Президент РФ Владимир Путин обиделся на украинца Олега Сенцова, поэтому последнего вряд ли выпустят из российской тюрьмы. Но остается возможность освободить других украинских узников Кремля. Об этом и не только рассказывает в первой части интервью «ФАКТАМ» известный российский адвокат и правозащитник Николай Полозов, который занимается защитой крымских политзаключенных.
— Недавно вы констатировали, что условия содержания в симферопольском СИЗО просто ужасные. Насколько все плохо?
— Понимаете, в принципе в России постсоветская пенитенциарная система. Это прямое наследие ГУЛАГа. С того времени мало что изменилось.
В нашей стране приоритет имеет именно репрессивный и карательный аппарат, и успех силовиков определяется количеством посаженных людей и уголовных дел, так что симферопольский СИЗО практически сразу был заполнен. Сейчас в душных, без вентиляции, камерах (здание построено еще при императрице Екатерине II) людей больше, чем коек. Они вынуждены ждать, когда освободится место, чтобы поспать.
— Спать приходится по очереди?!
— Да. И кормят их отвратительно. Крымские татары — мусульмане, а в СИЗО в пищу добавляют свиной жир… То есть люди выживают только за счет передач родственников.
Они сидят в СИЗО месяцами, потому что суды постоянно продлевают меру пресечения. Я разговаривал со многими крымскими адвокатами. Они говорят: «При Украине суды зачастую в качестве альтернативы избирали залог, домашний арест. Здесь в 99 процентах случаях — сразу в СИЗО«.
Доходит до того, что если человеку вынесли приговор, но он еще не вступил в силу, то есть фигурант ждет апелляции, его отправляют на материк. Мол, апелляция проходит по видеосвязи, так какая разница — будете в Симферополе или в Краснодаре. Но человека лишают адвоката, общения с родственниками, передач.
Таким образом разгружают СИЗО, чтобы набрать новых. Неоднократно туда приезжали комиссии, проверки, российский омбудсмен Москалькова. Все она прекрасно знает. Даже публично говорила о плохих условиях. Но ничего не делается.
Я уже не говорю о медицинской помощи. Ее не оказывают вообще. Там есть медсанчасть, но если человеку плохо, можно несколько часов стучать в дверь и звать доктора — никто не придет. А если и придет, в лучшем случае даст таблетку анальгина. Надлежащего лечения нет и в помине. У нас ушло полтора месяца на согласования, чтобы вызвать Чийгозу стоматолога, так как своего зубного врача в СИЗО нет.
Читайте также: Тюремщики следят за голодающим более 90 дней Балухом круглосуточно, — Чийгоз
— Ничего себе!
— СИЗО — это абсолютно бесчеловечный конвейер пыток. По классификации Европейского суда по правам человека это пыточные условия. Чийгоз подал сейчас жалобу в Европейский суд. У меня волосы дыбом стояли от его рассказов.
Любое заболевание человека моментально прогрессирует. Фактически оттуда можно выйти инвалидом. Если вообще выйти… Ведь периодически происходят убийства или самоубийства людей, которые не выдерживают этого умышленного прессинга.
Впрочем, могу сказать, что в 90 процентах СИЗО России то же самое. Но в Крыму этот кошмар ощущается особенно четко.
Душ раз в неделю. Прогулки — на крыше СИЗО, там под шифером есть специальная площадка. Солнца нет, воздух поступает через маленькую щель. Летом все раскаляется — невозможно находиться.
— Я представляла какие-то картины. Но чтобы такое…
— Я не преувеличиваю. Даже многое смягчаю.
— Вы предупредили в одном интервью, что «репрессии внутри Крыма будут продолжаться и их будет становиться все больше».
— Безусловно. Это же насущная необходимость самоподдерживания режима. То есть речь идет не только и не столько о Крыме, сколько в целом о Российской Федерации. Чтобы поддерживать этот раздутый репрессивный аппарат, необходимо искать внешнего и внутреннего врага.
Читайте также: Самые известные в мире кинорежиссеры требуют немедленно освободить Олега Сенцова
— Так кругом же враги.
— Да, но на внешних можно только гавкать, а внутренних — перемалывать в лагерную пыль. В Крыму наиболее благодатная почва. Там существует целый народ, который не согласен с текущим положением вещей и демонстрирует это от выборов к выборам. От псевдореферендума до выборов Путина процентная явка крымских татар неприлично низкая. Настолько, что «власти» вынуждены публично говорить, что подобная ситуация недопустима. Эта нелояльность заставляет их еще больше усиливать репрессии. И если не пряником, так кнутом заставлять склонить голову перед Кремлем. И это все будет продолжаться.
По отношению к представителям регионального уровня Меджлиса (в котором они видят угрозу), к активистам. Плюс находятся соблюдающие мусульмане (те, кто следует всем законам шариата. — Авт.), которым можно приписать терроризм, а еще «шпионы» и «диверсанты», которых они регулярно назначают.
— Политзаключенных могут обменять?
— Только при одном условии. Путин ведет внешнеполитические сделки с Западом. Не с Украиной. И если в рамках этих сделок ему будет выгодно отдать людей, он их отдаст. Поскольку не отдает, значит никаких устраивающих его условий никто не предлагает.
Проблема пассивной позиции Запада — прежде всего геополитическая. Украинское государство не имеет должной возможности воздействовать на своих партнеров, чтобы они могли давить на Путина. Бизнес-интересы Германии выше разговоров о правах человека, США находятся в амбивалентном состоянии. Все сложно. И этот хаос Путина вполне устраивает. Ему даже не надо, чтобы с ним дружили. Ему важно, чтобы ссорились между собой. Поэтому опасаюсь, что ситуация с политзаключенными в ближайшее время будет ухудшаться. Режим нуждается в новых жертвах. Эту машину надо постоянно кормить.
Читайте также: «Все удивляются, как он выдерживает»: в сети появились свежие фото Сенцова
— Как вы думаете, Сенцова выпустят?
— Боюсь, что нет. Мощное давление, которое оказывал весь мир на протяжении мая-июля, не привело к результату. Может быть повторение судьбы Анатолия Марченко (4 августа 1986 года Марченко объявил голодовку с требованием освободить всех политзаключенных в СССР. Голодал 117 дней. Через несколько дней после выхода из голодовки умер. Реакция на его смерть на Западе подтолкнула Горбачева начать процесс освобождения политзаключенных. — Авт.). История имеет свойство повторяться…
Комбинацию, которую нам удалось разыграть с освобождением Савченко, невозможно повторить. Были приложены такие политические усилия! Прецедента не было, чтобы человека заочно избрали депутатом Верховной Рады и делегатом ПАСЕ, что позже повлекло выход России оттуда. Хотя в итоге все это погубило саму Надежду…
К тому же подозреваю, что у Путина пунктик по поводу Сенцова, который назвал его «кровавым карликом». Борис Немцов тоже его оскорблял, а Орхан Джемаль в прямом эфире пожелал смерти. Путин такие обиды фиксирует и помнит.
Еще играет роль обвинение Сенцова в «терроризме». Ведь основной лейтмотив коммуникации Кремля с Западом — совместная борьба с терроризмом. Тогда как Путин отпустит «террориста»? С другой стороны, Афанасьева же отпустил (Афанасьев проходил по делу Сенцова, в июне 2016 года был помилован Путиным. — Авт.).
Боюсь, что Олег Сенцов может стать одним из новых участников украинского пантеона героев.
— Недавно в интернете тиражировали фото Путина с военно-морского парада в Санкт-Петербурге. Сам на себя не похож — с какими-то пятнами на лице.
— А на снимках из Крыма он неплохо выглядит. Весьма сложно сказать, где настоящий Путин. Очень много конспирологических версий.
Не исключаю, что за более чем 18 лет могли найти достаточное количество персонажей, которые способны выполнять эту роль, когда необходимо общение с людьми. Все «Путины» друг от друга немножко отличаются: один постарше, другой помоложе, у кого-то чуть больше ботокса, у кого-то меньше. Он очень разный. Думаю, с этим спорить никто не будет. Поэтому определить, кто из них кто, тяжело.
Читайте также: Известный ученый: настоящий Путин, вероятно, уже мертв, Россией правит его двойник
— Сколько всего интересного нам предстоит узнать потом!
— Путин, когда пришел к власти, первым делом перевел архивы в собственное подчинение и специально засекретил (на 50 лет вперед!) и фамилии жертв политических репрессий, и имена палачей… Он действует по Оруэллу — изменяя прошлое, изменяешь будущее.
Россиян ждут серьезные процессы. У них после распада СССР был веймарский синдром (ностальгия по имперскому прошлому. — Авт.). Причем полностью не отрефлексированный. На фоне безденежья и всего остального им очень хотелось гордиться своей страной. Путин им это дал. Они согласились поступиться многим ради этой гордости.
Потом придется, как и немцам после Второй мировой войны, проходить катарсис. Выдержат или нет — большой вопрос.
Вспомните, немцев специально заставляли выкапывать трупы узников концлагерей. И оказалось, что те, кто жил рядом, даже не интересовались, что за трубы дымят поблизости. И не хотели знать.
— Недавно одна замечательная петербурженка написала мне: «Нас не так мало, как кажется на первый взгляд. Нам стыдно. Очень стыдно. И больно… Люди приспособились к системе, которую построил Путин. Вот что самое страшное. Россияне — не украинцы».
— У нас все очень атомизировано. Но инакомыслящие есть.
Украина же сделала очень большой рывок вперед. Вы и правда уже другие.
Полный текст интервью с Николаем Полозовым читайте в свежем выпуске газеты «ФАКТЫ» от 16 августа.
Ранее в «ФАКТАХ»: Дал показания против Сенцова и оправдан Путиным: стало известно, почему в РФ освободили Афанасьева
Фото из Facebook Николая Полозова