СУЩНОСТЬ ТАНЦА
Страна: Испания
Мануфактура: Lladro
Время выпуска: 2011
Скульптор: José Javier Malavia
Размер: 61×42 cm
Лимитированная серия 500 изделий
14 сентября 1927 года в Ницце трагически погибла всемирно известная американская танцовщица Айседора Дункан, бывшая жена советского поэта Сергея Есенина. Как потом вспоминала ее приятельница Мэри Дести, с которой они отправлялись на автомобиле на прогулку, садясь в машину, Айседора печальным взглядом окинула присутствующих и, словно предчувствуя беду, произнесла: ''Прощайте, друзья! Я иду к славе…'' Буквально через несколько минут после начала поездки она погибла, удушившись собственным длинным шарфом, попавшим в ось автомобильного колеса.
Вообще-то слава к ней пришла задолго до этого трагического случая. И в Америке, и в европейских странах Айседора (урожденная Дора Энджела) Дункан была к тому времени хорошо известна как танцовщица-новатор, основоположник свободного танца. Ей удалось разработать оригинальную танцевальную систему и пластику, которая содержательно была связана с греческим танцем. Это новаторство пришло к известной американской танцовщице неслучайно. Завоевав популярность у себя на родине, она в довольно юном возрасте совершила артистическое паломничество в Грецию. Там она даже инициировала строительство храма на горе Копанос для проведения в нем танцевальных занятий. Выступления Дункан в храме обычно сопровождалось хором из специально отобранных ею десяти мальчиков. С ними же она выступала с гастролями в Вене, Мюнхене, Берлине. Кстати, там же, в Берлине, Айседора в 1904 году создала школу танцев для девочек.
А потом были длительные гастроли в Россию. Сначала в Россию царскую, затем уже в Россию советскую. Поверив обещаниям министра просвещения РСФСР Луначарского Айседора Дункан переезжает в Москву, где создает танцевальную школу, увлекается социалистическими идеями, влюбляется в талантливого поэта и гуляку Есенина… Но нищета, голод и ужасные бытовые проблемы достаточно быстро отрезвляют знаменитую танцовщицу и вынуждают ее уехать на Запад.
Она страстно любила искусство танца. У нее даже была собственная философия этого искусства. Она говорила: ''Кокетливому, грациозному, но аффектированному жесту красивой женщины я предпочитаю движения существа горбатого, но одухотворенного внутренней идеей. Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли. Фраза ''красота линий'' сама по себе — абсурд. Линия только тогда красива, когда она направлена к прекрасной цели…''
Не раз слыша рассказы об Айседоре Дункан и во время поездки в Ниццу, и во время посещения знаменитого кладбища Пер-Лашез, в колумбарии которого покоится прах легендарной танцовщицы, я представлял ее образ именно таким, как в этой невероятно красивой фарфоровой композиции, появившейся в нашей коллекции относительно недавно. Смотрю на эту танцовщицу — и вижу Айседору Дункан. Кстати, мало кому известно, что Дункан удочерила и воспитывала шестерых своих учениц. А вот двое ее родных детей, сын и дочь, трагически погибли в автомобильной катастрофе… Впрочем, это уже совсем другая история.
А сегодняшним именинникам позвольте по традиции пожелать добра и счастья.