18-летняя гроссмейстер из Донецка во второй раз выиграла континентальное первенство. Не исключено, что талантливая украинская шахматистка продолжит свое образование в России Дмитрий КОМАРОВ международный гроссмейстер, шахматный обозреватель «ФАКТОВ»
Вновь став шахматной королевой Европы спустя три года после своего первого триумфа, Екатерина Лагно доказала, что сил, энергии, таланта и воли украинским женщинам не занимать. Ценность победы нашей соотечественницы заключается еще в том, что она стала двукратной чемпионкой Европы. В континентальном первенстве участвовали 157 шахматисток, 80 из которых — гроссмейстеры. Но лучшей была наша Катя!
Ночь накануне отлета из Софии в Киев Екатерина провела в аэропорту, но, несмотря на невероятную усталость, любезно согласилась побеседовать с корреспондентом «ФАКТОВ» по дороге домой, в Донецк.
— Это счастье, когда ты достигаешь цели, к которой стремишься, — говорит Екатерина Лагно. — И тогда, когда я была совсем ребенком, и сейчас. Обе золотые медали мне одинаково дороги.
— В последний момент сравняться с тобой могла лишь знаменитая шведка Пиа Крамлинг, но она свою партию проиграла. Ты следила за ее поединком?
— Ни на что сил уже просто не осталось. Закончив свою партию вничью, сразу отправилась в гостиницу спать. Кстати, жила я отдельно от остальных участниц, забронировав номер в другом отеле.
— Знаю, что на победную для сборной Украины Всемирную шахматную олимпиаду в Турине ты брала с собой кипятильник и вечером угощала подруг по команде чаем. А сейчас?
— В Италии кормили ужасно, и кипятильник тогда пришелся как нельзя кстати. В Пловдиве же я пила соки и еще старалась не нарушать привычный режим питания. Особых предпочтений в еде у меня нет. Больше всего люблю то, что приготовит мама.
— Катя обожает блюда из печени, — доверительно сообщила «ФАКТАМ» по телефону мама чемпионки Наталья Лагно. — Вот салатиком из говяжьей печенки я уж ее точно побалую.
— Ну а сама Катя умеет готовить?
— Салаты делает и блины печет. Но особенно удается Катюше солянка, рецепт которой она привезла из Сибири и держит в секрете от всех домашних. Это что-то! Просто пальчики оближешь!
— По дому вам помогает?
— И квартиру уберет, и посуду помоет, и за продуктами сходит. У нас в семье так заведено, что кто свободен, тот и делает домашнюю работу.
— Часто вас Катя удивляет?
— Бывает. Вдруг взяла как-то и коротко постриглась. «А теперь, — говорит, — буду волосы отпускать»
— Скажи честно, — спрашиваю у Кати, — ты прислушиваешься к советам своих домочадцев или всегда все по-своему делаешь?
— Родители и брат всегда со мной, и в горе, и в радости. Если что-то не так приготовлю или плохо сыграю, скажут все, как есть. И я такая же. Поэтому очень ценю советы своих родных.
Знаете, у нас ведь еще и собака есть — Николетта. Наполовину лабрадор, наполовину ротвейлер. Мы ее ласково зовем Никой. Когда приезжаю с соревнований, Ника обязательно оближет мне лицо, а потом схватит первый попавшийся тапок и носится с ним по коридору минут десять. Ника очень хорошо чувствует, как я сыграла, какое у меня настроение. И хвостом виляет, и на задние лапы встает. Так что представляю, сколько у нее будет восторга.
— Для тебя важно, как ты выглядишь, и много ли времени уделяешь себе, любимой?
— Конечно, я ведь женщина. Бывает, что у зеркала провожу больше времени, чем готовлюсь к партии. Из косметики предпочитаю «L'Oreal», а из парфюмерии — «Kenzo». Но мои вкусы могут и поменяться. Я не консерватор. На матче в Дели мне захотелось сделать приятное организаторам, и я надела традиционное индийское сари. Организаторы были польщены. Признались, что сами хотели предложить мне облачиться в их национальную одежду, но постеснялись.
В Индии меня больше всего поразил какой-то просто невероятный интерес к шахматам. Я играла матч с самым молодым гроссмейстером страны (Екатерина выиграла с разгромным счетом. — Авт. ), и весь центр Дели был увешан биллбордами с нашими портретами. Не скрою, когда проезжала по улицам индийской столицы, мне было очень приятно.
— А в часы отдыха чем любишь заниматься?
— Как выяснилось, человек я довольно азартный. Как-то с друзьями пошла на баскетбол, и так меня эта игра захватила! Я и прыгала, и кричала, и свистела Смотреть матч вживую — совсем другое дело. Не то что по телевизору. Теперь вот мечтаю побывать на футболе. Еще я обожаю петь. И дома, и в компании с друзьями.
— Друзья у тебя тоже шахматисты?
— Да. Так получилось, что все ребята в шахматном клубе были намного старше меня, поэтому я, наверное, так рано и повзрослела. А самая близкая моя подруга — Лилит Мкртчян из Армении. Мы с ней знакомы с самого детства и всегда играем между собой вничью.
— Лилит очень выручила Катю в Болгарии, — рассказывает Наталья Лагно. — Дочка прилетела поздно, и организаторы ее забыли встретить. Тут Катя вспомнила: подруга писала ей, что прилетает через полчаса! Вместе с армянской командой она добралась до Пловдива, а потом взяла такси и в третьем часу ночи была в гостинице.
— На следующее утро Кате предстояло выйти на старт. Вы очень переживали?
— Первую партию дочка выиграла, а во второй играла с югославской шахматисткой. И мы дома вспоминали, как Катюша, когда ей было семь лет, выступала на чемпионате мира среди девочек с той же самой соперницей. Сражались они семь часов! У Кати была выигрышная позиция и пять секунд времени до конца партии, а у югославки — только две. А перед этой партией у дочки, как назло, на локте протерлась дырка. Новый свитер был ей немножко великоват, и она свисающими рукавами случайно задела фигурки. Они посыпались на пол. Катя нагнулась, чтобы их подобрать, и просрочила время. Это было самое обидное поражение в нашей жизни! Но в Пловдиве Катя взяла реванш.
— А самую первую победу дочери помните?
— Годика четыре ей было. Катюша была еще таким маленьким шпендиком в комбинезончике. В шахматном клубе ее посадили играть с очень высоким мальчиком лет четырнадцати. Катюша все тянулась и тянулась из-за столика — лицо партнера увидеть хотела. И вдруг как заревет в три ручья. Папа подбежал, объяснил, что надо смотреть не на соперника, а на доску. И Катя партию выиграла!
— Катя, а почему мужчины все-таки играют сильнее женщин?
— Мужчины более выносливые. У нас, женщин, больше затраты энергии, мы раньше устаем. И наукой это доказано. Бывает, играешь в мужском турнире. Поначалу все хорошо, а потом почему-то проигрываешь. Сами девочки признаются, что устают. Вот китаянки более выносливые, под конец игры они выглядят более свежими. Так наши тренеры говорят. Наверное, поэтому и становятся чемпионками мира.
— Четыре года назад ты успешно играла с норвежским вундеркиндом Магнусом Карлсеном, да и рейтинги у вас были одинаковыми. Ныне Карлсен входит в пятерку сильнейших шахматистов мира, побеждает практически во всех крупных соревнованиях. Почему он так быстро вырвался вперед?
— Может быть, его лучше поддерживают. К его услугам тренировочные сборы, лучшие тренеры. Не так давно в Австрии я долго общалась со своим кумиром — Гарри Каспаровым. Он все допытывался, как я занимаюсь, кто у меня тренер. А мне как-то и неловко было сказать, что занимаюсь я в основном самостоятельно.
— Карлсена поддерживает «Майкрософт», — делится наболевшим Наталья Лагно, — а дочка даже на чемпионаты Европы ездит за свой счет. И в прошлом году, в Германии, куда пригласила тренера, и сейчас. Сидит за шахматной доской и думает не об игре, а о том, как бы оправдать расходы. Хорошо, сейчас выиграла приз и отбила обе поездки. В последнее время с Катей работает российский гроссмейстер Руслан Щербаков. Но в Челябинск, где живет тренер, много не налетаешься.
Перед чемпионатом Европы дочка выступала за российский клуб. Чтобы девочки лучше сыграли, им организовали двухнедельные тренировочные сборы. Думаю, эта подготовка Кате очень помогла. В России ей открыта зеленая улица, и на семейном совете мы решили, что дочь будет поступать в один из тамошних вузов.
— А почему не в Украине?
— В прошлом году, — объяснила Катя, — я не стала поступать, потому что участвовала в самом сильном женском турнире в мире, который проходил в Краснотурьинске Свердловской области.
— Дочка просто не хочет еще раз вспоминать о пережитых неприятностях, — возмущается Наталья Лагно. — Она привезла в Киев документы, а оказалось, что заранее согласованные даты экзаменов перенесли, да к тому же сдавать придется совсем не те предметы, к которым Катя готовилась. Пришлось бы возвращать билеты на самолет, менять все свои планы. Обидно, что с ребенком так поступили, да еще в профильном — спортивном — вузе