Жители столицы должны сами решать свои проблемы и управлять городом, а не позволять чиновникам разрушать Киев
Если каждый седьмой киевлянин будет знать свои права, Киев превратится в Вену. В Вене чистые подъезды, ровные дороги и нет нищих. О Киеве, к сожалению, пока так не скажешь. У нас стало привычной практикой, что о права киевлян попросту вытирают ноги. И не только власти, но и соседи. Поэтому и чистый подъезд можно найти с трудом. Ведь логика проста: если чиновнику все сходит с рук, соседскому «дяде» тоже сойдет. Как же поставить всех «дядь» на место?
В странах развитого капитализма свои права знают даже дети. У них там для этого специальный предмет есть — правоведение. На уроках ребят учат механизмам, при помощи которых они могут защитить себя буквально от всего: начиная от издевательства сверстников и заканчивая чиновником-бюрократом.
В наших школах правоведение тоже есть, но вряд ли сам преподаватель знает, что делать с жэком, который требует денег за воздух, с чиновником, вымогающим взятку, с соседом, выстроившим гараж у вашего забора.
Юридическая безграмотность тотальна и повсеместна. В сложной ситуации легче пустить все на самотек, чем выискивать решение в стопке пухлых книг. А юридическая консультация — удовольствие дорогое в прямом смысле слова. Вот и выходит, что проблемы копятся, а жизнь портится. Чиновникам такая ситуация на руку. Когда человек не знает, на что имеет право, он не знает, где и когда его обманули. Не знает, как быть, если требуют взятку, и даже сетует на то, что взятки эти давать не умеет. А если и денег нет, то человек просто уверен, что ничего не сможет добиться. У нас даже выражение специальное есть: не подмажешь — не поедешь.
В Киеве юридические консультации есть буквально на каждой улице. По дороге в редакцию я насчитала пять вывесок, приглашающих проконсультироваться у адвокатов. Заходила, спрашивала: так, мол, и так, сколько стоит консультация, что в нее входит и смогу ли я добиться правды? Оказалось, консультации в большинстве своем платные, от ста гривен. Но нашлись и бесплатные. Я, было, обрадовалась, но чувствую, что непонятно разъясняют, поверхностно. Говорю: братцы, мне же иск составлять, как я с такими разъяснениями его составлю. На что услышала: иск мы вам составим — шестьсот гривен. А для меня это дорого, говорю я. До свидания, отвечают.
Спасение пришло в виде соседки, которая рассказала, что есть такие общественные приемные, где не просто бесплатно консультируют, а реально помогают выиграть дело, отстоять свои права. Приемные эти созданы Гражданским активом Киева для помощи киевлянам. Там моей соседке пенсию пересчитали.
Мне стало интересно, что это за Гражданский актив такой и как туда попасть. Оказалось, что ГАК (так они сами себя сокращенно называют) — это киевляне, борющиеся с произволом властей. Два года назад они объединились в организацию и создали бесплатные общественные приемные во всех районах города.
Я отправилась в одну из приемных в Печерском районе столицы. В приемной достаточно многолюдно. Я присела рядом с бабушкой лет семидесяти. Бабулька была весела. Всю жизнь она любила только дачу, засаживала ее ягодными кустарниками, привезенными со всей Украины. Но пришел и к бабушке, образно говоря, Юрьев день. Дело в том, что сосед по даче Юра выстроил дом, не отступив оговоренные в земельном законодательстве метры от забора. Испортил растения стоком. У Юрия — дом большой и красивый, у старушки — кусты маленькие. Но бабуля не сдалась и отправилась спасать свои кустарники в Гражданский актив Киева. На момент нашей встречи в общественной приемной суд признал действия Юрия-соседа незаконными и обязал его снести дом, отступить законные метры, а тогда, если захочет, выстроить его снова.
Я, признаться, не верила своим ушам. Это значительно повышало шансы на мой личный успех в разрешении вопроса. А бабуля посмотрела на меня и говорит: «Эх, деточка, киевляне — это сила, мы все можем решить, если вместе будем».
В кабинете меня встретила юрист Алла Зубенко. Она сразу объяснила, что мой вопрос вполне решаемый. Объяснила доходчиво, аргументировав каждое из наших последующих действий цитатами из законов. Я не могла поверить, что все это бесплатно, но юрист просто улыбалась. И я, наконец, с ее помощью приватизировала квартиру. Моей проблемой был бывший муж — бывший студент и бывший житель славного города Харькова. Он в моей квартире был прописан, но уже давно не проживал. Разводиться и выписываться, естественно, он не хотел. Юристы Гражданского актива Киева доказали, что он там давно не живет, и нашли закон, разрешающий мне выписать давно ставшего чужим человека и приватизировать родную жилплощадь.
Алла Зубенко рассказала, что жилищный и земельный вопросы сегодня наиболее острые. И каждый пятый звонок в приемную ГАК начинается со слов: здесь спасают квартиры? Или: здесь раздают землю? У киевлян всегда было отменное чувство юмора.
После того как ГАКовцы решили мою проблему, они подарили мне юридические азбуки, которые сами создали и издали. В книжках на понятном человеческом языке рассказано, что нужно делать в случаях проблем с жэком и чиновниками, сложной приватизации, покупки бракованной вещи, нарушения прав избирателя, незаконной застройки. Логика ГАКовцев понятна: чем больше горожан будут знать свои права, тем меньше нас будут обманывать власти. Чтобы наш город стал в полной мере правовым, должна накопиться критическая масса юридически грамотных киевлян. Кроме того, мы должны сами управлять городом. Решать свои проблемы, а не позволять заезжим чиновникам рвать его на части. Гражданскому активу нужна наша поддержка, чтобы и в Киевсовете не позволять чиновникам и политикам усложнять нашу нелегкую жизнь. А если бюрократы загоняли вас по кабинетам и хоронят в куче справочек — идите в приемную ГАК. Там помогут.