По статистике, каждый четвертый украинский ребенок хотя бы раз становился жертвой насилия со стороны сверстников. Зачастую дети, особенно детсадовского и младшего школьного возраста, не знают, как реагировать на травлю. Чаще всего они замыкаются в себе, скрывая происходящее от родителей. А бывает, что мамы и папы, даже узнав об издевательствах над их ребенком, не предпринимают никаких шагов, чтобы его защитить и наказать обидчиков.
Недавний скандал в Одессе, когда девочки жестоко избили свою сверстницу и засняли все это на камеру, закончился тем, что их родителей обязали выплатить пострадавшей… 51 гривню штрафа. При этом мама избитой девочки несколько дней не обращалась в полицию: боялась, что за это одноклассницы еще сильнее побьют ее дочь или, не дай Бог, даже обольют кислотой.
Известная телеведущая Янина Соколова, шестилетний сын которой тоже стал жертвой школьной травли, поступила иначе. Узнав о том, что старшеклассники не дают ее маленькому сыну сходить в туалет, врываются к нему и снимают на камеры мобильных телефонов, она тут же сообщила обо всем другим родителям и директору. Обидчиков ее сына отчислили, в школе установили камеры наблюдения и начали проводить занятия по профилактике буллинга. Подробностями этой истории Янина поделилась с «ФАКТАМИ».
— Я долго не знала о том, что над моим сыном Колей издеваются старшеклассники, — рассказывает ведущая «5-го канала» Янина Соколова. — Он молчал не потому, что у нас нет доверительных отношений. Просто не разобрался в том, что происходит и как на это реагировать. В его возрасте дети далеко не всегда могут распознать, что что-то идет не так. Вот если их ударили по голове или разбили лицо, это очевидно. А если над ними смеются, снимают их на мобильные телефоны, заставляют делать что-то, что им неприятно, малыши теряются и… молчат. Это вина родителей, которые не дают детям четкого понимания того, что, когда нарушается их свобода, они не должны терпеть. Ни криков учителей, ни издевок сверстников, ни тем более травли. В наше время дети должны расти эгоцентристами и уметь за себя постоять.
Когда старшие мальчики стали подкарауливать моего Колю в туалете, ногами открывать дверь в кабинку, вламываться следом и, хохоча, снимать на камеру, как он писает, сын просто не понял, что происходит. Ему не пришло в голову, что его пытаются унизить, поставить в неловкое положение. Ведь он не делал ничего дурного, так почему ему должно быть стыдно? Коля лишь испытывал дискомфорт от того, что над ним смеются. Но он рассудил так: большие мальчики смеются, потому что он маленький. Это повторялось неоднократно, но Коля ничего мне не рассказывал.
* О безобразиях, которые происходят в школе, Янина Соколова сразу сообщила другим родителям и директору учебного заведения
— Всплыла эта история совершенно случайно, на весенних каникулах, — продолжает Янина Соколова. — Мы в тот день ехали в автомобиле, я спросила сына, хочет ли он в школу. Ребенок отвернулся к окну, помолчал минуту, а потом, вздохнув, сказал: «Да, в школу хочу, а видеть тех старшеклассников, которые врываются за мной в туалет, — нет». Я похолодела. Мысли о том, с какой целью старшеклассники могут врываться в туалет к моему маленькому сыну, были самые страшные. Тем более что он учится в той самой столичной школе, где три года назад сын нардепа Александра Онищенко вместе с одноклассником издевались над первоклашкой. Подкарауливали его в туалете, срывали штаны и, угрожая шваброй, заставляли мочиться и снимали весь процесс на камеру. Когда о скандале стало известно, сына Онищенко, несмотря на влиятельного папу, заставляли из школы уйти. Я перепугалась, что и с Колей могло произойти то же самое, если не хуже. Но виду не подала, чтобы не напугать ребенка. Остановила машину на обочине, повернулась к сыну и как можно мягче попросила рассказать, что он имеет в виду.
Когда он рассказал подробности, у меня был шок. Первое желание — схватить ремень и поехать в школу разбираться. Но я остановила себя. Написала в «Вайбере», в родительской группе, о случившемся и пошла готовиться к эфиру. Когда вернулась, на телефоне уже было куча пропущенных звонков. Со мной сразу же связалась директор школы, пообещала, что решит эту проблему в кратчайшие сроки. На следующий же день она установила обидчиков Коли (причем выяснилось, что они проделывали такие же гадости и с другими детьми, и никто из малышей не признался родителям). Старшеклассников исключили: вызвали их родителей к директору, отдали им документы детей и сказали, что в этой школе им делать нечего. Кроме того, на входе в туалеты поставили видеокамеры. Что происходит в кабинках, там, конечно, не видно, а вот кто и когда заходит в туалет, можно отследить. Кроме того, в школе теперь проводят семинары о том, как распознать буллинг и как правильно на него реагировать.
Лично я считаю, что для защиты наших детей от травли должны быть узаконены две вещи. Первая — шпингалеты в кабинках туалетов. Кажется, мелочь. На самом же деле это вопрос комфорта детей и их безопасности в самые деликатные моменты. Министерство образования запрещает устанавливать задвижки, так как шпингалеты может заклинить и малыши застрянут в кабинках. Как по мне, это не страшно: в крайнем случае, позовут на помощь. Это ерунда по сравнению со страхом, что к ним ворвутся, сфотографируют раздетыми и сидящими на унитазе, а затем выложат в Интернет. Лично знаю детей, которые, став жертвами такого буллинга, вообще боятся ходить в школе в туалет, терпят до дома и тем самым портят себе здоровье.
Второе: Министерство образования должно запретить пользоваться мобильными телефонами в учебное время. Психологи отметили, что в тех школах, где гаджеты изымаются у детей перед уроками и возвращаются после их окончания, процент буллинга почти нулевой. Потому что у детей нет искушения самоутвердиться за счет более слабых, устроив травлю и засняв все это на камеру. Кроме того, в таких школах дети на переменах общаются, а не «залипают» в компьютерных играх, которые нередко вызывают в них агрессию и желание излить ее на других.
Читайте также: Джамала рассказала, как над ней издевались в школе
— К сожалению, в последнее время случаев буллинга действительно стало больше, — рассказывает «ФАКТАМ» клинический психолог территориального медицинского объединения «Психиатрия» Ирина Онищенко. — Причем в основном среди мальчиков. В прошлом году ко мне повально обращались родители детей, которые становились жертвами травли и насилия. В летних лагерях (кстати, дорогих и хороших) старшие мальчики порой принуждали 5—7-летних малышей к оральному сексу и снимали все это на мобильные телефоны. К сожалению, пострадавшие мальчики не говорили об этом воспитателям и не сразу признались родителям. Всего один из них не побоялся оказать сопротивление, заявив, что он таким заниматься не будет. И тут же рассказал о ситуации маме, которая, в свою очередь, обратилась ко мне.
Очень важно, чтобы между родителями и детьми был контакт, доверительные отношения. Мамам и папам нужно с раннего возраста проговаривать с детьми, как им вести себя, если их обижают. Например, дети должны твердо усвоить «правило трусиков»: то, что находится внутри, имеют право видеть только родители и врач. Любая попытка чужих людей дотронуться или увидеть интимные места ребенка — сигнал тревоги, о котором малыш должен мгновенно сообщать родителям.
С другой стороны, иногда дети сами провоцируют насмешки и издевательства сверстников. Например, у одного мальчика, которого я консультировала, постоянно спадали штаны, одноклассники хохотали над ним, фотографировали его оголившиеся ягодицы, а ему такое внимание было только в радость. Родители должны быть очень внимательны к тому, как выглядит и ведет себя их ребенок. Если сам провоцирует издевательства других, нужно разъяснить ему, почему так делать не нужно, подкорректировать поведение. Если же мамы и папы заметили, что малыш стал скрытным, начал грызть ногти, потерял аппетит или, наоборот, объедается чрезмерно, боится засыпать или беспричинно хохочет, им стоит насторожиться. Возможно, их ребенок стал жертвой буллинга.
Бывает, что дети напуганы и не признаются в том, что происходит. Тогда можно схитрить. Например, спросить малыша: «Если бы весь ваш класс, кроме одного ученика, отправился в космос, кого именно ты хотел бы оставить?» Скорее всего, именно с тем, кого назовет ребенок, у него плохие отношения. Если у родителей не получается выровнять ситуацию, нужно обращаться за помощью к психологам.
Читайте также: Пять главных проблем школьников перед 1 сентября и как их решать
В прошлом месяце Верховная Рада приняла законопроект, предусматривающий серьезный штраф за буллинг. Так, насилие и агрессия станут караться штрафом от 40 до 800 гривен, жестокая травля — от 1700 до 3400 гривен, а учителя, скрывающие факт буллинга, будут оштрафованы на 850—1700 гривен.
— Этот законопроект сейчас очень актуален, — объясняет уполномоченный по правам ребенка при президенте Украины Николай Кулеба. — В нем появляется сам термин «буллинг», ужесточается наказание за него. Ведь 51 гривня штрафа, как в случае с избитой в Одессе девочкой, — это насмешка над пострадавшим ребенком. Что касается обидчиков сына телеведущей Янины Соколовой, которых перевели в другую школу, я считаю, это не совсем правильно. Ведь, по сути, проблема не решена, дирекция школы всего лишь избавилась от источника неприятностей.
В США, Канаде, Европе раньше поступали так же: отстраняли буллеров от учебы, переводили в другие школы. Да, в их классе ситуация налаживалась, но зато в новых школах начинались проблемы, потому что агрессивные дети травили новых одноклассников. Тогда проблему стали решать кардинально и систематично: ввели общенациональные программы нулевой толерантности к буллингу, начали проводить специальные уроки с детьми, а педагогов учат выявлять буллинг и противостоять ему.
То же самое нужно внедрить в Украине. Чтобы у преподавателей, к которым обращаются родители с жалобами на травлю их детей, не было желания отмахнуться и сказать: «Да ладно вам, это же просто дети». Янина, конечно, сделала правильно, что подняла эту проблему, заступилась за своего ребенка. Молчать об этом нельзя.
* «Сын теперь гораздо увереннее в себе. И если его попытаются унизить, думаю, сможет за себя постоять», — говорит Янина Соколова
— Да, я вмешалась в ситуацию, но сыну об этом не говорила, — рассказывает Янина Соколова. — Коля уверен, что все решил сам. Ведь, когда его обижали, он просил старшеклассников оставить его в покое. Они его больше не трогали (потому что их выгнали со школы). Вот Коля и думает, что это его победа. Тут очень важный психологический момент: малыши, доверяя родителям, должны расти самостоятельными, а не думать, что их влиятельные мамы и папы могут все «порешать». Коля, веря, что решил проблему с обидчиками, стал гораздо увереннее в себе. В следующий раз, я думаю, если его попытаются унизить, он сможет за себя постоять.
Напомним, ранее «ФАКТЫ» публиковали советы психолога, как ребенку не стать жертвой буллинга.