости от первоначального источника его возникновения. По сути, мы сталкиваемся с феноменом, когда созданный человеком информационный продукт транслируется, трансформируется и клонируется в киберпространстве, подчиняясь законам виртуальной реальности, используя уязвимости человеческой психики, доступной для манипулирования в киберсреде.
В украинском департаменте киберполиции об игре Момо знают, но ни одного заявления пострадавших от вируса Момо пока не зафиксировано.
- Подростки могут воспринять звонок от Момо как интересную игру — и в итоге оказаться втянутыми в суицидальный квест. Запретить ребенку пользоваться мессенджерами невозможно. Что делать родителям?
- Подростки любопытны, впечатлительны, внушаемы. Их легко заинтересовать, увлечь, разговорить, а потом запугать и заставить выполнять приказы. Тем более что общение в киберпространстве имеет свои особенности — психика более уязвима и открыта для манипулирования, особенно если речь идет о детях.
Чтобы обезопасить ребенка, нужно установить с ним доверительные отношения и рассказать о правилах психологической кибербезопасности. В случае с Момо следует объяснить, что перезванивать на незнакомые номера и вести переписку опасно. Нужно рассказать о возможных последствиях общения с Момо. Если ребенок уже играет в эту игру, окажите ему психологическую поддержку, не ругайте, объясните, что угрозы куратора, даже обещания убить близких, не более чем слова. И решите технический вопрос: если не получится избавиться от вируса, возможно, ребенку придется сменить телефонный номер. Обязательно предложите альтернативную безопасную игру, чтобы ребенок в поисках развлечений не попал в другую информационно-психологическую ловушку.
Все, что нужно знать о Момо, читайте в этом материале «ФАКТОВ».