Во вторник, 14 августа, в Генуе по неизвестным причинам обрушился автомобильный мост, построенный в 1968 году по проекту архитектора Риккардо Моранди. По официальным данным, погибли 22 человека. Еще 16 человек получили травмы. Эти данные озвучил премьер-министр Италии Джузеппе Конти. Итальянские СМИ называют другие цифры. Погибли не менее 35 человек.
В связи с трагедией в стране объявлен двухдневный траур. Поисково-спасательные работы продолжаются. Они будут вестись даже ночью, потому что несколько человек считаются пропавшими без вести, и есть надежда найти их живыми. Ведь достали же днем двоих выживших из искореженных автомобилей, упавших с моста с высоты 50 метров!
Мост Моранди соединял два района Генуи — Сампьердарена и Корнильяно. Он также являлся частью важной автомагистрали между Генуей и Савоной. Мост находится на территории густонаселенного квартала в непосредственной близости от жилых домов и оживленных улиц. Под ним проходят железнодорожные пути.
У моста была комбинированная опорно-вантовая конструкция, при которой помимо опор дорожное полотно поддерживается тремя пилонами с вантами. Длина моста составляла 1 100 метров, а высота пилонов — почти 100 метров. Дорожное полотно находилось на высоте 50 метров от земли.
Мосты, построенные Рикардо Моранди, при эффектном дизайне отличает упрощенная конструкция. Вместо привычных тросов архитектор использовал немногочисленные бетонные балки, выполняющие функции вант, поддерживающих мост.
Моранди строил не только в Италии. В Венесуэле был мост-двойник генуэзского. Он обрушился в 1964 году после того, как в одну из опор врезался корабль.
В Генуе в мост ничто не врезалось. Никаких автомобильных аварий, которые могли бы повредить конструкцию, не было. Обрушился один пролет длиной 280 метров. По одной из версий, причиной обрушения могла быть физическая усталость конструкции. Правительство Италии заявило, что годами нарушались правила эксплуатации моста. Это вторая версия. Согласно третьей версии, обрушение было вызвано ливнями, которые продолжались несколько суток, и бурей, начавшейся утром 14 августа. В Генуе был очень сильный ветер. Кроме того, очевидцы утверждают, что в мост ударила молния. Подлинную причину установит специальная комиссия.
К несчастью, подобные трагедии происходят в мире все чаще. «ФАКТЫ» решили напомнить о самых крупных из них. Мы не принимали во внимание случаи, когда причиной обрушения мостов или зданий были теракты, взрывы, землетрясения, цунами, пожары.
Обрушение восьмиэтажного здания в городе Савар (Бангладеш) является крупнейшей такой трагедией. Она произошла 24 апреля 2013 года. Здание называлось Рана-Плаза. В нем находились магазины, банк, а также несколько швейных цехов. Ежедневно в здании работали не менее 5 тысяч человек. Незадолго до обрушения в Рана-Плаза были замечены трещины. Власти запретили работать в здании, но их никто не послушался. В результате частично уцелел только первый этаж. Погибли 1 129 человек. Из-под завалов вытащили живыми около 2 500 человек. Эксперты считают, что трещины образовались из-за того, что владельцы здания самовольно достроили четыре верхних этажа.
В столице Южной Кореи Сеуле 29 июня 1995 года обрушился торговый центр «Сампун». Погибли 502 человека, еще 937 получили ранения. Причиной обрушения здания стали многочисленные ошибки, допущенные при строительстве, а также грубые нарушения правил эксплуатации. «Сампун» открылся 7 июля 1990 года. В течение пяти лет существования торгового центра его ежедневно посещали примерно 40 тысяч человек. Эксперты считают, что вносившиеся по ходу строительства изменения сделали конструкцию ненадежной. А после сдачи торгового центра в эксплуатацию неправильно были распределены по этажам рестораны, магазины, кинотеатры. Объекты с тяжелым оборудованием оказались на верхних этажах.
В Миннеаполисе (США) 1 августа 2007 года в час пик обрушился мост через реку Миссисипи. Длина сооружения составляла 580 метров. Погибли 13 человек, более 100 получили ранения. Расследование пришло к выводу, что причиной трагедии стала конструктивная недоработка — детали, соединяющие фермы моста были изготовлены из металла недостаточной толщины и прочности. Именно они в определенный момент не выдержали нагрузки.
В Чехии 8 августа 2008 года обрушился мост рядом с населенным пунктом Студенка. Обломки упали на железнодорожные пути. В куски бетона на скорости около 140 километров в час врезался пассажирский поезд, следовавший из Кракова в Прагу. Погибли восемь человек, более 60 получили ранения. Причины обрушения не установлены до сих пор. Чешские эксперты полагают, были допущены ошибки в конструкции моста.
В январе 2018 года в Колумбии обрушился мост через каньон Чиражара. Он должен был соединить два туннеля. Однако перед самым вводом в эксплуатацию один из пролетов моста рухнул из-за ошибки проектирования. Погибли девять человек. Специальная комиссия установила, что из-за недостатков конструкции уцелевшие части моста могут самопроизвольно обрушиться в любой момент. Поэтому в июле недостроенный мост взорвали.