Происшествия

Это была их вторая встреча: почему в Киеве школьник набросился на учительницу и едва не убил ее

19:09 — 12 сентября 2018 eye 3048

В столичной специализированной школе «Эллада» (№ 94) произошло ЧП — 10 сентября ученик восьмого класса проломил учительнице голову стулом, после чего несколько раз пырнул ее ножницами. Это случилось на уроке информатики, когда детям озвучивали результаты их самостоятельной работы. После того как одному из школьников сказали, что он не справился с заданием, подросток напал на педагога. Учительницу госпитализировали с травмой головы и колото-резаными ранами. Агрессивного школьника тоже забрали в больницу.

Пострадавшей учительнице 64 года. Женщине сделали несколько операций. Сейчас ее жизни уже ничто не угрожает, но впереди длительная реабилитация.

В школе, где произошло ЧП, агрессивного ученика знают плохо. Он новенький, в школу № 94 пришел 1 сентября нынешнего года. Успел проучиться всего шесть дней. До этого жил в Калуше Ивано-Франковской области. Мама мальчика с журналистами не общается. «ФАКТЫ» попытались выяснить, что стало причиной агрессии и каким этого ребенка запомнили в прежней школе.

— Для нас это шок, — сказала «ФАКТАМ» директор киевской школы № 94 Виктория Кузьменко. - С детьми, которые присутствовали на уроке, теперь работает психолог. Они говорят, что у этого мальчика с учительницей не было никакого конфликта. Некоторые СМИ написали, что ученику поставили плохую оценку. Это была даже не оценка: учительница просто смотрела, кто справился с самостоятельной работой, а кто нет. Тем, кто справился, ставила плюс, тем, кто нет — минус. Этому ребенку поставила минус. Дети рассказывали, что он неожиданно сорвался с места и ударил учительницу по голове стулом. Разбил ей голову. А когда она наклонилась, чтобы вытереть с пола кровь, несколько раз ударил ее ножницами в спину. Медсестра, которая до приезда «скорой» пыталась оказать учительнице помощь, говорила, что она потеряла минимум пол-литра крови. Там все было в крови…

— Подросток не пытался убежать?

— Нет. Он сидел в состоянии ступора и ни на что не реагировал. Такой же безучастный взгляд у мальчика был, и когда приехала его мама. Мы вызвали «скорую» и для него, потому что он был явно не в себе. Что касается учительницы, то ранения тяжелые — задето легкое. У нее был пневмоторакс, ее пришлось срочно оперировать. Сейчас ее состояние стабильное. Но врачи говорят, что на восстановление уйдет не меньше месяца.

По словам Виктории Кузьменко, подросток видел эту учительницу второй раз в жизни. Первый урок информатики у его класса был на прошлой неделе.

— Насколько я знаю, первый раз все было нормально, — говорит директор. — Но на первом уроке учительница никого не спрашивала и не ставила оценок. Я читаю в этом классе математику. Сама наблюдала за этим учеником и не заметила в его поведении ничего особенного. Дважды задавала ему вопрос, он спокойно отвечал. Был немного замкнут, но для новенького это нормально. Перед тем как принимать ребенка в школу, я, естественно, задавала его маме много вопросов. Проверяла успеваемость в предыдущей школе — оценки средние, по некоторым предметам есть девятки и десятки. О проблемах с поведением мама ничего не говорила. А в медицинской справке было написано «здоров». С его мамой я общалась дважды: когда принимала у нее заявление и уже после этого ЧП.

— Как мать ученика отреагировала на случившееся?

— Не могу сказать, что она была шокирована. Мне даже показалось, что мать будто ожидала чего-то подобного. Но не берусь ничего утверждать — в конце концов люди по-разному реагируют на стресс.

На следующий день после случившегося в прессу попали странные рисунки, которые этот мальчик рисовал, когда ему было девять лет. Журналисты нашли их на странице мамы подростка в Facebook. На рисунках кровь, оружие и зомби, которые пилят кровоточащие деревья. И надписи: «Мощь — твоя сила, используй ее вовремя».

Директор одной из школ в Калуше, где раньше учился этот ребенок, рассказал «ФАКТАМ», что родился мальчик в США, и у него есть старший брат.

— Отец этого мальчика — тоже мой бывший ученик, — рассказал «ФАКТАМ» директор школы Михаил Коротич. — Когда у них с женой родились дети, они жили в Америке. Потом развелись — и жена вернулась в Украину. Детей привезла в Калуш. Мальчик, о котором вы спрашиваете, в тот момент только пошел во второй класс. Его брат — на два года старше. Конечно, для детей переезд в другую страну и развод родителей стали большим потрясением.

По словам Михаила Коротича, мальчик два года проучился в их школе, после чего мама увезла сыновей в Киев, где устроилась на работу. Но потом опять привезла мальчиков в Калуш и оставила их на своих родителей. С тех пор о детях заботились в основном бабушка с дедушкой. А в этом году мать опять решила забрать детей в Киев.

— Старший брат был более замкнутым, а ребенок, о котором вы спрашиваете, нормально общался со сверстниками, — говорит Михаил Коротич. — Проблем с поведением не было. Учился средне: ему неплохо давались гуманитарные предметы, с математикой было сложнее. Но скандалов насчет оценок он никогда не устраивал, не был озлобленным, не затевал драк. А его первая учительница говорит, что этому ребенку явно не хватало родительской любви. «Он каждый раз подбегал ко мне и подолгу держал за руку. Хотел, чтобы его обняли, приласкали», — рассказывала учительница младших классов.

— Вы видели его рисунки?

— Только сейчас, когда они появились в прессе. В школе мальчик ничего подобного не рисовал. Когда мы узнали о том, что он натворил, я первым делом пришел к его бывшим одноклассникам. Они точно так же не понимают, как и почему он мог такое сделать: при них мальчик агрессии не проявлял. То, что произошло — ужасно, но мне этого ребенка жаль. И я бы не делал поспешных выводов. Думаю, здесь сыграл роль целый ряд факторов: развод родителей, переезд в другую страну (а потом в другой город), новая обстановка. Учительница информатики, которая видела его второй раз в жизни, поставила ему минус. Как педагог скажу, что детям все-таки нужно давать время на адаптацию. А не с ходу указывать ребенку на то, в чем он, возможно, отстает от одноклассников.

Поведение учителя информатики стало в соцсетях отдельной темой для обсуждения. Родители некоторых учеников написали, что учительница вела себя с детьми довольно резко и, дескать, не всегда ставила оценки объективно. Например, киевлянка Леся рассказала «ФАКТАМ», что эта учительница могла поставить двойку только за то, что у ученика завис компьютер. И, дескать, позволяла себе резкие выражения в адрес учащихся.

— Я даже писала на нее жалобу директору, — рассказала «ФАКТАМ» Леся. — У нее очень странный подход. Что-то не так сказал — двойка. Завис компьютер — тоже двойка. Дочка рассказывала, как учительница в порыве гнева могла подойти и швырнуть на пол то, что лежало у ребенка на столе. Иначе как хамами она детей не называла. Ученица просит разрешения выйти в туалет, а она: «Сядь, хамка!» Детей угнетал такой прессинг. Моя дочь ездила на олимпиады по информатике. Она прекрасно знает предмет, освоила даже те программы, которые не знает эта учительница. Но та все равно ставила ей двойки и тройки. В конце концов я перевела ребенка в другую школу, и одной из главных причин нашего ухода стала именно эта учительница.

— Я бы даже не хотела это комментировать, — сказала «ФАКТАМ» директор киевской школы № 94 Виктория Кузьменко. — Всегда есть люди, которые на волне скандала пытаются отомстить за свои мелкие обиды. И сложно найти учителя, на которого никто никогда не жаловался. Родители бывают разные. Кому-то кажется, что его ребенку занижают оценки или не уделяют внимания, кто-то недоволен чем-то другим… Но в этой ситуации вины учителя точно не было. Все дети говорят, что урок проходил спокойно.

Как стало известно «ФАКТАМ», в Киеве мальчик жил с мамой и ее новым гражданским мужем. Психологи не исключают, что внезапное появление отчима тоже могло спровоцировать нервный срыв у ребенка.

В столичной полиции «ФАКТАМ» сообщили, что подросток не понесет уголовной ответственности, поскольку он несовершеннолетний. Единственное возможное наказание — «принудительные меры воспитательного характера».

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, что в Киеве специальная комиссия отправила в реабилитационный центр ребенка, который держал в страхе всю школу: мальчик бил одноклассников, учителей и даже полицейских.